1 февраля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 550. Московское такси
Днём рождения московского такси принято считать 4 октября 1907 года. На следующий день газета «Голос Москвы» опубликовала заметку: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливался на углах и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков». Но это не точно. Первыми таксистами можно назвать и извозчиков, чьи брички и пролётки оснащались таксомерами (таксометрами), а пассажиры оплачивали свой проезд по показаниям этого прибора.
«Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке», – сказал банальную вещь пассажир таксомотора «Антилопа-Гну» Остап Бендер: действие романа «Золотой телёнок» происходит в 1920-е годы, когда преимущество автомобильного транспорта перед гужевым стало очевидным. К примеру, ещё в 1924 году таксомоторный парк столицы пополнился 200 новыми машинами «Рено» и «Фиат». А вот в самом первом московском гараже на Старой Басманной улице, построенном «Товариществом автомобильного передвижения» в 1908 году, стояло всего четыре автомобиля. Но спрос на услуги такси был велик и предприниматели быстро заполняли эту нишу, открывая новые конторы и закупая автомобили.
Ещё до революции появилась диспетчерская служба заказа такси по телефону, вышли на линию моторные омнибусы – предшественники маршрутного такси, а также были определены правила «О легковом автомобильно-извозном промысле», сформулировавшие обязанности таксиста. Контроль за соблюдением правил был необходим, так как во все времена среди «моторных извозчиков» находились ловчилы, норовящие что-то подкрутить в счётчике-таксометре в свою пользу. Кстати, таксометры поначалу были двух типов – отсчитывающие расстояние или фиксирующие время в пути.
Во время Первой Мировой войны лучшие машины были мобилизованы в автомобильные роты, но служба такси худо-бедно продолжала работать до середины 1918 года. Советская власть национализировала землю, фабрики и заводы, а также частный автотранспорт, окончательно добив индустрию моторных перевозок. Извозчики воспряли духом, но ненадолго – жёсткая доктрина «военного коммунизма» в 1921 году сменилась Новой экономической политикой, призванной выманить припрятанные эксплуататорами денежные средства, вернуть частное предпринимательство и рыночные отношения. Рынок автопроката отреагировал сразу, но воспользоваться услугами такси могли лишь люди обеспеченные.
В 1924 году Моссовет обратил внимание на плачевное состояние общественного транспорта и стал развивать не только трамвай и автобус, но и службу такси. Спустя год из ворот гаража во 2-ом Дьяковском переулке выехали первые государственные таксомоторы «Рено» с кузовом чёрного цвета и жёлтой полосой на борту, составившие серьёзную конкуренцию частному извозу. Французские машины отличались скошенным капотом и получили прозвище «утюг».
Смотрите старые фотографии: Автомобиль «Рено» с таксометром. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/4167
Смотрите старые фотографии: Такси «Рено» и «Штойр». 1925-1930 гг.: https://pastvu.com/p/852733
В 1929 году столичный таксопарк обновился американскими седанами «Форд-А», которые со временем стали заменяться лицензионной версией «Форда» под нашим названием ГАЗ-А, собранной из заграничных комплектующих на новом автомобильном заводе в Нижнем Новгороде. Машины были выкрашены в синий цвет с бежевой крышей, оснащались таксометрами и флажками «Свободен-Занят».
Смотрите старые фотографии: Первое отечественное такси ГАЗ-А. 1934-1936 гг.: https://pastvu.com/p/24802
В многолюдных местах были оборудованы стоянки для ожидания, на которых выстраивались очереди горожан, желающих воспользоваться такси, но в 1930-е годы нехватка легковых автомобилей продолжала тормозить развитие извоза по тарифу.
Перед войной самым массовым автомобилем в Москве стал ГАЗ-М1 «Эмка», в качестве таксомоторов стали использоваться и представительские семиместные машины ЗиС-101 с кузовами лимузин и фаэтон, причём тариф за проезд в комфортабельном ЗиСе был выше, чем в «Эмке». К концу тридцатых годов в городе насчитывалось 3500 таксомоторов и для удобства горожан ещё в 1934 году возобновил работу сервис заказа машины по телефону.
Во время Великой Отечественной войны «Эмки» массово отправлялись на фронт, а громоздкие и прожорливые ЗиСы остались на хранении в таксопарках или были вывезены в эвакуацию. Формально такси в Москве существовало, но немногочисленные оставшиеся машины использовались по заказам предприятий, например, в службе инкассации. Кстати, автомобили с шашечками и в последующие десятилетия привлекались для перевозки денег из магазинов в банки, а инкассаторские фургоны-броневики появились гораздо позднее.
