18.03.2020 16:45

«Город на память». 555. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения

18 марта 2020 года
Фотопроект «Город на память». 555. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения

«Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» привлекает ценителей автостарины тематическими экспозициями, которые наглядно показывают эволюцию средств передвижения в разные эпохи и в разных странах мира. Всего на несколько дней организаторам выставки удаётся собирать на одной площадке раритеты, разбросанные по государственным музеям и частным коллекциям.

В этом сюжете представлены тематические выставки 2011, 2015, 2016, 2018 и 2020 годов, посвящённые пожарным автомобилям, лимузинам и мотоциклам из Гаража особого назначения, армейской технике первой половины ХХ века.

В 2018 году специальная экспозиция в рамках «Олдтаймер-Галереи» была посвящена 100-летию пожарной охраны СССР – большие красные машины заполонили павильон в Сокольниках. Самые старые экспонаты выставки созданы ещё в XIX веке – это отреставрированные подлинные пожарные обозы из Европы и США в «родной» окраске, а паровые насосы до сих пор находятся в рабочем состоянии.


«Багровый ход» – повозка с лестницей и баграми (США, конец XIX века). «Багровые ходы» на повозках-дрогах входили в состав любого пожарного обоза наряду с ручным или паровым насосом. На них перевозился разнообразный инструмент пожарных – приставные, раскладные и верёвочные лестницы, большие и малые багры, топоры, лопаты, кирки, специальные ломы для вскрытия полов, вилы, щиты. В комплект «багровых ходов» также входили вёдра, верёвки, брезент, мешки, фонари и факелы.


Пожарный насос с ручным приводом производства фирмы Седлечко (Чехия, 1911) – традиционная «пожарная водоливная труба» конструкции XIX века. Двое крепких пожарных качают каждый со своей стороны длинное коромысло, поршни ходят вверх-вниз по сверкающим медью цилиндрам, вода из водоёма или бочки под давлением поступает в рукав и льётся на пламя.


Пожарная машина American-LaFrance (США, 1925) создана старейшей американской фирмой противопожарного оборудования, основанной в 1832 году. Главное назначение этого автомобиля – доставка пожарного расчёта и оборудования на место возгорания. Машина укомплектована насосом, пожарными рукавами, приставной лестницей и ручными огнетушителями.


Пожарная машина Dennis G-Type (Великобритания, 1927) – один из символов пожарной охраны в Англии. Компания Dennis, поначалу производившая велосипеды и трициклы, освоила производство грузового коммерческого транспорта – самосвалов, мусоровозов, почтовых фургонов, а в 1908 году собрала первую свою пожарную машину. Вместо общепринятого тогда поршневого насоса фирма стала устанавливать центробежный насос. Пожарная лестница и насос Dennis G-Type представляет собой классическую машину «европейской компоновки», когда команда рассаживалась вдоль бортов.


Пожарная машина Seagrave 6WT Standart (США, 1927) – это насосная станция, предназначенная для доставки к месту возгорания расчёта пожарных и подачи воды из системы городской канализации или водоёма. Насос центробежного типа мог подавать 3400 литров воды в минуту. Дополнительное оборудование включает в себя составную лестницу, пожарные рукава и брандспойты, огнетушители, а также спецсигналы – прожектора, колокол и сирены.


Пожарная машина REO (США, 1929) выполнена по классической «американской компоновке»: насос и цистерна с водой размещены сразу за водителем, а для катушек с рукавами и бойцов пожарного расчёта отведено место сзади. Машина укомплектована пожарным насосом, небольшой цистерной, штурмовыми лестницами, ручной сиреной и световыми спецсигналами.


Пожарная машина ПМГ-1 (пожарная машина ГАЗ модель № 1, СССР, 1932) оснащалась центробежным насосом, необходимым пожарным оборудованием и стендером для подключения к городской водопроводной сети. Такой лёгкий автомобиль использовался для тушения пожаров в небольших домах. В кабине рядом с шофёром ехал командир расчёта и ещё шесть бойцов рассаживались на скамейках, пристегнувшись ремнями к поручням. Один из пожарных во время движения бил в колокол, требуя освободить проезжую часть дороги.


