Кто только сейчас не сочиняет детские сказки. Мадонна, Пол Маккартни, Люк Бессон, Принц Чарльз, Барак Обама, белорус Павел Пряжко…
Новый премьерный спектакль в Театре на Малой Бронной – «Лунная масленица» получился абсолютно «чудесатым» и без сомнений был сотворён не без помощи волшебной палочки, которая имеется в наличии у режиссёра Филиппа Григорьяна и у всей его славной команды. Иначе как объяснить то гипнотическое вовлечение в действие, которое оказывает эта арт-хаусная детская нуар-комедия на зрителей?
О чём «Лунная масленица»? Так быстро и не сообразишь, поскольку нет однозначного ответа и трудно определить развлекательный спектакль или поучительный, детский или не очень. Скорее та самая золотая гармоничная середина, когда не передавливают с нравоучениями, но оставляют границы толкования открытыми. Дети ведь не так внимают словесным установкам, как способны гораздо более эффективно пропускать информацию через чувства, понимая больше, чем было сказано, и получая в итоге уникальную эмоциональную отдачу. Им будет близок язык спектакля, лёгкий и метафоричный, сродни бабочке, которая в нём одна из главных героинь. Взрослым же спектакль дарует осознание скучной зависимости от тех ламповых героев из своего детства, которых мы в собственной ностальгии пытаемся навязать детям в качестве примеров поведения. Но наши дети – другие, и какая радость, оказывается, может находиться в свежести сюжета, а ещё в художественном театральном языке, с помощью которого так красиво и эстетски подводят к важным проблемам взаимоотношений между людьми, экологии и даже ЗОЖ! Какую радость таит отсутствие предсказуемости и отключение внутреннего «автопилота»! Принципиального новаторства в сюжете сказочной истории, написанной серьёзным и «взрослым» драматургом Павлом Пряжко нет, но в спектакле полностью отсутствует линейная интерпретация ощущений, что есть гигантский плюс. Объёмные новые образы сдвигают существующие ментальные настройки и буквально телепортируют в пространство необычной сказки, лишь кажущейся незамысловатой, в меру наивной, в меру интеллектуальной.
Спектакль невообразимым образом вобрал в себя льюискэролловские интонации, философскую грусть Меттерлинка, архаику русского фольклора, кинематографическую жуть Хичкока и мультипликационный шарм Диснея. Всё вместе и даже больше вместилось в планетарную футуристическую сказку, действие которой разворачивается на земной и лунной поверхностях.
В роли объединяющих поколения ценностей – дети с ангельскими крыльями, которые на наших глазах сошли со звёзд и выбрали себе родителей (Аскар Нигамедзянов и Алла Иванцова).
В спектакле есть весьма далёкие от классических стандартов плохиши – гламурный Лунный жир (Максим Шуткин) и «страшная аж жуть» по-вологодски окающая русско-народная Темнота на курьих ножках (Дмитрий Цурский).
Есть милота – олдскульные герои тетушка Пыль (Людмила Хмельницкая/ Вера Майорова), которую дядюшка Сырость с пышными усами (Александр Терешко) умилительно называет «душенькой». Человечек из часов Бум-тик в атласном халате с обшлагами (Александр Макаров). Смешной робот (Олег Кузнецов) и гусеница-бабочка с мультяшным голосом в меховой шкурке (Лина Весёлкина).
Есть увлечённые работой родители (ну-ка, кто не признал себя в них, поднимите руки). Свет далёких звезд отражается в их золотых скафандрах луноходцев и добывателей лунного сыра (Дмитрий Варшавский и Дарья Бондаренко).
Сильное впечатление оставляет летящая сценография, втягивающая в себя подобно «кроличьей норе» и заставляющая глаза путешествовать в постоянно меняющихся декорациях. У спектакля фантастическая визуальная картинка, а стилевое оформление напоминает листание страниц в книжке. На сцене по-цирковому поднимают актёров ввысь, погружают в зловещий мрак, рисуют светом яркие разноцветные «пятна Роршаха», управляют ветром и огнём из сопла ракеты, запускаемой в космос. В чёрно-кожаном костюме Темноты в сочетании с облачением медсестры и курьими лапами не отказался бы выйти на красные дорожки эпатажный Билли Портер.
Язык ассоциаций в спектакле не менее силен, чем визуальный. Проблемы суетного мира взрослых подчеркивает бездушность и обезличенность хайтековского интерьера, а одушевленные Пыль, Сырость и Старинные часы олицетворяют сердечность старшего поколения. Робот, умеющий чувствовать и распускать на себе цветы, и умилительная бабочка-гусеница своего рода символы содружества прогресса и природы. Удивило, что дети, выбрав своих родителей, ведут себя более жертвенно, чем сами родители, которые присутствуют в их жизни, прячась за подарками и пустыми обещаниями.
Синергия талантливых людей – великая сила! В Театре на Малой Бронной однозначно превышена их концентрация. Только влюблённые в искусство люди, «романтики с большой дороги» способны творить настоящее Ars vitae на театральной сцене, а форма детской сказки здесь лишь вежливая условность. Спектакль «Лунная масленица» предназначен для семейного просмотра и для продвинутых пап и мам. Возрастные качели от 6- к 6+ и до 100+.
Режиссер-постановщик — Филипп Григорьян
Сценография и костюмы — Филипп Григорьян и Влада Помиркованная
Консультант постановки — Илья Кухаренко
Хореограф — Анна Абалихина
Композитор — Андрей Борисов
Художник по свету – Сергей Васильев