01.04.2020 00:01

«Город на память». 558. Серпуховская площадь

31 марта 2020 года
Фотопроект «Город на память». 558. Серпуховская площадь

Прогулка по Валовой улице завершилась на Серпуховской площади, появившейся на месте Серпуховских ворот Земляного города. К концу XVIII века опоясывавшие Москву укрепления были снесены: вместо земляного вала, рвов, крепостной стены, застав и въездных ворот образовалась магистраль, ставшая известной как Садовое кольцо. Самые значительные изменения на Серпуховской площади произошли в ХХ веке. Вместо рынка на площади обустроены сквер и транспортные развязки, открылись станция метро и филиал Малого театра, а Садовое кольцо спряталось в тоннель.

В 1918-1922 годах площадь носила имя немецкого коммуниста Карла Либкнехта, а с 1922 по 1994 год называлась Добрынинской в память о жителе Замоскворечья, молодом рабочем Петре Добрынине, который погиб в бою с юнкерами в первые дни Великой Октябрьской социалистической революции.

Здесь сходятся девять улиц — Житная, Большая Полянка, Большая Ордынка, Пятницкая, Валовая, Большая Серпуховская, Люсиновская и участок Садового кольца между Добрынинским и Октябрьским тоннелями. Впрочем, площадь оказалось достаточно просторной, чтобы разрулить транспортные потоки.


В 1966 году открылось движение по шестиполосному Добрынинскому тоннелю.


Вид на Валовую улицу


Бюст большевика Петра Добрынина установлен возле вестибюля метро «Добрынинская» в 1967 году (скульптор Г.Распопов, архитектор В.Пясковский)


Станция «Добрынинская» Кольцевой линии Московского метрополитена открыта в 1950 году в составе участка «Парк Культуры»—«Курская» и поначалу называлась «Серпуховская». Позднее это название получила станция «серой» Серпуховско-Тимирязевской линии.


Наземный вестибюль «Добрынинской» представляет собой массивное трёхэтажное здание с двумя порталами. Между дверными проёмами установлены беломраморные колонны коринфского ордера.

Первые пассажиры увидели голые стены, а парадное оформление вестибюля было завершено только спустя полтора года после открытия станции.

Памятник Иосифу Сталину (скульптор Дмитрий Шварц), стоявший перед эскалаторами, демонтирован после разоблачения культа личности.


Мозаика со временем тоже претерпела некоторые изменения: по первоначальному замыслу художников Г.Рублёва и Б.Иорданского военные на параде несли знамя с профилями Ленина и Сталина, а в руках трудящихся был портрет усатого вождя, заменённый позднее на изображение первого космонавта Юрия Гагарина.

Архитектурное оформление станционного зала воссоздаёт перспективные порталы памятников древнерусского зодчества. Ниши пилонов декорированы барельефами работы Елены Янсон-Манизер, изображающими труд колхозников из разных республик СССР.


Большая Серпуховская улица, 4


Большая Полянка, 60 — доходный дом дворянина Александра Крокоса (1904, архитектор Иван Машков). Окна многокомнатных квартир смотрели на Большую Полянку, а во двор выходили квартиры попроще. Первые два этажа отводились под магазины, внутри круговая металлическая лестница соединяла торговые помещения. После революции доходный дом был национализирован новыми властями, а в 1925 году для размещения отделения Мосгорбанка здание подверглось перепланировке, в частности, были заложены большие витринные окна первого этажа.

Брандмауэр доходного дома Александра Крокоса стал использоваться под рекламу (глухие торцевые стены специально проектировали без окон, такие брандмауэры в старой Москве препятствовали распространению пожаров).

Парадные фасады доходных домов выходят на Большую Полянку, а со стороны площади они выглядят не так нарядно. Когда-то здесь были внутренние дворы, но густо застроенный участок был снесён при расширении Садового кольца.


Валовая улица, 34 — доходный дом с лавками обрёл нынешний вид в несколько этапов, последние изменения были внесены в 1897 и 1905 годах, когда зданием владели купцы Шуренковы. В советское время здесь располагались коммунальные квартиры и магазины, а в наши дни в доме, вероятно, разместится музей Малого театра.


