16.03.2020 23:19

«Город на память». 554. «Олдтаймер-Галерея» – автомобильная всячина

16 марта 2020 года
Фотопроект «Город на память». 554. «Олдтаймер-Галерея» – автомобильная всячина

Появившийся в среде европейских автолюбителей термин «олдтаймер» («старинный, раритетный автомобиль») подразумевает машины, выпущенные более 30 лет назад. Не обязательно речь идёт о классических моделях легковых автомобилей – олдтаймерами можно считать грузовики и мотоциклы, автобусы и тракторы, гоночные болиды и армейские вездеходы. Старинные транспортные средства стали объектами коллекционирования, возникла индустрия их реставрации и тюнинга, во всём мире проходят выставки ретроавтомобилей. В России наиболее представительной выставкой автомобильной экзотики стала «Олдтаймер-Галерея».


Идея создания ежегодной выставки олдтаймеров принадлежит Илье Сорокину, учредителю и руководителю Фонда изучения, сохранения и защиты памятников технической культуры «Вечный Двигатель», издателю журнала «Олдтаймер. Игрушки для больших». «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» проходила с 2002 года сначала в Экспоцентре и Крокус-Экспо, а в последние годы переместилась в выставочный комплекс в парке Сокольники.

Изюминкой «Олдтаймер-Галереи» стали тематические экспозиции, собранные из разных музеев и частных коллекций. За несколько последних лет посетители выставки могли проследить эволюцию пожарного автомобиля, ознакомиться со спортивными машинами и самодельными автомобилями времён СССР, увидеть все правительственные лимузины из кремлёвского Гаража особого назначения, осмотреть колёсную и гусеничную технику стран – участниц Второй Мировой войны.


На «Олдтаймер-Галерее» всегда можно встретить узнаваемых медийных персон. Вот шансонье Вилли Токарев с девушками-механиками…


…а это Владимир Винокур на «Олдтаймер-Галерее» в Крокус-Экспо.


Показ модных трендов 1959 года, приуроченный к 55-й годовщине проведения в Сокольниках Американской промышленной выставки.

В 2017 году тематическая экспозиция под названием «Первые моторы России» была посвящена автомобилям и мотоциклам «царской коллекции». Оказывается, последний русский царь Николай II владел самым многочисленным автопарком среди европейских монархов, по обыкновению тех лет называл свои автомобили «моторами» и всячески содействовал «моторизации» Российской империи.

Любимый Николаем II французский «Делоне-Бельвиль», отечественные «Руссо-Балт» и «Яковлев-Фрезе», роскошный «Де Дион Бутон», один из первых «Бенцев», «Пежо», подаренный цесаревичу, восхитительный «Лорен-Дитрих», курьёзный трёхколёсный «Феномобиль» – столь представительной, столь редкой и столь дорогостоящей коллекции автомобильных раритетов в нашей стране не показывали ещё никогда. От той блистательной эпохи мало что сохранилось – «наследие царского режима» у нас не берегли, поэтому каждая реликвия тех времён имеет огромную историческую ценность.


Stoewer Der grosse Motorwagen (Германия, 1899). Автомобили под маркой Stoewer выпускались с 1899 по 1943 год в немецком городе Штеттин. Сегодня он является польским и называется Щецин. История предприятия Gebruder Stoewer, в переводе «Братья Штевер», типична для тех лет: сначала швейные и пишущие машинки, затем велосипеды, а потом и автомобили – легковые модели и грузовики. Реклама в царской России утверждала, что автомобили Stoewer «отличаются наивысшей простотой конструкции, внутренней точностью, долговечностью, высоким достоинством, изящным стилем выполнения, экономичностью в употреблении». На «Олдтаймер-Галерее» представлен экземпляр самой первой модели фирмы, название которой звучит как Der grosse Motorwagen или в переводе – «большой моторный экипаж».


Buick Model F (США, 1908). Buick Motor Company ведёт отсчёт своей истории с 1903 года, когда Дэвид Данбар Бьюик официально зарегистрировал компанию по производству автомобилей в городке Флинт, штат Мичиган. В России до революции автомобили марки Buick не получили широкого распространения – в Москве и Петербурге числилось по несколько машин. Существовало несколько вариантов написания марки на русском языке: «Буик», «Бюйк», «Бюик», а в итоге прижился вариант «Бьюик».