Наступило мирное время и по московским улицам вновь зашуршали шинами сотни таксомоторов. Таксопарки укомплектовывались новенькими ГАЗ М-20 «Победа», вместительными лимузинами ЗиС-110 (Завод имени Сталина в Москве) и ЗиМ ГАЗ-12 (Завод имени Молотова в Горьком). Водители на лимузинах привлекались также для обслуживания делегатов съездов КПСС и сессий Верховного Совета СССР, участников международных конференций и совещаний.
Смотрите старые фотографии: Такси «Победа». 1948 год: https://pastvu.com/p/77841
ЗиС-110
Смотрите старые фотографии: Такси ЗиС-110. 1953 год: https://pastvu.com/p/110887
Автомобиль ЗиМ
Помимо радикального обновления подвижного состава таксопарки приготовили пассажирам ещё несколько новшеств. Впервые на борта машин стал наноситься опознавательный знак – «шашечный пояс», который в 1958 году трансформировался в логотип на передней дверце – несколько шашечек и буква «Т» в круге. Тогда же на ветровом стекле зажёгся первый зелёный огонёк, показывающий, что такси свободно. По легенде, первым прикрепил зелёный фонарик кто-то из водителей, другие подхватили идею и вскоре фонарик стал неотъемлемым атрибутом таксомоторов. Основным отличительным цветом машин был серый, но и другие цвета и оттенки имели право на существование.
Стоянка на Комсомольской площади
Смотрите старые фотографии: Стоянка на Комсомольской площади. 1950-1956 гг.: https://pastvu.com/p/947869
Смотрите старые фотографии: Такси на Комсомольской площади. 1952 год: https://pastvu.com/p/891598
В пятидесятые годы сформировался специфический менталитет таксиста. Дело в том, что водитель работает с деньгами, должен давать план и привозить в парк определённую сумму выручки, и тут в ход шли разнообразные уловки, чтобы получить с пассажира больше денег и желательно получить «чаевые». Впрочем, некоторые пассажиры отвечали взаимностью и пытались обмануть таксиста, которому ещё приходилось «отстёгивать» и милиционерам-орудовцам, и механикам в гараже за срочный ремонт, и за место на прибыльной привокзальной стоянке. Кроме того, профессия стала опасной – к концу смены у таксистов на руках накапливались крупные суммы, привлекавшие грабителей.
Тем временем, МЗМА (Автозавод имени Ленинского комсомола) выпустил малолитражки второго поколения, которые пополнили столичные таксопарки. Для работы в такси предназначалась модификация «Москвич-403Т», укомплектованная необходимыми аксессуарами. Впрочем, «Москвичи» постоянно отставали от автомобильной моды и даже на момент начала выпуска выглядели консервативно. В 1956 году в СССР начался эксперимент по введению каршеринга и «Москвичи» предлагалось брать на прокат без водителя. Затея потерпела фиаско по причине несознательности советских людей, воровавших с машин запчасти и часто попадавших в аварии.
Такой «Москвич» стал одним из главных героев киноленты «Зелёный огонёк» (1964). По сюжету фильма машина перед списанием в последний день работы досталась молодому шофёру Сергею (актёр Алексей Кузнецов). А другие водители таксопарка уже давно пересели на «Волги» ГАЗ-21.
Вероятно, «Победа» была лучшим советским автомобилем, но технологии не стоят на месте, инженеры НАМИ и ГАЗа работали над рестайлингом успешной модели и в итоге под влиянием американской школы автомобилестроения создали ГАЗ-21. По советским меркам «Волга» смотрелась весьма свежо, смело, необычно и машины первой серии сразу пополнили московские таксопарки. Разработчики с самого начала пытались учесть пожелания водителей такси и именно таксисты стали одними из главных испытателей первых серийных «Волг»-такси в 1957 году.
Смотрите старые фотографии: Такси ГАЗ-21. 1957 год: https://pastvu.com/p/84293
Смотрите старые фотографии: Такси ГАЗ-21. 1961 год: https://pastvu.com/p/111811
На нынешних коллекционных ГАЗ-21 разных серий реставраторы совмещают накапотную фигурку оленя и брендирование кузова шашечками. Однако на самом деле в такси работало совсем немного машин «с оленем».
