26.01.2020 01:10

«Город на память». 547. Московский Кремль сквозь века

26 января 2020 года
Фотопроект «Город на память». 547. Московский Кремль сквозь века

Каждое из прожитых Москвой столетий отмечено масштабными архитектурными проектами, реализованными на территории Кремля. Когда пришедшие к власти большевики уничтожили половину старых кремлёвских построек, они не изобрели ничего нового — практика массовых сносов применялась и раньше в угоду очередному государю.

Москва не сразу строилась. Расхожее выражение имеет непосредственное отношение к архитектуре Московского Кремля — детинца, с которого в 1147 году началась история столицы.

Первые знаковые события произошли в XV веке во времена правления Дмитрия Донского, когда в Кремле был создан ансамбль православных храмов и монастырей, а деревянные крепостные стены заменены на белокаменные. Спустя столетие при царе Иване III началась масштабная реконструкция с постройкой новых соборов на старых фундаментах — Успенского и Благовещенского соборов, церкви Ризоположения и возведением краснокирпичной стены вместо известняковой. Эти проекты подготовили преимущественно иностранные зодчие — итальянцы Пьетро Антонио Соларио, Алевиз Фрязин (Алоизио да Карезано) и другие их соотечественники.

В те времена, когда Кремль ещё не был закрытой правительственной резиденцией, центром духовной жизни и экскурсионной меккой, вдоль улиц теснились домишки москвичей с огородами и садами. Помимо новых капитальных строений на территории оставалось ещё много деревянных домов бояр, удельных князей и духовенства, их дворы располагались вдоль Спасской, Житничной, Никольской, Троицкой и Чудовской улиц. Житничная улица была рокадой, то есть пролегала параллельно крепостной стене, Чудовская проходила вдоль стен одноимённого монастыря, а остальные улицы вели от Спасской, Никольской и Троицкой башен в центральную часть Кремля — в сторону Соборной площади.

Воцарившиеся на троне Романовы продолжили перестройку архитектурного ансамбля: были возведены Теремной дворец, новые корпуса Приказов и Чудова монастыря, обустроены верховые сады, украшены крепостные башни. В 1680 году по прихоти царя Фёдора Алексеевича краснокирпичные стены покрасили известью и Кремль снова стал белым.

Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург заметно понизил значение Кремля, лишившегося статуса постоянной царской резиденции. Впрочем Пётр I, занимавшийся преимущественно развитием города на Неве, иногда интересовался московскими делами: в 1704 году царь издал указ, запрещающий строить деревянные дома внутри Кремля, а на выгоревшей после недавнего пожара земле распорядился возвести Арсенал.

XVIII век оказался очень неоднозначным, поначалу власти пытались сохранить архитектурное наследие былых эпох — не сносить, а ремонтировать здания. Совсем обветшавшие строения предписывалось сносить с восстановлением «таким же видом как прежде были». Но в 1768 году в Кремль допустили архитектора Василия Баженова, предложившего свой проект Большого Кремлёвского дворца. Баженов замечательный архитектор, но здесь он стал топтаться, словно слон в посудной лавке, уничтожая памятники древнерусской архитектуры. Зачистка стройплощадки проводилась с одобрения им же возглавляемой государственной Экспедиции кремлёвского строения.

Макеты так и не построенного дворца можно увидеть в Музее архитектуры имени Щусева

Василий Баженов ставил перед собой цель «обновить вид сего древностью обветшалого и нестройного града» в соответствии с господствующей тогда эстетикой классицизма — предполагалось не только выстроить новый дворец, но и осуществить коренную перепланировку основных улиц и площадей Кремля, оставив лишь отдельные соборы и строения нарышкинского и петровского барокко. Однако императрица Екатерина II посмотрела смету и в 1775 году отменила строительство дворца. Уже разобранная южная часть крепостной стены была восстановлена.