Phanomobil 4/9PS (Германия, 1911). Необычная трехколёсная конструкция автомобиля с мотором на переднем управляемом колесе – одна из попыток создать простое и доступное транспортное средство. Название Phanomobil произошло от предприятия Phanomen Werke Gustav Hiller AG, основанного Густавом Хиллером в 1888 году и существовавшего первые годы под различными вывесками. Первой продукцией под маркой Phanomen стали велосипеды, за ними последовали мотоциклы, а потом и автомобили, продававшиеся под маркой Phanomobil. Несмотря на нелепый вид, «Феномобили» могли развивать скорость до 50-60 км/ч, что по тем временам считалось хорошим показателем.


Lorraine-Dietrich (Франция, 1912). Двойное название марки появилось в 1907 году, а до этого автомобили выпускались под названием De Dietrich, доставшимся в наследство от завода по производству вагонов Эжена де Дитриха. «Лорен» на французском языке – Лотарингия, регион на северо-востоке Франции. Автомобили «Лорен-Дитрих» создавали самые выдающиеся конструкторы своего времени: Этторе Бугатти, Леон Тюрка и Симон Мери. Именно «Лорен-Дитрихом» считал свою безродную машину самый известный шофер русской литературы Адам Козлевич: «В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой».


Ford Model T Delivery (САСШ, 1912). Такие фургоны начали рекламироваться в России в 1912 году. «Расход бензина 35 фунтов на 100 верст. Шины годны больше чем на 12000 верст. Цена 2800 рублей со всеми принадлежностями» – гласила реклама торгового представителя марки «Форд» Маркуса Фриде в журнале «Автомобиль». В том же году один фордовский фургон принимал участие в пробеге легковых автомобилей Военного ведомства и, несмотря на поломки, добрался до финиша.

Внимание посетителей «Олдтаймер-Галереи» всегда привлекают изящные фигурки на капотах – маскоты. С появлением первых автомобилей производители таким образом подчёркивали индивидуальность своей продукции, а автовладельцы позиционировали маскоты как некие обереги от проблем на дороге. Первым советским автомобилем, получившим украшение на радиаторе, – развевающееся знамя со звездой – стал ЗИС-101.

Когда-то эти болиды были триумфаторами ралли и марафонов, победителями гонок и рекордных заездов, гордостью отечественного спорта. Советские спорткары, созданные талантливыми конструкторами и построенные коллективами энтузиастов, зачастую ничем не уступали своим зарубежным аналогам. «Харьков», «Киев-Спорт», «Эстония», «Тарту», «Звезда» – эти названия не сходили с газетных полос спортивной и автомобильной прессы. В 2013 и 2015 годах раритетные машины вошли в экспозицию «Легенды советского автоспорта» и даже участвовали в показательных заездах.


Гоночный автомобиль ГЛ-1. В предвоенные годы Советский Союз не мог похвастать успехами в автомобильном спорте: в эпоху индустриализации стране требовались в первую очередь грузовые машины. В 1938 году стараниями инженера Евгения Агитова был создан ГЛ-1 – «Гоночная Липгарта» – названная в честь главного конструктора Горьковского автозавода Андрея Липгарта. На шасси серийной модели ГАЗ-М1 «Эмка» Агитов установил лёгкий двухместный кузов без крыльев с низким ветровым стеклом. Облицовка радиатора, капот и четырёхцилиндровый двигатель были также заимствованы от «Эмки». Но форсированный мотор ГЛ-1 стал мощнее – целых 65 лошадиных сил. Дебют спорткара состоялся летом 1938 года на гоночных соревнованиях в Киеве. Говорят, что прославленный лётчик Валерий Чкалов, выполнявший на гонке обязанности главного судьи, пришёл в восторг от ГЛ-1, попросился за руль и промчался по киевским улицам. В 1940 году был построен второй экземпляр ГЛ-1, но ни один из них не сохранился, а представленная реплика спорткара создана Кузовной мануфактурой Александра Бушуева.