«Победы» были списаны из таксопарков в 1962 году, эксперимент с новыми «Москвичами-408» оказался неудачным и «Волга» ГАЗ-21 оказалась единственной моделью, работавшей в московском такси. Машины окрашивались преимущественно в серый или бежевый цвета, встречались и чёрные такси.
В конце шестидесятых годов автомобили с шашечками стали издалека заметны в транспортном потоке: кузов – белый, крыша – красная, за что новая фирменная окраска получила прозвище «Красная шапочка». После пробега 300 000 километров машины подвергались капитальному ремонту и продолжали эксплуатироваться в такси.
Одновременно с запуском производства ГАЗ-21 конструкторы начали размышлять над следующей моделью «Волги», но работы затянулись на десять лет и лишь в 1970 году легковой автомобиль ГАЗ-24 с принципиально новым дизайном кузова заменил предшественника на конвейере. Для работы в такси были созданы две модификации – седан ГАЗ-24-01 и пятидверный универсал ГАЗ-24-04. Москвичи теперь узнавали такси не по «красной шапочке», а по светло-салатовому цвету кузова.
Смотрите старые фотографии: Такси ГАЗ-24. 1978-1981 гг.: https://pastvu.com/p/85316
Смотрите старые фотографии: Такси ГАЗ-24-04 «Волга» с кузовом универсал. 1981-1985 гг.: https://pastvu.com/p/7369
К Олимпиаде-80 машины стали массово перекрашивать в жёлтый цвет, вероятно, ожидая наплыва американских туристов, привыкших к своему Yellow Cab. На самом деле, жёлтый не является каким-то общепринятым в мире цветом окраски таксомоторов, в разных странах такси может быть белым, кремовым, красным, синим или чёрным. А вот колпак с подсветкой на крыше – действительно обязательный атрибут такси в любой стране.
Основанная в 1968 году компания «Мосавтолегтранс» объединила все таксопарки и комбинаты легкового транспорта, централизованно осуществляя техобслуживание и ремонт машин, создавая стоянки, координируя работу диспетчерских. К восьмидесятым годам пассажиров обслуживали почти 19 000 автомобилей такси.
Смотрите старые фотографии: Таксомоторный парк № 1 в Графском переулке. 1948-1955 гг.: https://pastvu.com/p/391134
Таксомоторный парк № 3 на улице Вавилова
Таксомоторный парк № 5 на Краснохолмской набережной
Таксомоторный парк № 13 в переулке Добролюбова
Но с распадом СССР на рынке такси воцарился хаос, государственные автопарки вместе с машинами были распроданы и пассажиров стали перевозить частные компании и водители-«бомбилы». Сервис заказа такси по телефону работал неторопливо, стоимость проезда определялась по взаимной договорённости, а не по счётчику, машины были старые. Таксисты могли стать жертвами рэкетиров-вымогателей да и сами не гнушались участвовать в криминальном бизнесе.
В 2011 году Департамент транспорта Москвы приступил к созданию сектора легального такси, только за один этот год было выдано около 17 000 разрешений на осуществление таксомоторной деятельности, утверждён регламент по осуществлению контроля за перевозками. 2012 год оказался переломным по вытеснению с городских улиц таксистов-нелегалов, многие из которых предпочли выйти из тени и стать индивидуальными предпринимателями.
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил: «Мы будем продолжать работать над тем, чтобы такси чувствовало себя всё более и более комфортно. Это означает — будем выделять стоянки для машин, наводить порядок возле железнодорожных и авиационных вокзалов, давать возможность проезда по выделенным полосам для общественного транспорта, способствовать покупке новых машин. Сегодня по количеству машин такси мы вышли на уровень Нью-Йорка. В целях поддержки легального предпринимательства упростилась процедура выдачи разрешений на таксомоторные перевозки, производятся выплаты субсидий на возмещение части затрат по оплате аренды машин, а для повышения уровня подготовки таксистов на базе учебного комбината ГУП «Мосгортранс» организованы учебные курсы».
По мнению аналитиков, в топ автомобилей московского такси входят преимущественно иностранные модели Ford Focus, Ford Mondeo, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Kia Rio, Renault Logan, Skoda Octavia, Nissan Almera, Chevrolet Lacetti, а также отечественная Lada Granta. Как информирует Департамент транспорта, в таксомоторной отрасли в Москве заняты более 80 000 работников, 890 000 пассажиров в сутки пользуются услугами такси, средний чек составляет 464 рубля, среднее время ожидания подачи машины – 5 минут.