Однако идея реконструкция Кремля продолжала будоражить архитектурные умы: в 1776 году влиятельный чиновник по делам строительства Пётр Кожин представил план, который предполагал создание в Кремле регулярных площадей, постройку новых дворцов и правительственных зданий с «самонаилучшей фасадой по правилам новейшей архитектуры», а в 1797 году архитектор Матвей Казаков составил новый план общей реконструкции Кремля. Именно Казаков построил здесь здание Сената в связи с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов.

Начало XIX века оказалось плачевным для архитектурного ансамбля: были уничтожены Гербовые ворота, Сретенский собор, часть Потешного дворца, несколько храмов Вознесенского монастыря, комплексы Хлебенного дворца, Цареборисова двора и Троицкого подворья. То, что не уничтожили свои, разрушили враги. 3 сентября 1812 года Наполеон Бонапарт вошёл в Кремль, но огонь и дым московских пожаров вынудили его бежать потайным ходом, а в отместку французский император приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. К счастью, не все заряды сдетонировали, тем не менее урон оказался значительным — восстановить разрушенное удалось лишь к 1836 году.

В том же XIX веке в Кремле появились загадочные артефакты — Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушка, которая никогда не стреляла (хотя современные средства экспертизы позволили вроде бы установить факт одного выстрела). В этих гигантских экспонатах есть нечто мистическое, что во все времена привлекает к ним москвичей и туристов.

Но вернёмся к теме преобразований в Кремле.

В 1838 году Николай I поручил строительство новой царской резиденции — Большого Кремлёвского дворца архитектору Константину Тону, по проекту которого в то же время сооружался храм Христа Спасителя. Работы заняли около десяти лет и были завершены к 1850 году.

В 1847 году была разобрана древнейшая московская церковь — небольшая церковь Иоанна Предтечи на Бору, масштаб которой не соответствовал значению нового сооружения. По мнению архитектора Тона, это был «случайно забытый остаток первобытной московской старины».


Фасад вновь украшен двуглавыми орлами, демонтировавшимися в годы Советской власти.

Внутри Большого Кремлёвского дворца располагалось около 700 помещений, включая главный вестибюль с лестницей, пять парадных орденских залов, приёмные парадные помещения императрицы, жилые покои императорской семьи и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров в духе времени выполнена в разных стилях – от «ренессанса» до «византийско-русского» и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. В залах проходили коронации российских императоров и другие торжественные события.

После реконструкции 1933-1934 годов Александровский и Андреевский залы дворца были объединены в зал заседаний Верховного Совета СССР, рассчитанный на 5000 человек. До открытия Дворца Съездов здесь проходили сессии Верховного Совета СССР и съезды КПСС. Во дворце неоднократно устраивали международные конгрессы, съезды союза писателей, художников, композиторов, архитекторов и деятелей киноиндустрии. В настоящее время весь комплекс Большого Кремлёвского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента Российской Федерации.

Во время строительства Большого Кремлёвского дворца были разобраны все старые сооружения, за исключением Теремного дворца, Грановитой и Малой Золотой палат, включённых в единый дворцовый комплекс. В 1851 году в архитектурный ансамбль добавилось здание Оружейной палаты.

Оружейная палата стала музеем мирового значения, основу собрания которого составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. В музее представлено около 4000 памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века.

Грановитая палата построена в 1487-1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отёсан на четыре грани.

Здание палаты двухэтажное — на нижнем этаже расположен подклет с кладовыми и печью, а верхний занимает квадратный тронный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп.

В XIX веке Грановитую палату соединили с Владимирским залом нового Большого Кремлёвского дворца, причём в интерьерах был воссоздан исторический первозданный декор. Реставраторы привлекли палехских живописцев для росписи стен и даже бронзовые светильники были стилизованы под паникадила XV века. Во все времена палата использовалась как церемониальный зал для проведения торжественных приёмов, обедов и заседаний.

В первые годы советской власти к истории относились не столь трепетно — разобрали Красное крыльцо, вместо которого построили столовую для делегатов съездов. В сносе Красного крыльца наверняка был и идеологический подтекст, ведь по этой широкой лестнице российские самодержцы поднимались на коронование. В царские времена строго соблюдалась иерархия: только государь имел право подъехать к крыльцу в карете, бояре шли к крыльцу пешком, а простолюдинов-челобитчиков даже на нижние ступени не пускали.