Автоцистерна ПМЗ-2 (СССР, 1936) – первая советская автоцистерна, серийно выпускавшаяся на шасси ЗиС-5 Московским заводом пожарных машин. Резервуар вмещал 1500 литров воды, машина комплектовалась стандартным насосом Д-20, основной запас рукавов был смотан на съёмную катушку, закреплённую сзади. ПМЗ-2 стали долгожителями в гаражах московских пожарных частей, а в 1950-х годах были переданы в колхозы, где продолжали нести службу.


Автоцистерна ЯГ-6 (СССР, 1940) отличается увеличенным объёмом резервуара, который вмещает 4000 литров воды. Представленный на выставке экземпляр изготовлен мастерскими Московской пожарной охраны. После Великой Отечественной войны «родная» кабина была заменена на трофейную и машина продолжала эксплуатироваться в Москве, а затем и в Московской области. Нынешний вид автомобиль обрёл в 1988 году, когда стал музейным экспонатом, причём в ходе ремонта вместо трофейной поставили реплику оригинальной кабины.


Пожарная автолестница «Метц» на шасси ЗиС-6 (СССР, 1947) – один из примеров переустановки долговечного немецкого пожарного оборудования на усиленное отечественное шасси. Закупленные в первые десятилетия советской власти иностранные автолестницы не выдерживали разбитых советских мостовых и быстро приходили в негодность. Ещё до войны специалисты в Москве и Ленинграде освоили перестановку лестниц на отечественные шасси.


Пожарная автоцистерна Klockner-Deutz (Германия, 1943) стала раритетом, так как выпускалась под этой маркой всего несколько лет в период объединения машиностроительных концернов Петера Клёкнера и Humboldt-Deutz. После Второй Мировой войны на этой базе возникла компания Magirus-Deutz, которая в наши дни является одним из самых авторитетных производителей пожарной техники. Автоцистерна Klockner-Deutz выполнена с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов с цистерной, насосом и ящиками для инвентаря.


Пожарный автомобиль Ford 798T (США, 1947) отличается необычной компоновкой оборудования – насос установлен спереди перед решёткой радиатора.


Пожарный автомобиль Magirus-Deutz 150 D10 (Германия, 1966) выпущен одним из старейших производителей пожарного оборудования. В 1866 году немец Конрад Дитрих Магирус основал фирму по производству насосов, лестниц, пожарных повозок-линеек, а его наследники освоили установку оборудования на грузовые шасси. В 1970-е годы самосвалы и тяжёлые грузовики «Магирус» массово закупались Советским Союзом для использования на строительстве БАМа, на дорогах Сибири, а в Москве эксплуатировались на возведении объектов Олимпиады-80. Тогда же в пожарные части больших городов стали поступать автолестницы этой компании. С 1975 года был создан общеевропейский концерн, известный до сих пор как Magirus-IVECO.


Пожарная машина International Harvester B120 (Швеция, 1960) изготовлена на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной. Представленный экземпляр эксплуатировался в 1995-2005 годах в карельском городе Костомукша, а после списания попал к частному коллекционеру.


Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М (СССР, 1953) серийно выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования. В пожарные гарнизоны крупных городов и промышленных предприятий поступило 1440 таких автомобилей. Помимо цистерны с водой в кузове помещался бак для пенообразователя на 120 литров.


Пожарная автоцистерна ПМГ-36 (СССР, 1957) обычно поступала в пожарные части колхозов и посёлков городского типа. Шасси ГАЗ-51 оказалось очень надёжным и автоцистерны ПМГ-36 могли эксплуатироваться десятилетиями.


Пожарная автолестница АЛ-30 (СССР, 1970) изготовлена на Торжокском машиностроительном заводе. Эта модель выпущена в количестве 1700 экземпляров.


Пожарная автоцистерна АЦ-40 (СССР, 1993) на базе манёвренного, скоростного и мощного грузовика ЗиЛ-130 произвела революцию в отечественной пожарной технике. На машине установлен производительный насос ПН-40 и другие надёжные в эксплуатации агрегаты. Всего изготовлено 16 000 единиц этой модели.

Некоторые пожарные машины знакомы по советским кинофильмам, к примеру, в ленте Григория Александрова «Волга-Волга» можно увидеть ПМЗ-1 и ПМГ-1, выезжающие на пожар с громким сигналом горниста и ударами в колокол. А в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» в трюковой сцене задействована автолестница АЛГ-17: герой Андрея Миронова на ходу перебирается на крышу «Жигулей».

