Хотя в далёком 1965 году Мазутный проезд был переименован в улицу Павла Корчагина, название Мазутка до сих пор сохраняется в памяти местных жителей.
Впервые застройка к востоку от села Алексеевского указана на плане Дзержинского района 1934 года – вдоль Ярославской железной дороги располагались городки Наркомтяжпрома и Метростроя. На том же плане отмечен и Мазутовский проезд, названный по ещё дореволюционному предприятию акционерного общества «Мазут».
Смотрите старые карты. План Дзержинского района города Москвы. 1934 год: http://retromap.ru/131934_z15_55.815895,37.650146
План Москвы. 1952 год: http://retromap.ru/051952_z16_55.815546,37.651069
В 1952 году был издан самый лучший (потому что самый подробный) план советской Москвы с указанием деревянных и кирпичных зданий – на нём видно, что к тому времени Мазутка была плотно застроена деревянными избами и бараками. Мазутный завод представлял собой огороженную территорию с производственными корпусами и цилиндрическими резервуарами для хранения нефтепродуктов. Вероятно, предприятие не стало большим и значимым – на плане не видно подъездной ветки со стороны Ярославской железной дороги. Для сравнения: на крупном нефтемаслозаводе в Ростокино терминал был сооружён в нескольких метрах от путей Московской Окружной железной дороги и сырьё перекачивалось на завод прямо из цистерн.
Мазутовский проезд в 1949-1965 годах назывался Мазутным, а после был переименован в улицу Павла Корчагина в честь литературного персонажа, главного героя романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Так сложилось, что позже на Мазутке закалялись криминальные авторитеты и ковались кадры для преступных группировок. По воспоминаниям старожилов, место действительно было бандитское и хулиганское, но вряд ли надо демонизировать Мазутку. А какая пролетарская окраина была иной – везде сходились в драках район на район и почти везде создавались криминальные сообщества.
С началом периода индустриального домостроения городские власти обратили внимание на Мазутку, как на вполне привлекательную территорию для застройки – лишь железная дорога отделяла район от лесопаркового массива Сокольников.
Смотрите старые фотографии: Вид со здания Мосгипротранса на Сокольники и Лосиный остров. 1975 год: https://pastvu.com/p/6593 На переднем плане – дом Жолтовского в Рижском проезде и платформа Маленковская.
Один за другим здесь вырастали жилые дома, в том числе парадные сталинки для ответственных партийных работников и чиновников – в этом районе построен один из четырёх московских жилых домов авторства известного архитектора Ивана Жолтовского. Помимо «воров в законе» на Мазутке выросли будущие финансисты Михаил Прохоров и Михаил Ходорковский, рок-музыкант Константин Кинчев, жили уже известные люди, такие как Владислав Третьяк, Анатолий Карпов, Лион Измайлов, Михаил Задорнов и другие.
Мазутный завод давно прекратил существование, но в окрестностях сохранялись автотранспортные предприятия, Завод экспериментальных сплавов, завод «Водоприбор». Спустя несколько десятилетий район окончательно избавился от промышленности и стал полностью спальным с очень разнообразным жилым фондом – от пятиэтажек до огромных жилых комплексов.
Предыдущий сюжет «Город на память» был посвящён истории старинного села Алексеевское. По северной окраине бывшего села проходил 3-й проезд Алексеевского студгородка – нынешняя улица Бориса Галушкина, ведущая в сторону Сокольников. Улица переименована в 1965 году в память о Герое Советского Союза командире партизанского отряда Борисе Галушкине, погибшем в бою.
Улица Бориса Галушкина, 4с1 – здание пожарной части построено в 1940 году. По воспоминаниям советского разведчика Павла Судоплатова, во время войны у этого здания было секретное предназначение. В октябре 1941 года после переоборудования дома и обустройства бункера-бомбоубежища здесь разместился резервный пункт командования НКВД, созданный на случай боевых действий в городе и призванный координировать действия советской разведывательной сети. Возглавлял штаб нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Сейчас это один из корпусов Академии ГПС МЧС.
Пожарный автомобиль ГАЗ-63 ПМГ-19 на постаменте
Ярославская улица, 23 – учебный корпус (1952)
Смотрите старые фотографии: В тридцатые годы здесь был построен Алексеевский студенческий городок. 1970 год: https://pastvu.com/p/92037
Смотрите старые фотографии: Строительство школьного здания в Алексеевском студгородке. 1957 год: https://pastvu.com/p/167572
В 1977-1978 годах к XXII Олимпийским играм на месте студгородка возвели четыре одинаковых здания для размещения спортивных журналистов (пресс-центр располагался по соседству в гостинице «Космос»). Позднее комплекс стал использоваться в качестве студенческих общежитий, в которых сейчас проживают учащиеся Академии ГПС МЧС, ВГИК, Московского политеха и Финансового университета.