Считается, что картинг придумали военные лётчики в США после Второй мировой войны. Они устраивали гонки по лётному полю, на тележках для подвоза авиабомб. Впервые карт появился на автогонках в 1956 году, а вскоре Международная федерация автоспорта официально признала картинг видом автоспорта. В СССР картинг появился в 1960 году, когда выпускник Харьковского автодорожного института Лев Кононов в Курске построил первый советский карт. Другим советским очагом картинга оказался харьковский Дворец пионеров, в котором открылась юношеская секция. Благодаря простоте — карт можно собрать даже в гараже, из доступных деталей — картинг стал самым массовым видом автоспорта.

Современные технологии и материалы для реставрации позволяют вернуть старинному автомобилю первозданный вид, при этом сохранив его полную аутентичность, вплоть до мелочей. На «Олдтаймер-Галерее» некоторые автомобили экспонируются в разной степени сохранности и на разных стадиях реставрационных работ, но и в таком виде они представляют не меньший интерес уже самим фактом своего существования.


В 2016 году на «Олдтаймер-Галерее» выставлялись шесть старинных автомобилей из так называемой «Коллекции Байона». Французский промышленный магнат и коллекционер автомобилей Роже Байон разорился полвека назад, но ухитрился тогда спрятать от судебных приставов часть коллекции в своём поместье. Роскошные автомобили ржавели в сарае, пока наследники Байона не обратились к экспертам. Специалисты оценили «забытые сокровища» в 20 000 000 долларов. На выставке эти машины так и экспонировались – в пыли и грязи в полумраке старого гаража.


Шасси грузового автомобиля «Уайт» (1914), обнаруженное поисковиками на российских просторах. Американские грузовики фирмы The White Motor Co. массово закупались Российской империей в годы Первой Мировой войны в нескольких модификациях — бортовые, санитарные с тентом, штабные, ремонтные, цистерны-бензовозы. На шасси «Уайт» устанавливали пушки для стрельбы по вражеским аэропланам и монтировали бронекузова. Россия получила несколько тысяч таких автомобилей, хорошо зарекомендовавших себя и в военное, и в мирное время. Уже после Октябрьской революции на Ярославском автозаводе было налажено производство советских грузовиков АМО по образцу «Уайта».

Дефицит легковых автомобилей частного пользования в СССР сподвиг изобретателей-любителей на создание самодельных машин. Это движение зародилось в 1950-е годы, спустя десять лет сформировались клубы создателей самодельных автомобилей: сотни людей со всей страны собирались вместе, обменивались опытом, проводили красочные шоу и отправлялись в автопробеги. В 1970-е годы после пуска ВАЗа и ИЖа, реконструкции АЗЛК автомобиль стал более-менее доступным товаром, но техническое творчество продолжалось, о лучших самодельных машинах писали журналы «За рулём», «Техника-молодёжи», телевидение снимало сюжеты для программы «Это вы можете». Спортивные машины братьев Щербининых и Ю.Рубеля, плавающие автомобили И.Рикмана и В.Кудрячкова, футуристическая «Панголина» А.Кулыгина, первые переднеприводные «Лауры» А.Парфенова и Г.Хаинова прославили своих создателей. Конструкторы автозаводов тоже проявляли интерес к «самодельщикам».

Эти уникальные, построенные в единственном экземпляре, конструкции представляют историческую ценность, это дань уважения таланту, опыту и знаниям своих создателей, памятник феномену истории развития техники нашей страны – андеграунду официального автомобилестроения, которому нет аналогов ни в одной другой стране. Увидеть автомобили-самоделки можно было в 2011 году на «Олдтаймер-Галерее».


КД (1963-1969) – это первая попытка построить серию самодельных авто. Кузов типа спортивное купе вполнен по дизайн-проекту Эдуарда Молчанова. Автомобиль КД отличался очень низким стеклопластиковым кузовом на металлической раме и трубчатым пространственным силовым каркасом, интегрированным в пластик. Все агрегаты в сборе: двигатель, трансмиссия, подвеска – использовались от ЗАЗ-965А.