Согласно стандарту московского такси все автомобили имеют жёлтый цвет кузова, шашечный пояс, опознавательный фонарь, а у водителя есть официальное разрешение на работу, подтверждённое визитной карточкой с фотографией.
Маршрутное такси появилось в 1930-е годы и было призвано разгрузить наиболее востребованные направления, в первую очередь железнодорожные вокзалы. Перевозка пассажиров осуществлялась на бортовых грузовиках ГАЗ со скамейками в кузовах, а в центре города курсировали лимузины ЗиС-101. Во время Великой Отечественной войны сервис не работал, а после победы возродился – в качестве «маршруток» использовались всё те же грузовики-«полуторки» и расконсервированные ЗиСы.
Смотрите старые фотографии: Маршрутное такси. 1947 год: https://pastvu.com/p/99101
В 1959 году на Рижской автобусной фабрике развернулось серийное производство десятиместных микроавтобусов РАФ-977 «Латвия», которые поставлялись и в Москву. Проезд в маршрутном такси стоил 15-20 копеек, дороже, чем в автобусе, зато пассажиры ехали в комфортных условиях. В 1976 году появилась новая версия микроавтобуса – РАФ-2203. «Рафики» компенсировали нехватку рейсовых автобусов на загруженных маршрутах – курсировали по крупным городским магистралям, между большими универмагами и вокзалами. Особенностью «маршруток» была возможность остановки микроавтобуса для посадки и высадки пассажиров вне остановочных пунктов.
Смотрите старые фотографии: Маршрутное такси РАФ-977 на ночном маршруте. 1964 год: https://pastvu.com/p/83885
Смотрите старые фотографии: Маршрутное такси РАФ-2203. 1977 год: https://pastvu.com/p/11337
Служба маршрутного такси относительно спокойно совершила переход от плановой советской экономики к рыночным отношениям: частные предприниматели приватизировали гаражи и закупили микроавтобусы ГАЗ-3221 «ГАЗель», серийное производство которых началось в 1996 году. Машина была рассчитана на перевозку 13 пассажиров и оборудована широкой сдвижной дверью. В Москве лидирующие позиции заняла компания «Автолайн», начинавшая с советских «рафиков», а к 2006 году её парк состоял из 2000 собственных и 700 арендованных микроавтобусов, включая Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и другие качественные иномарки.
В целом «маршрутки» были очень востребованы в столице, но вот уровень обслуживания оставлял желать лучшего – частные перевозчики в погоне за прибылью выпускали на линию разбитые «ГАЗели» с лихими восточными водителями. В 2015 году городские власти начали поэтапное реформирование службы, переводя коммерческих перевозчиков на государственные контракты. В ходе реформы компании прошли переаттестацию, кардинально обновили подвижной состав, который теперь выкрашен в синий цвет, – единый цвет всего наземного городского транспорта в Москве. В 2016 году работа старых маршруток по нерегулируемым тарифам оказалась вне закона – оплата проезда теперь осуществляется без участия водителя посредством валидации транспортных и социальных карт.
В 1946 году сошли с конвейера первые автомобили ГАЗ-51, которые в Москве стали эксплуатироваться в качестве грузовых такси. Спустя десять лет началось серийное производство моделей грузового такси ГАЗ-51Т и грузопассажирского такси ГАЗ-51Р, отличавшегося откидными скамейками в кузове, калиткой в заднем борту и лесенкой. Внешне это были обычные бортовые грузовики с брезентовым верхом, только на дверцы кабины наносились опознавательные шашечки. Услуги грузоперевозок оказались очень востребованы новосёлами, переезжавшими в новые квартиры в панельных пятиэтажках, и дачниками.
Смотрите старые фотографии: Грузовое такси Мострансагентства. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/31288
Преемниками старого «газона» стали ГАЗ-52 и ГАЗ-53, производившиеся в Горьком с 1961 по 1993 год. Специально для службы грузового такси была создана модификация с просторным цельнометаллическим кузовом.
На фото: клоун Дэвид Ларибле в роли пассажира такси в Большом Московском цирке
Таксисты вошли в историю массовой культуры, став персонажами кинофильмов и героями анекдотов. В мировом кинематографе баранку такси крутили Олег Ефремов, Аркадий Райкин, Анатолий Папанов, Роберт де Ниро, Брюс Уиллис, Сами Насэри, Вайнона Райдер, Мел Гибсон, Джеки Чан, Дуэйн Джонсон.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Волга, такси, город на память, победа, прогулки по Москве, ЗиС, маршрутка.