Красное крыльцо было восстановлено в 1994 году со всеми украшениями, двуглавыми орлами и каменными львами. Спустя десять лет Владимир Путин повторил путь царей, отправившись на президентскую инаугурацию по этой лестнице. После масштабных реставрационных работ Грановитая палата стала одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.


Здание на Дворцовой улице, построенное в 1651 году как жилые палаты боярина Ильи Милославского, сегодня является единственным сохранившимся в Кремле примером боярских хором. После смерти Милославского палаты перешли в царскую казну и в 1672 году для царской семьи здесь стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, а палаты переименовали в Потешный дворец. При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 году здание приспособили под жильё и канцелярии коменданта Москвы.

В первые годы Советской власти здесь расположился гараж 1-го Автобоевого отряда ВЦИК, укомплектованный автомобилями для обслуживания членов правительства. Позднее это подразделение получило название Гараж особого назначения, который возглавил Степан Гиль, личный водитель Ленина. Первые «Роллс-Ройсы» и «Паккарды» уступили место лимузинам отечественного производства ЗиС-110, ГАЗ-13 «Чайка», ЗиЛ-114 и другим.

По окончании Смутного времени прежние царские покои оказались разграблены и взошедший на престол царь Михаил Фёдорович повелел возвести новый дворец, что и было исполнено коллективом архитекторов. Особенностью Теремного дворца стала анфиладная планировка — это первый пример такой постройки на Руси. В 1637 году отделка новых каменных хором была завершена, их интерьеры произвели впечатление на современников, которые отметили, что палаты построены «зело хитро и причудно».

Первые два этажа Теремного дворца отводились под склады продовольствия и ювелирно-оружейные мастерские, а наверху располагались собственно царские покои — проходные сени, Думная палата (гостиная), Престольная палата с троном, молельня, царская опочивальня, буфетная, «мыленка».


План Кремля. 1915 год: http://retromap.ru

Наступил ХХ век. Во время вооружённого восстания в октябре-ноябре 1917 года Кремль, территорию которого занимали отряды юнкеров, серьёзно пострадал от артиллерийского обстрела революционными войсками. Были сильно повреждены стены, Спасская башня с часами, Никольская башня, Беклемишевская башня, почти все храмы на территории Кремля.

В марте 1918 года официальный статус столицы государства после долгого перерыва вновь вернулся Москве, а Петроград (Санкт-Петербург) наградили утешительным неформальным титулом «колыбели революции». Причём Москва теперь оказалась даже дважды столицей — Союза Советских Социалистических Республик и входящей в состав союза Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В Москве спешно начали искать здания для размещения многочисленных правительственных учреждений и проживания чиновников.

В ходе обсуждения в Совнаркоме Кремль стал приоритетным местом размещения Советского правительства, но были и возражения. Уместно ли народным комиссарам заседать в царских резиденциях? Не будут ли горожане (в первую очередь православные верующие) протестовать против закрытия территории Кремля для посторонних? Не возникнет ли угроза ценнейшим памятникам архитектуры? Прения прекратил председатель ВЦИК Яков Свердлов: «Несомненно, буржуазия и мещане поднимут вой — большевики, мол, оскверняют святыни, но нас это меньше всего должно беспокоить. Интересы пролетарской революции выше предрассудков».

Опасения о сохранности исторических памятников оказались не напрасны: за годы советской власти из 54 сооружений в Кремле 28 были снесены, из 31 храма 17 уничтожены, то есть утрачена половина из существовавших памятников архитектуры. И это не говоря об интерьерах и убранстве церквей и дворцовых залов. Только в 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей из кремлёвских соборов было вывезено более 300 пудов серебра, более 2 пудов золота, тысячи драгоценных камней.