Крышка люка на территории больницы № 40. Судя по устаревшему написанию слова «водостокъ», крышка могла быть изготовлена ещё до революции, но не факт. В 1918 в Советской России был принят декрет «О введении новой орфографии», исключивший твёрдый знак на конце слов. Впрочем, промышленность на изменения в правописании не могла отреагировать быстро и продолжала использовать старорежимные отливки.
Улица Бориса Галушкина, 17 – жилой дом серии II-02 (1958, архитектор Дмитрий Бурдин). Целый комплекс таких «красных домов» украсил улицу Строителей (метро «Университет») и ещё одно одиночное здание возведено на улице Куусинена. Окантовка фасада лепными хвойными ветками органично смотрится на севере Москвы, где росло немало хвойных деревьев. Этот элитный дом изначально предназначался для аппарата ЦК КПСС, но заселились в него и сотрудники авиационного Опытного конструкторского бюро имени Люльки.
Улица Касаткина, 16Б – вероятно, старейший жилой дом района (1933)
Улица Бориса Галушкина, 23 – фонтан с играющими белыми медвежатами построен в конце 1950-х годов по решению директора опытного завода № 165. В те времена фонтаны с большими чашами («плескательные бассейны», в них могли купаться дети) открывались во дворах разных московских районов, в том числе в экспериментальном квартале Новых Черёмушек. Один из последних подобных фонтанов-бассейнов не так давно был демонтирован в Сетуни.
В этих местах завершается улица Павла Корчагина, в былые времена известная как Мазутный проезд. Улица Павла Корчагина, 22 – Всесоюзный заочный политехнический институт (1957), в 1964 и 1975 году были возведены ещё два корпуса, вуз не раз менял название, сейчас в этих зданиях располагается Факультет экономики и управления Московского политеха.
Улица Павла Корчагина, 17 – типовое школьное здание (1959, архитекторы А.Степанов и И.Чекалин). Проект крупноблочного школьного здания на 880 учащихся был разработан Мастерской № 16 института Моспроект в 1957 году в двух версиях – МЮ и МС, несколько отличающихся планировкой помещений. Характерной особенностью этих серий стало оформление фасада пилонами с профилями литературных классиков – Пушкина, Толстого, Горького и Маяковского. Интересно, что поначалу архитекторы рассчитывали на лучшую шумоизоляцию и разместили гимнастический зал на пятом этаже. С вводом первых зданий в эксплуатацию проектировщики поняли, что допустили ошибку, и позднее наверху размещался актовый зал, а для физкультурников возводилась отдельная пристройка.
Улица Кибальчича, 16 – типовое школьное здание (1962)
Улица Павла Корчагина, 18 – типовое четырёхэтажное школьное здание (1950, архитектор Л.Степанова). Проект Лидии Степановой массово реализован во всех московских районах в 1949-1950 годах. Степановские школы выделяются характерным фасадом из красного кирпича с белыми бетонными деталями и лепным украшением – картушем в виде раскрытой книги в окружении советской символики. У проекта были недостатки – к примеру, во внутренние коридоры выходили двери девяти классов, коридоры оказались тесными и слабо освещались. Уже в 1950 году был утверждён другой проект Л.Степановой, по которому здание стало просторнее и подросло до пяти этажей.
Улица Павла Корчагина, 7к1 – среди архитектурных древностей района – школьное здание 1936 года постройки. В разные периоды в нём размещались средняя школа № 288 и Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики.
Смотрите старые фотографии: Мазутный проезд, школа № 288. 1946-1950 гг.: https://pastvu.com/p/190633
С годами здание обветшало, в стенах появились трещины и школу перевели в другой образовательный центр. Снос довоенных школ стал обычной практикой в Москве, вероятно, сочтены дни и школы на Мазутке, а пока ещё можно полюбоваться граффити на стенах заброшенного здания.
Легальное граффити на центральном тепловом пункте
Вид в сторону школы № 288
Смотрите старые фотографии: Мазутный проезд, школа № 288. 1965 год: https://pastvu.com/p/159333
Улица Константинова, 20к1 – детский сад (1957)
Улица Константинова, 11 – жилой дом экспериментальной серии ЭК-1 (1959), не получившей широкого распространения.
Улица Кибальчича, 12к1 – жилой дом (1966), вошедший в программу реновации. Блочные и панельные пятиэтажки строились быстро, но, как показало время, уступили кирпичным зданиям в долговечности.
Современный вид с пересечения улиц Павла Корчагина и Кибальчича
Смотрите старые фотографии: Мазутный проезд. 1965 год: https://pastvu.com/p/159332 (автобусная остановка на перекрёстке улиц Павла Корчагина и Кибальчича)
Смотрите старые фотографии: Старая «Мазутка» (перекрёсток улиц Павла Корчагина и Кибальчича). 1950-1955 гг.: https://pastvu.com/p/798402
Смотрите старые фотографии: Перекрёсток улиц Павла Корчагина и Кибальчича. 1964-1965 гг.: https://pastvu.com/p/95003
На месте бараков обустроен народный сквер «Путь к подвигу» с мемориалом в память о земляках, не вернувшихся с войны.