В 2011 и 2016 годах один из залов «Олдтаймер-Галереи» предоставлялся Гаражу особого назначения для показа коллекции правительственных автомобилей от ленинского «Роллс-Ройса» 1921 года до современного президентского кортежа, включая машины сопровождения, спецсвязи и мотоциклы Почётного эскорта. Здесь были собраны вместе практически полные модельные ряды ЗиС, ГАЗ, ЗиЛ, возившие в своих салонах Ленина и Сталина, Хрущёва и Брежнева, Андропова и Горбачёва. В Гараже особого назначения эксплуатировались и автомобили иностранного производства, известно, что Сталин любил марку «Паккард». На выставке также представлены «Линкольн» 1933 года, «Кадиллак» 1935 года, «Бьюик» 1936 года выпуска и другие автомобили представительского класса.

ГОН почти 100 лет обслуживает первых лиц государства и именитых иностранных гостей, прибывающих с визитами в нашу страну. Предтечей Гаража особого назначения является автомобильная часть при дворе императора Николая II, которая к 1917 году насчитывала 46 автомобилей – юному царевичу Алексею был подарен Пежо, а сам император предпочитал Делоне Бельвиль. В 1917 году автопарк достался большевикам и пассажирские места в автомобилях заняли Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий и другие члены правительства.

Личным шофёром Ленина стал Степан Гиль, служивший прежде в Императорском гараже. Любопытно, что один из Роллс-Ройсов был переоборудован как вездеход на полугусеничном ходу. Этот автомобиль на «Олдтаймер-Галерее» не представлен, но «Музей В.И.Ленина» в Горках привёз другие экспонаты, в частности, электроколяску, подаренную Ильичу после ранения.

Времена были неспокойные, однажды ленинский автомобиль был угнан прямо из-под стен Смольного, в другой раз обстрелян, а уже после переезда правительства в Москву сокольнические бандиты реквизировали транспорт и вождь революции отправился дальше пешком. Роковые выстрелы на заводе Михельсона прозвучали, когда Ленин садился в машину. В целях обеспечения безопасности лидеров советского государства решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года был создан Гараж особого назначения.

В 1930-е годы ГОН располагал иномарками «Форд», «Паккард», но уже в конце 1940-х годов на Заводе имени Сталина был построен первый отечественный бронированный лимузин. Иосиф Сталин панически боялся покушения, не использовал одну и ту же машину два дня подряд, менял маршруты следования. В гараже никто заранее не знал, на какой машине поедет вождь.

А вот Никита Хрущёв предпочитал кабриолеты и в протокольных выездах демонстрировал иностранцам достижения советского автопрома, которые, впрочем, напоминали американские машины. Во времена хрущёвской «оттепели» зарубежных гостей встречали торжественно, на улицах выстраивались горожане, машущие вслед кортежу флажками. После 1961 года появилась новая традиция – встреча космонавтов после возвращения их с орбиты.

С 1956 года торжественные выезды стали сопровождаться почётным эскортом мотоциклистов, иногда мотоциклы были с колясками. Это подразделение носило название – отдельный мотоциклетный взвод при 10-м управлении КГБ СССР, гараж комплектовался отечественными М-72 и «Днепр».

В 1963 году весь мир был потрясён убийством американского президента Джона Кеннеди, проезжавшего в открытом лимузине по улицам Далласа. Кремль сделал выводы и усилил меры безопасности. Основную машину, в которой едет вип-персона, стала сопровождать выездная охрана, готовая дать вооружённый отпор в случае нападения или блокировать угрозу. Эта служба сопряжена с риском для жизни и требует отваги и мужества. Так, во время покушения на Брежнева в 1969 году сержант Василий Зацепилов перекрыл террористу сектор обстрела своим мотоциклом и был ранен.

В 1959 году одним из официальных номенклатурных автомобилей стала «Чайка» ГАЗ-13. Седаны и кабриолеты использовались на парадах, при встречах иностранных лидеров и как машины сопровождения. Эта машина не поступала в продажу, но граждане могли стать её обладателем за выдающиеся заслуги, к примеру, «Чайки» были подарены в личное пользование первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, писателю Михаилу Шолохову, балерине Галине Улановой.