Большой Кремлёвский дворец стал местом проведения съездов Советов и конгрессов III Интернационала, в Золотой палате разместили кухню, в Грановитой — общественную столовую. Малый Николаевский дворец превратился в клуб работников советских учреждений, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря было решено устроить спортзал, в Чудовом монастыре — кремлёвскую больницу.

Как в стародавние времена, в Кремле проживало немало людей. После революции царские паспорта были отменены и в 1925 году появилось постановление Совнаркома «О прописке граждан в городских поселениях», так вот в Кремле были прописаны 2100 человек. Впрочем, к концу тридцатых годов список резко сократился и здесь официально проживал 31 человек — руководители государства и некоторые родственники видных революционных деятелей. После Великой Отечественной войны Кремль перестал быть местом постоянного проживания, последним в 1962 году переселился маршал Климент Ворошилов с семьёй.

В 1933 году уничтожен один из древнейших храмов Москвы — церковь Спаса на Бору, располагавшийся во внутреннем дворе Большого Кремлёвского дворца. На этом месте сооружён гостевой корпус.

Президиум ВЦИК принимал решения о сносах кулуарно, не ставя в известность главу Наркомата просвещения Анатолия Луначарского и авторитетных деятелей науки и культуры. В 1929-1930 годах в рамках антирелигиозной кампании были полностью снесены два древних кремлёвских монастыря, Чудов и Вознесенский, со всеми храмами, церквями, часовнями, некрополями, служебными постройками, а также примыкавший к Чудову монастырю Малый Николаевский дворец, где в 1917 году находился штаб оборонявшихся юнкеров.

На разорённой монастырской земле к 1934 году было построено здание 1-й Советской объединённой школой РККА имени ВЦИК (Школа красных командиров, архитектор Владимир Апышков при участии Ивана Рерберга), но почти сразу курсантов перевели в Лефортово, а строение, ставшее известным как 14-й корпус, занимали комендатура Кремля, секретариат Президиума Верховного Совета СССР и до 1961 года Кремлёвский театр. Здание было выполнено в неоклассическом стиле с выразительным фасадом с портиком и гербом СССР на фронтоне.

Советские архитекторы использовали технологию возведения американских небоскрёбов того времени — с толстыми несущими стенами, укреплёнными внутри двутавровыми металлическими балками. Но что-то пошло не так и 14-й корпус уже в наши дни стал проседать. Строительно-ремонтные работы неспешно продолжались с 2001 по 2014 год пока Владимир Путин не предложил снести здание и воссоздать на этом месте исторические монастыри. Идея строительства Чудова и Вознесенского монастырей вызвала интерес у архитекторов (тем более, что прецедент есть — воссозданный храм Христа Спасителя), но после изучения архивных материалов оказалось, что существует лишь 20% необходимой информации об архитектуре этих монастырей.

14-й корпус был полностью разобран к весне 2016 года и учёные Института археологии РАН получили возможность провести здесь масштабные исследования культурного слоя давно минувших эпох. По завершении раскопок на этом месте был разбит сквер с «археологическими окнами», через которые посетители Кремля могут увидеть древние фундаменты Малого Николаевского дворца и Чудова монастыря.

Во время Великой Отечественной войны в целях маскировки под жилую застройку на стенах Московского Кремля были нарисованы окна, сами стены были частично перекрашены в жёлтый цвет, а на набережную из сада вела «улица», изображённая широким брезентовым полотном, перекинутым через стену. На территории расположились две зенитные батареи, но несмотря на все предосторожности Кремль подвергался бомбардировкам восемь раз. С июля 1941 года по март 1942-го немецкие бомбардировщики сбросили 151 зажигательную и 15 фугасных бомб, некоторые из которых, к счастью, не разорвались. Исторические здания серьёзно не пострадали от вражеских авианалётов, но были уничтожены хозяйственные постройки, нарушены коммуникации. За первые два года войны в Кремле погибло 94 человека и 164 ранено.