Кабриолет «Старт» (1964) был построен на автобусном заводе ЛиАЗ в Ликино-Дулево в количестве двух экземпляров. Изящный кузов «Старта» выполнен из алюминия и установлен на стальную пространственную раму с элементами шасси от мотоколяски С-3А. Используется двигатель от мотоцикла К-750.


«Ракета» (1965) – самый экзотический самодельный автомобиль. Кузов сигарообразной формы с дюралевыми наружными панелями похож на фюзеляж лёгкого самолёта. Водитель и пассажир сидят друг за другом под остеклённым плексигласом колпаком. Шасси с колёсами особо малого диаметра выполнено по редкой крестообразной схеме, спереди расположено одно управляемое колесо, сзади одно ведущее, а по бокам установлены два поддерживающих колеса. Двигатель «Ракеты» – мотоциклетный, он расположен сзади, а вместо руля используется сковорода.


Багги «Соло» (1980) – один из проектов Анатолия и Владимира Щербининых. Автомобили багги обычно строятся для соревнований по автокроссу, но в 1970-1980-е годы за рубежом мелкие фирмы производили дорожные родстеры в стиле багги, которые считались «пляжными» автомобилями. Подобную машину сконструировали и братья Щербинины, предполагавшие использовать агрегатную базу «Жигулей».


Четырёхместный гусеничный снегоход ГМВ-2 (1990) построен в Оренбурге Михаилом и Всеволодом Гундриными. Постройка снегохода заняла у его создателей 24 года. Машина представляет собой кабину учебного самолёта-бомбардировщика ИЛ-28У, производившегося в 1950-х годах. Корпус снегохода двухобъёмный: спереди расположена кабина на четырёх человек, сзади – моторный отсек. Передняя подвеска заимствована от «Жигулей», колёса – самолётного типа, дополнительные лыжи шарнирно закреплены на трапециях. Снегоход был задуман как универсальное транспортное средство с возможностью перехода на колёсный ход и движения по дорогам. При дальнейшей конструкторской доработке предполагалось и передвижение по воде – на поплавках.


Некоторые выставочные экспонаты сильно напоминают самоделки, но на самом деле это прототипы и экспериментальные модели, созданные профессионалами в НАТИ и на автомобильных заводах. Самой старой подобной диковиной стала модель «танка Игнатьева», созданная инженером Александром Игнатьевым в 1908 году и хранящаяся в Политехническом музее. По замыслу конструктора, машина могла бы прокладывать путь пехоте через заграждения и взрывать вражеские укрепления. По сути, это был один из первых проектов беспилотного вездехода.


«Москвич-415С» – это собственная разработка Московского завода малолитражных автомобилей конца 1950-х годов. Экспериментальная модель разрабатывалась как лёгкий внедорожник для сельской местности с возможностью применения в армии. Но идея не нашла понимания у руководства автопрома СССР, сделавшего ставку на вазовскую «Ниву» для гражданских и ульяновский УАЗ-469 для военных нужд. Произведённый в единственном экземпляре «Москвич 415С» в своё время был выкуплен работником завода, эксплуатировался, а до наших дней дошёл в потрёпанном виде.


Экспериментальные разработки Ульяновского автозавода УАЗ-3171Д (1981), УАЗ-3972 (1984) и УАЗ-3907 «Ягуар» (1985) не были запущены в серию и изготовлены в единичных экземплярах.


Один из сюрпризов «Олдтаймер-Галереи» — амфибия «Арго», разработанная в 1960-е годы на Челябинском тракторном заводе. Это восьмиколёсный вездеход, состоящий из двух герметичных алюминиевых секций, сочленённых при помощи шарниров. В передней секции размещаются водитель и пассажиры, а в задней должен располагаться силовой агрегат — двигатель от ГАЗ М20 «Победа». В ступицах всех колёс установлены компактные гидромоторы, движение на плаву обеспечивается вращением колёс. Несмотря на внушительные габариты, машина весит всего полторы тонны.