Леонид Брежнев обладал большой коллекцией автомобилей, некоторые из них были сделаны на заказ специально для советского лидера и подарены ему в знак дружбы. Среди таких иностранных подарков были «Мерседесы», «Мазерати», «Линкольн», «Кадиллак», «Ниссан», «Роллс-Ройс». Для брежневских поездок на охоту конструкторы Горьковского автозавода на узлах и агрегатах ГАЗ-69 изготовили полноприводную «Волгу» ГАЗ 24-95 повышенной проходимости.

В 2015 и 2020 годах ключевыми экспозициями «Олдтаймер-Галереи» становились масштабные выставки «Моторы Победы», представляющие военную технику времён Второй Мировой войны – уникальные экспонаты из музеев и клубов исторической реконструкции от призванных в армию велосипедов до реплики первого советского танка.


Санитарный автомобиль на шасси White (САСШ, 1916). История White Motor Company началась в 1900 году с изготовления паровых автомобилей, паровой «Уайт» появился в гараже Белого дома, им пользовался американский президент Теодор Рузвельт. В 1911 году компания перешла на выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В России легковые и грузовые автомобили «Уайт» получили известность в 1912 году, когда участвовали в пробегах Военного ведомства. Американские грузовики служили во всех родах войск – на шасси «Уайт» устанавливались цистерны, походные мастерские, радиостанции, зенитные орудия, лебедки для аэростатов. На «Олдтаймер-Галерея» представлен санитарный автомобиль с кузовом конструкции доктора Климовича. На центральной продольной перегородке с каждой стороны устанавливались по три откидных сиденья для перевозки легкораненых, а лежачих укладывали на носилки. Подвешенные на стойках носилки всегда оставались в горизонтальном положении, а установленные наискосок пружины смягчали не только вертикальные, но и боковые толчки. Санитарные кузова экипировались брезентовыми пологами для защиты от дождя и снега.


Конно-пулемётная тачанка времён Гражданской войны использовалась для огневого прикрытия сабельных атак красных кавалеристов. Лёгкая подрессоренная извозчичья повозка поспевала за конницей, а мягкость её хода позволяла вести прицельный пулемётный огонь в движении. В тридцатые годы тачанки производились по заказу РККА на обозных заводах в нескольких модификациях, в том числе зенитной. Тачанки применялись в годы Великой Отечественной войны и были сняты с вооружения лишь в середине 1950-х годов, когда кавалерия как род войск была расформирована. Этот выставочный экспонат является точной копией, воссозданной по историческому образцу.


Реплика бронеавтомобиля Кавказской туземной конной дивизии (1914), построенного на базе грузовика из гаража Его Императорского Величества Николая II. Бронирование было произведено по типу бронеавтомобиля «Руссо-Балт тип С». Оснащённая тремя пулемётами машина участвовала в сражениях Первой Мировой войны в составе «Дикой дивизии», состоявшей из добровольцев-мусульман.


Бронеавтомобиль FiaT Ижорского завода. В конце 1914 года руководство российской армии проявило заинтересованность в создании бронеавтомобилей. Один из проектов на шасси Fiat предложили инженеры Ижорского завода. Их машина обшивалась броневой сталью толщиной от 5 до 7 миллиметров, что обеспечивало весьма незначительную защиту: винтовочная пуля пробивала борт с 50 метров, да и ходовыми качествами пятитонный броневик не блистал, увязая в мягком грунте. В отделении управления размещались места для двух водителей, в боевом отделении находился командир и два пулемётчика. Всего было изготовлено 47 бронеавтомобилей «Фиат-Ижора».


Советский средний бронеавтомобиль БА-10 на шасси грузовика ГАЗ-ААА был разработан в 1938 году в конструкторском бюро Ижорского завода. Боевое крещение машины прошли на Халхин-Голе и в Финляндии, использовались на всём протяжении Великой Отечественной войны.


ГАЗ-61-73 – первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым цельнометаллическим кузовом типа седан. В СССР в 1938 году по инициативе конструктора В.Грачёва была начата разработка командирского автомобиля ГАЗ-61. Машина прошла испытания, была принята на вооружение Красной Армии, но запуск в серию по различным причинам откладывался до рокового 1941 года. Первые экземпляры советского внедорожника были собраны перед самой войной и вручены военачальникам Ворошилову, Будённому, Жукову, Коневу. Как выяснилось позднее, полноприводный седан значительно превосходит поставлявшиеся по ленд-лизу американские джипы, преодолевая крутые подъёмы, форсируя броды и даже поднимаясь по лестничным ступеням.