Наступило мирное время, маскировку сняли, повреждённые здания отремонтировали, на башнях вновь загорелись рубиновые звёзды — как и много веков назад, Кремль продолжал оставаться важным символом, местом работы правительства и резиденцией главы государства. В то время эта высшая должность называлась — Первый секретарь ЦК КПСС. В 1955 году Никита Хрущёв сделал знаковый шаг навстречу политической оттепели, открыв ворота Московского Кремля для посетителей, теперь москвичи и туристы получили возможность прикоснуться к истории и своими глазами увидеть шедевры архитектуры.

Первое время горожанам разрешалось хаотично передвигаться по кремлёвским мостовым, но вскоре появятся правила, предписывающие ходить только по тротуарам, переходя дорогу на размеченных пешеходных переходах.

Возле Троицкой башни в 1961 году был построен Дворец съездов (современное название — Государственный Кремлёвский дворец). Проект здания в стиле советского модернизма создал главный архитектор Москвы Михаил Посохин, он же координировал работу архитектурных групп Ашота Мндоянца, Евгения Стамо, Павла Штеллера, Германа Львова, которые занимались планами и оформлением отдельных участков — фойе, зала заседаний, зимнего сада.

Подобное общественное и государственное здание под названием Дворец Советов начали строить в 1930-е годы на месте взорванного храма Христа Спасителя, а когда сталинский проект потерпел фиаско, Никита Хрущёв предложил другую идею. В 1959 году он утвердил территорию Кремля в качестве площадки для строительства. Побывав в пекинском Доме народных собраний, Хрущёв оценил масштаб деятельности китайских товарищей и распорядился увеличить вместимость зала московского Дворца съездов с 4000 до 6000 человек.

По первоначальному проекту здание могло вписаться в историческую кремлёвскую архитектуру, но итоговая версия потребовала сноса Старой Оружейной палаты, что и было выполнено. Кратковременные археологические раскопки на месте детинца (кремля) эпохи Юрия Долгорукого дали немало ценной информации, но до прихода экскаваторов учёные успели исследовать лишь небольшую участка, а остальное было уничтожено строителями при рытье котлована.

Дворец съездов был возведён за шестнадцать месяцев и, по легенде, проверен на прочность необычным способом: 15 000 солдат получили приказ маршировать в разных частях здания, а следующей проверкой стал танцевальный вечер при участии труппы Большого театра и 600 пар комсомольцев. XXII съезд КПСС, открывшийся 17 октября 1961 года, положил начало официальным событиям во Дворце.

Во внешнем облике здания вертикальные выступы сочетаются с зеркальными проёмами между ними, фасады облицованы белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, изготовленный скульптором Алексеем Зеленским, позднее заменённый на герб Российской Федерации.

Барельеф на фасаде Дипломатического корпуса Дворца съездов и список кавалеров ордена Победы

Центральную часть здания занимает большой зрительный зал на 6000 мест, декорированный вертикальными деревянными рейками, форма и крепление которых служат наилучшему отражению звука. Малый зал можно использовать в качестве концертной площадки и как банкетный зал, а вокруг этих центральных помещений расположены фойе, подсобные, артистические и технические комнаты. Во внутренней отделке использованы красный карбахтинский гранит, коелгинский мрамор и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева. Оформлением интерьеров дворца занимался Александр Дейнека, профиль Ленина в зале заседаний создал художник Андрей Мыльников.

В 1992 году Дворец съездов был переименован в Государственный Кремлёвский дворец и общественно-политическая программа уступила место концертной составляющей. На сцене ГКД выступали прославленные российские и зарубежные исполнители, оперные и балетные коллективы, а для детворы ещё с советских времён проводится Новогодняя ёлка. В 2013 году в зале была проведена серьёзная техническая модернизация.

Вилли Токарев и Николай Расторгуев за кулисами концерта «Шансон года»

С театром «Кремлёвский балет» сотрудничали Юрий Григорович, Владимир Васильев, Андрис Лиепа. На фото: балетные артисты Марис Лиепа и Илзе Лиепа


Молодые балетные артисты на сцене Государственного Кремлёвского дворца

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Московский Кремль.

Другие публикации

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.

19.06.2020 в 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг


Кадашёвская набережная ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.