Смотрите старые фотографии: Мазутный проезд. Вид с Рижского проезда в сторону проспекта Мира. 1959 год: https://pastvu.com/p/40437 Вдоль кадра проходит улица Павла Корчагина (Мазутный, Мазутовский проезд, «Мазутка»), слева видны резервуары нефтехранилища.
Улица Павла Корчагина, 3с1-3 – производственные строения 1953, 1966 и 1971 годов в квартале мазутного завода, в постсоветские годы здесь разместились автосалон и автотехцентр. На бывшей заводской территории построены детский сад и школа, оборудована спортивная площадка. Под холмом сохранились подземные помещения то ли защитного сооружения гражданской обороны, то ли складов мазутного завода.
Под землёй открылся фитнес-клуб.
Кварталы между Мазутным и Рижским проездами застроены в 1954-1958 годах добротными кирпичными жилыми домами. Здания возводились на рубеже смены архитектурной концепции – от украшательства к простоте фасадов и лишь некоторые здешние дома успели обзавестись лепными орнаментами, характерными для сталинского ампира.
Вряд ли «автографы» строителей были утверждены проектами, однако выложенные кирпичом даты постройки можно увидеть на многих московских зданиях – жилых домах, заводских цехах, а также на трубах котельных.
Жилому дому на Рижском проезде, 3 не повезло с украшениями – архитектора Ивана Жолтовского раскритиковали «за излишества» и проект парадной сталинки пришлось упростить. По легенде, просторы его коридоров и лестничных маршей объясняются тем, что здание строилось не только для жилья, но и в качестве резервного госпиталя на случай войны. На одном из этажей есть коридор, соединяющий все подъезды. Говорят, что под зданием расположено не только типовое защитное сооружение (бомбоубежище), как под соседними домами, но и вход в ныне закрытые катакомбы, ведшие в сторону Ярославского шоссе. Кстати, на Ярославке можно увидеть дом-близнец, но с мозаичными панно на фасаде (современный адрес – проспект Мира, 184).
Рижский проезд
Улица Павла Корчагина, 2 – Московский государственный изыскательско-проектный институт транспортного строительства (1975). Мосгипротранс — институт, специализирующийся на различных видах изысканий и проектировании транспортных объектов, штат предприятия составляет более 600 человек. К зданию примыкает корпус Дома культуры с остеклённым фасадом, в постсоветские годы сдававшийся в аренду различным торговым фирмам. В здании также находился ночной клуб Monaclub.
Американский готик-рок в исполнении Аурелио Вольтера в Monaclub
Смотрите старые фотографии: Вид со здания Мосгипротранс на северо-запад. 1975 год: https://pastvu.com/p/6594
Смотрите старые фотографии: Так выглядел перекрёсток Новоалексеевской и Маломосковской улиц. 1964-1965 гг.: https://pastvu.com/p/606630
Новоалексеевская улица, 22 – жилой комплекс Egodom на месте автобазы. В кадр попал баннер, указывающий дорогу к храму Живоначальной Троицы при сиротском Бахрушинском приюте.
Городской приют для мальчиков открылся здесь в 1901 году. Комплекс из нескольких кирпичных зданий и храм Живоначальной Троицы был построен на средства промышленников Петра, Александра и Василия Бахрушиных по проекту Карла Гиппиуса. Воспитанники изучали школьные предметы, основы ремёсел, работали в учебных мастерских и по достижении совершеннолетия покидали приют подготовленными к жизни молодыми людьми. Приют Бахрушиных сейчас прячется за многоэтажными панельками, а на момент его постройки это была почти загородная история.
После Октябрьской революции приютские здания использовались различными учреждениями и сохранились до наших дней. Храм был переоборудован под кинозал и кабинеты, а в наши дни возвращён верующим, ведётся реставрация интерьеров.
Маломосковская улица, 22 – 10-й таксомоторный парк основан в 1958 году. В наши дни часть зданий используется по первоначальному назначению, остальные корпуса сдаются в аренду.
Смотрите старые фотографии: 10-й таксомоторный парк. 1977-1979 гг.: https://pastvu.com/p/72790
Смотрите старые фотографии: Мастерские 10-го таксомоторного парка. 1963-1970 гг.: https://pastvu.com/p/272185
Маломосковская улица, 20 – квартальная тепловая станция № 44 (1955) закрыта, помещения сдаются в аренду.
Ретроавтомобиль в Рижском проезде и котик на Ярославской улице
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Москва до сих пор загадка.