ГАЗ-61-416 – ещё более раритетный экземпляр. Этот лёгкий артиллерийский тягач прямо на заводе комплектовали противотанковой 57-миллиметровой пушкой с транспортным передком и отправляли на фронт. Из 34 изготовленных автомобилей-тягачей чудом уцелел только один, принимавший участие в битве за Москву.


Horch-830R – разведывательный автомобиль на шасси гражданских машин 830-й модели с упрощёнными открытыми кузовами без боковин и дверей, но с креплениями для стрелкового оружия, дополнительными канистрами, отсеком для амуниции. Германская армия основательно готовилась к боевым действиям на пересечённой местности и имела полный комплект внедорожников – командирских и санитарных, для ведения разведки и обеспечения связи. Horch-830R серийно выпускался с 1934 года.


Продолжая совершенствовать средства передвижения, с осени 1942 года в Германии был налажен выпуск Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen) – плавающих полноприводных автомобилей для вермахта и войск СС. К созданию «Швиммваген» приложил руку Фердинанд Порше и машина оказалась очень удачной: после окончания Второй Мировой войны концерн Volkswagen перешёл под контроль англичан, которые заказали 1500 таких амфибий для своей армии.


Американский плавающий автомобиль Ford GPA (1941) предназначался для ведения разведки, а также для инженерных работ на воде. Амфибии Ford GPA участвовали в войне на Тихом океане, высаживались в Нормандии, поставлялись по ленд-лизу в Красную Армию.


Bantam BRC-60 (1940) — армейский внедорожник был создан в рамках конкурса, объявленного американским правительством летом 1940 года. Компания American Bantam всего за 49 дней разработала проект и изготовила прототип, по которому малой серией было выпущено всего 69 автомобилей.


Jeep Willys MB (1943) — американский легковой автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся с 1941 по 1945 год. Такие джипы поставлялись по ленд-лизу и в Советский Союз, а этот экземпляр служил в британской армии, был подбит во время наступления на линию Марет в Северной Африке и после войны отреставрирован в Великобритании.


Внедорожник Kurogane Typ 95 – лёгкий полноприводной автомобиль, который получил обозначение «пассажирский автомобиль тип 95» и имя «Куроган», что в переводе с японского означает «черная сталь». Его разработала в 1935 году фирма Nihon Nainenki по заказу японской императорской армии. Этот лёгкий автомобиль способен преодолевать бездорожье вне зависимости от климата и отлично зарекомендовал себя в боевых действиях, а для повышения проходимости были предусмотрены специальные шины с резиновыми накладками. Красноармейцы вскоре ознакомились с возможностями «Курогана», захватив машины в боях у озера Хасан и под Халхин-Голом. До наших дней сохранилось всего несколько Kurogane, считается, что все они находятся в России.


Для перевозки личного состава, боеприпасов и транспортировки орудий требовались машины более мощные. Одним из военных грузовиков стал совместный проект американских компаний Ford motor company и General Motors, выпускавшийся с 1940 года в Канаде под маркой Canadian Military Pattern. На «Олдтаймер-Галерее» экспонировался любопытный экземпляр Ford F60L Canada, который дважды попадал в плен. Сначала он ездил по африканским дорогам и оказался захвачен войсками Роммеля, потом через Италию вместе с немецким пополнением отправился на Восточный фронт. В 1943 году в ходе Харьковской наступательной операции маршала Рыбалко грузовик стал советским трофеем.


Грузовой автомобиль Morris-Commercial C/8 (1944) использовался для буксировки пушек, перевозки артиллерийского расчёта и ящиков со снарядами. Были созданы модификации тягача для использования, к примеру, в качестве радиостанции.


Советские военные автомобили — неотъемлемая часть любой «Олдтаймер-Галереи». Грузовой автомобиль ГАЗ ММ был изготовлен в 1942 году в режиме экономии материалов. У этого грузовика, в отличие от довоенных, изменена форма крыльев, на бугеле установлена только одна фара, отсутствуют передние тормозные колодки. Кабины делали из того, что попадалось под руку, они могли быть деревянными или накрыты брезентом. Рама и отдельные детали представленного на выставке автомобиля были найдены в Подмосковье, другие детали заимствованы от других машин. Как правило, коллекционные автомобили комплектуются «родными» деталями и лишь в крайнем случае изготавливаются по старым чертежам из современных материалов.


