“Боже мой, Матерь Божья, этот человек снова заманил меня в ловушку, уже второй раз. Выхода нет. “Старый муж, грозный муж…”
Предсмертная записка Анны В-ской
Похоже 14 февраля навеяло еще одну премьеру о страстной любви с печальным концом. Эта история по первому впечатлению похожа на бульварный роман. Основанная на реальных событиях, она послужила сюжетом для известного бунинского рассказа, а спустя семь десятилетий вдохновила Елену Гремину на создание театральной пьесы. Как будто сам воздух времени на очередном изломе, заставляет писателей, драматургов, режиссеров, снова обращаться к теме внутренней свободы и невозможности без нее жить и дышать.
К зрителям лично вышел режиссер Максим Иванов и пригласил нас окунуться в авантюрную историю, настраивая на насмешливо-романтический лад под звуки волшебной французской музыки. О, Париж! Мир сумасшедшей романтики, где воздух наэлектризован, напоен желанием и страстью. Но почему-то здесь мы встречаем не счастливых влюбленных, а странного пожилого мужчину, пристава следственных дел в отставке Антона Фёдоровича Кастелли. Он один бродит по улицам, не понимая ни красоты, ни радостного ощущения свободы. Чуждый самому духу этого города и самый неуместный здесь человек. С каким нескрываемым раздражением, даже ненавистью, этот персонаж (актер Дмитрий Костяев) произносит свой текст! Он нервно перебирает и разбрасывает какие-то бумажки, хранящие детали давней истории убийства (или самоубийства) молодой актрисы, истории, которая не дает ему покоя вот уже 13 лет.
Сначала все было просто: корнет убил свою возлюбленную, то ли из ревности, то ли из-за несчастной любви, а потом испугался. Но если это обычный авантюрный роман, то почему у зрителя возникает чувство неудовлетворённости, незавершенности, ощущение, будто мы упустили что-то очень важное?
Итак, кто наши герои? Эти двое вместе грезят о Париже, хотят сбросить свои оковы. Анна мечтает оставить сцену, Александр — снять мундир. При этом он совершенно неприспособленный к жизни человек. Его послужной список мог бы выглядеть так: собирался, но. Не написал Льву Толстому, не прочитал нужную книгу, не испросил благословения на брак, и в конце концов, не застрелился. Хотя тоже собирался. Немного комичный и печальный образ неуверенного, резкого, многообещающего, но абсолютно нерешительного главного героя создал актер Сергей Рогачков. Этакий декадентский вариант Обломова.
Анна — актриса, экзальтированная яркая женщина, разбившая немало сердец. Из всех поклонников она почему-то выбирает этого странного юношу. Но их надежды на будущую счастливую жизнь тают с каждым днем, а с ними все более ослабевает их связь с этим слишком материальным, слишком земным миром. Главная героиня в исполнении актрисы Натальи Лесниковской передвигается по сцене порывисто, стараясь скорее пробежать, чем пройти, как будто чувствует, что в этой жизни для нее остается все меньше места.
Ощутимый контраст этой парочке составляет кухарка Лукерья, заполняющая собой все свободное пространство сцены. От нее исходит не просто сила, а вся земная мощь. Ее сильный голос, неприкрытая сексуальность привлекают и завораживают! Она, как сорная трава, прорастет и выживет везде. Полнокровная, всегда знающая чего хочет, готовая без всякого стеснения взять свое – такой представила нам свою героиню неподражаемая Сесег Хапсасова.
Пьеса поставлена в жанре «soundrama». Музыка выступает здесь полноправным действующим лицом, сопровождает действие, то вовлекая в чувственный ураган, то напитывая воздух предгрозовым настроением под барабанные раскаты, то подчеркивая ключевые детали низким тревожным голосом контрабаса.
Детали, детали! Часто именно в них прячется нечто важное, отчего бульварный роман в один момент превращается в тонкую психологическую драму. Действие спектакля построено таким образом, что детали раскрываются не сразу, а постепенно, всплывают в обрывках фраз, или в странных предсмертных записках. И от этого ясности становится все меньше, а вопросов все больше. Так кто же истинный убийца? Кто этот, «странный муж, грозный муж», который заманил ее в ловушку? Каждое хорошее произведение заставляет нас искать ответы в себе и в своей жизни.
Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Соколе.