Работа над мощной амфибией, способной эвакуировать приземлившиеся космические летательные аппараты, началась в шестидесятые годы. Созданная машина ПЭУ-1 была окрашена в синий цвет, за что получила название «Синяя птица». На выставке представлена поисково-эвакуационная машина другой окраски, модернизированный вариант 1979 года, предназначенный под большее количество вариантов спускаемых аппаратов. Данная машина работала в части, несколько раз принимала участие в поисковых мероприятиях, а после замены на более современную модель вернулась в конструкторское бюро.
Подобная амфибия пригодилась бы и военным, и геологам, но в этом случае был спецзаказ космической отрасли: если заглянуть в кузов, то можно увидеть полукруглое углубление для шара – спускаемого аппарата, в котором космонавты возвращаются с орбиты. Машина со стеклопластиковым кузовом на алюминиевой раме очень лёгкая, все габариты рассчитаны под её доставку самолётом. В своё время информация по машине была засекречена, доступ в расположенное на ЗИЛе конструкторское бюро осуществлялся по разрешению Первого отдела.


Трактор Lamborghini (1958). Сельскохозяйственные машины компания Ламборгини начала производить задолго до спорткаров – в 1948 году. И только в начале 1960 годов глава компании стал проявлять интерес к разработке скоростных автомобилей. По легенде, Ламборгини приехал на фабрику к Энцо Феррари пожаловаться на качество сцепления в своём автомобиле Ferrari 250 GT. Энцо пожелал ему и дальше заниматься тракторами, коли он ничего не понимает в спортивных автомобилях. Вернувшись на фабрику, Ламборгини решил собрать скоростную машину не хуже, чем у конкурента. Затея удалась, но и производство тракторов Ламборгини не забросил.


Porsсhe тоже отметился на сельскохозяйственной ниве

В 2014 году Мастерская Шаманского продемонстрировала на «Олдтаймер-Галерее» несколько советских тракторов. Обычно колхозы сдавали списанную сельхозтехнику на металлолом, поэтому тракторов сохранилось совсем немного, а то, что удаётся найти, до начала реставрации представляет собой разграбленное печально-ржавое зрелище.


Тракторы «Универсал» предназначались для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами, выпускались с 1930 по 1940 годы в Ленинграде на заводе «Красный путиловец», а с 1944 по 1955 на Владимирском тракторном заводе. Они оказались первыми советскими тракторами, поставляемыми на экспорт. Любопытно, что несколько моделей «Универсала» были трёхколесные. Представленный Мастерской Шаманского «Универсал 2» изготовлен в 1930 году. Четырёхтактный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 22 лошадиных силы работал на керосине.


СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом. Он разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30» и предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин. СХТЗ 15/30 стал самым распространённым довоенным трактором, на такой машине ставила свои трудовые рекорды знаменитая трактористка Паша Ангелина.


С 1937 года Сталинградский тракторный завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-3 с керосиновым двигателем мощностью 52 лошадиных силы. Впервые в массовое производство вошёл трактор, созданный отечественными конструкторами, в разработке принимали участие специалисты завода СТЗ и института НАТИ. Интересно, что в первый год Великой Отечественной войны при острой нехватке танков на фронте, тракторы СТЗ оснащались пушками и пулемётами, обшивались бронелистами и использовались в боях против вражеской пехоты.


«Сталинец-65» (С-65) — гусеничный трактор, выпускавшийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Это первый советский серийный трактор, оснащённый дизельным двигателем, мощность дизеля М-17 составляет 65 лошадиных сил. Машины выпускались с открытыми и закрытыми кабинами, экипаж трактора состоял из двух человек. «Сталинец» стал одним из главных героев популярного в СССР кинофильма «Трактористы». Во время Великой Отечественной войны гусеничные тракторы использовались для буксировки тяжёлой артиллерии.

По традиции среди четырёхколесных олдтаймеров встречается немало мотоциклов не только классических, но и кастомизированных.


Вот, к примеру, кастом «Time Machine» от Юрия Шифа — это посвящение рок-группе «Машина времени», в дизайне которого использована популярная советская бас-гитара «Орфей». Мотоцикл был представлен на одном из концертов группы, он понравился Андрею Макаревичу и другим музыкантам «Машины времени».