Полугусеничный артиллерийский тягач ЗиС-42 (1943) создавался после советско-финской зимней войны, показавшей ненадёжность тягачей ЗиС-22. Потребовалось несколько лет работы конструкторов НАТИ, пока не было найдено оптимальное сочетание грузоподъёмности, манёвренности, проходимости по бездорожью. Полигонные испытания в 1941 году были признаны успешными, но серийное производство развернулось лишь год спустя — из-за нападения фашистской Германии завод пришлось эвакуировать в тыл.


Полугусеничный грузовой автомобиль ЗиС-33 сочетает нескольких способов передвижения по бездорожью – это колеса, гусеницы и даже лыжи! ЗиС-33 прошёл испытания в боевых условиях во время советско-финской войны, но был забракован из-за огромной массы и недостаточной прочности конструкции. Машины были переданы колхозам и переделаны в колёсные грузовики, так как прожорливый гусеничный вариант расходовал 100 литров топлива на 100 километров.


Грузовой автомобиль Opel Blitz (Германия, 1944) массово выпускался в годы Второй Мировой войны. На базе этого грузовика создавались разнообразные модификации: санитарный грузовик, топливозаправщик, машина связи и другие.


Реактивная установка БМ-13 на шасси Studebaker. Первые две пусковые установки БМ-13 на шасси ЗиС были смонтированы в июне 1941 года в Воронеже. Установка состояла из рельсовых направляющих и устройства наведения. Для наводки предусматривались поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. Запуск производился рукояточной электрокатушкой – при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в снарядах срабатывали пусковые пиропатроны. Позднее реактивные установки монтировали на шасси Studebaker US-6, поступавших в СССР по ленд-лизу.


Автомобиль повышенной проходимости Dodge WC54. Американские автомобили серии WC (Weapons Carrier) отличались простотой, технологичностью в производстве и высокой степенью унификации. Серия включает пикапы, машины скорой помощи, разведывательные машины, передвижные мастерские и командные машины.


Автомобиль повышенной проходимости Dodge WC63


Французский Citroen T-45 выпускался с 1934 по 1954 год. После оккупации Парижа немцы захватили завод и использовали эти мощные машины для нужд своей армии. В мирное время на шасси тип 45 устанавливались автобусные кузова, пожарное оборудование, бетономешалки, самосвалы.


Мастерская Шаманского завершила воссоздание артиллерийского гусеничного тягача СТЗ-5 «Сталинец». Тягач выпускался с 1937-го по 1942 год, его производство прекратилось, когда немцы прорвались на территорию Сталинградского тракторного завода.


Бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» выпускался с 1937 по 1941 год. В состав каждой стрелковой дивизии планировалось включать как минимум 60 таких тягачей, но до начала войны эта задача не была выполнена. На практике «Комсомольцами» комплектовались только ударные части и подразделения мотопехоты. Тягачи применялись для буксировки зенитной и дивизионной артиллерии. «Комсомольцы» участвовали в военных конфликтах с Японией у озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году, принимали участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Для ведения ближнего боя машина оснащалась танковым пулемётом ДТ.


Полноприводный артиллерийский тягач Fiat SPA TL.37 использовался в итальянской армии для буксировки артиллерии и перевозки боекомплекта.


Полугусеничный мотоцикл NSU-Kettenkrad HK-101 разработан в 1940 году фирмой NSU для парашютно-десантных и горно-стрелковых дивизий в качестве многоцелевого тягача. Конструкция оказалась весьма удачной и машина стала использоваться во всех видах вооружённых сил Германии – для буксировки лёгких зенитных орудий, миномётов, катушек с телефонным кабелем. После войны тягачи нашли применение в сельском и лесном хозяйстве.


МС-1 — первый серийный советский танк (1928-1931). К началу Великой Отечественной войны эта модель безнадёжно устарела, бронированные башни танков были демонтированы и использовались в качестве вкопанных в землю огневых точек, поэтому для истории не сохранилось ни одного экземпляра МС-1. На «Олдтаймер-Галерее» представлена самоходная модель в масштабе 1:1, собранная в наши дни по чертежам и фотографиям.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, ретроавтомобили, Олдтаймер-Галерея.

Другие публикации