Младший брат мотоцикла — мотороллер — использовался не только для перевозки пассажиров, но и для доставки грузов. В Сокольники привезён редкий экспериментальный вариант мотороллера «Вятка» с кузовом-самосвалом. Тут же ещё одна «Вятка», которую называли «такси» или «турист», — она разрабатывалась для эксплуатации на территории ВДНХ СССР. Для перевозки посетителей по просторам главной выставки страны в советские годы использовались различные транспортные средства, но документального подтверждения о применении именно этой модели не обнаружено.


По окончании Второй Мировой войны европейцам потребовались экономичные и неприхотливые модели автомобилей. Парижский промышленник Жорж Моше наладил производство веломобилей Mochet Type K, чем порадовал французов, оставшихся за годы оккупации без личного транспорта, изъятого нацистами. Трубчатая рама, велосипедные колёса, отсутствие подвески, старомодный дизайн не смущали автовладельцев, которые раскупили 650 таких машин, произведённых с 1947 по 1949 год.


После Второй Мировой войны в Германии было запрещено производить самолёты и военные заводы переключились на мирную продукцию. На Мессершмитте стали выпускать кабиненроллеры – мотороллеры с кабиной. Они стоили примерно вдвое дешевле самых недорогих автомобилей и имели хороший спрос, хотя и недолгий. С 1956 года авиационное производство возобновилось, а вскоре большинство западных немцев уже могли позволить себе купить полноценный автомобиль. Представленная модель FMR Tg-500 Tiger выпускалась с 1958 по 1961 год.


Peel Trident – трёхколёсная мотоколяска производства Peel Engineering Company. Микроавтомобиль вмещает двух человек, в нём не предусмотрены двери и чобы попасть в салон надо откинуть вперёд кабину. Кабина представляет собой колпак из плексигласа и машину сравнивали с инопланетной летающей тарелкой. Автомобиль оборудован 49-кубовым мотоциклетным двухтактным двигателем DKW мощностью 4,2 лошадиных сил. Всего было выпущено 82 экземпляра.


Марка Reyonnah – анаграмма фамилии Роберта Аннойера. В 1947 году появился опытный образец, а прототип был показан на парижском автосалоне 1950 года. Главное достоинство этого миниатюрного автомобиля – Reyonnah легко находит место на парковке благодаря складывающимся передним колёсам, при этом на дороге может развивать скорость до 70 км/ч. Чтобы забраться в салон Reyonnah, надо просто перешагнуть через борт. Сейчас это раритет, ведь за период с 1951 по 1954 год было произведено всего 12 экземпляров.


Автомобильная компания BMW после Второй Мировой войны пришла в полный упадок, заводы были разбомблены или оказались на территории советской оккупационной зоны. Союзникам не нужна была конкуренция и они запретили производство автомобилей. Лишь к 1955 году был найден выход в приобретении лицензии на итальянскую Isetta, который являлся одним из наиболее успешных микромобилей того времени. Легенда об «Изетте» гласит, что конструкторы поставили рядом два мотороллера, приложили спереди дверь от холодильника и придали всему этому каплеобразную форму. Машина была рассчитана на двух человек и имела очень маленький двигатель мощностью 9,5 лошадиных сил. Больше всего этот автомобиль был похож на мотоколяску и не имел задней передачи, при этом такой дешёвый транспорт для переездов на короткие расстояния был очень востребован. Всего концерн BMW выпустил 161 728 экземпляров Isetta самых разных модификаций и спасся от банкротства.


В СССР мотоколяски производились с 1952 года на Серпуховском мотоциклетном заводе в трёхколесной версии, а с 1958 года – на четырёх колёсах. В автомобиле СМЗ С-3А использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил, позволявший развивать скорость до 60 км/ч. У нас мотоколясками обеспечивались в первую очередь инвалиды Великой Отечественной войны – существовали модификации для людей, потерявших руку или ногу.

На выставке олдтаймеров можно увидеть всякую всячину, так или иначе связанную с автомобильной индустрией, например, детские педальные машинки или мечту детворы 1960-х годов – металлические игрушки, представляющие собой копии грузовых автомобилей ЗИС-150 различного назначения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, ретроавтомобили, Олдтаймер-Галерея.

Другие публикации