Серпуховская площадь, 36 — соседний старинный дом, также переживший в XIX веке несколько масштабных реконструкций. Центральная часть здания, выстроенная в 1802-1806 годах, пострадала от наполеоновского пожара и была восстановлена для размещения гостиничных номеров. Позднее появились новые строения, объединённые в итоге в один объём. Сейчас дом принадлежит Малому театру и ожидает начала реставрационных работ.


В 1894 году на Серпуховской открылось заведение фотографа Павла Пономарёва, фотостудия работала в этом доме и в советское время, хотя и меняла помещения. Считается, что нынешний фотосалон принадлежит наследникам того самого Пономарёва.

В 1867 году во владении купцов Макаровых на Большой Ордынке был построен двухэтажный каменный дом с флигелем. Дальнейшую судьбу здания определил греческий предприниматель Фаврикодорос, перестроивший его под синематограф. В 1913 году грек открыл здесь «Кино-Палас», рассчитанный на 1000 зрителей. Заведение проработало недолго и спустя год этот большой зал стали заполнять зрители «Театра миниатюр» антрепренёра Петра Струйского. В 1917 году выступал здесь и молодой одесский артист Лазарь Вайсбейн, которого публика встретила весьма прохладно. Вскоре он станет настоящей знаменитостью и прославится под творческим псевдонимом Леонид Утёсов.

После Октябрьской революции сюда вселился «Районный театр Замоскворецкого совета», возглавляемый тем же Петром Струйским и переименованный позднее в «Московский театр Ленсовета».

Малый театр открыл филиал на Большой Ордынке в 1944 году, чему немало способствовал Константин Зубов – известный актёр и театральный педагог. Первой премьерой на этой сцене стал спектакль «Инженер Сергеев», посвящённый первым дням Великой Отечественной войны и поставленный по пьесе Наркома госбезопасности СССР Всеволода Меркулова, скрывавшегося под псевдонимом Всеволод Рокк. Меркулов написал две пьесы, но был вынужден забросить литературную деятельность, получив выговор от Сталина за неподобающее государственному человеку увлечение.

Одним из любимых авторов старейшего московского театра был драматург Александр Островский. Еще при жизни литератора Малый стали называть «Домом Островского». Его пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги» и сейчас составляют основу репертуара театра.

Малый театр возглавляет художественный руководитель народный артист СССР Юрий Соломин. В труппе состоят такие любимые народом артисты как Ю.Каюров, И.Муравьева, Л.Полякова, В.Бочкарев, Б.Клюев, Е.Глушенко, А.Коршунов, Б.Невзоров, А.Клюквин, Вл.Носик и многие другие.

Юрий Соломин: «В Щепкинском училище, где я учился, преподавали великие артисты – Межинский, Владиславский, Ильинский, Бабочкин, Жаров. Моя учительница, также великая актриса, Вера Пашенная всегда говорила своим студентам: «Уходя со сцены, оставляйте кусочек своего сердца». Я каждый день это повторяю, людям, которые приходят в зрительный зал, платят деньги за билеты, надо оставлять кусочек сердца, а не показывать фокусы. Вот кто мне может ответить, что значит «современное решение классики»? Нужно ли понимать под «сыграть любовь по-новому» необходимость раздеться, что-то снять что пониже? Ничего подобного! В классике есть всё, что есть в любом человеке: любовь, предательство, доверие и недоверие, скандалы и интриги. Настоящая классика вечная, она как солнце, небо, звёзды, как всё прекрасное. Она заставляет задуматься. Вспомните себя, когда вы вечером смотрите на звёзды, сколько мыслей возникает у каждого человека».

«Дальше – тишина» (2019) — спектакль по киносценарию В.Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» — это пронзительная история о пожилых людях, которые становятся заложниками своего отношения к собственным детям. В спектакле заняты: Людмила Полякова, Владимир Носик, Александр Вершинин, Александра Иванова, Алёна Колесникова и другие актёры. Режиссёр — Юрий Соломин.

«Всегда зовите Долли!» (2019) — яркий, наполненный остроумными шутками, зажигательной музыкой и танцами спектакль по пьесе Торнтона Уайлдера «Осторожно, сваха!» В ролях: Ирина Муравьёва, Валерий Афанасьев, Дарья Шевчук, Ася Дубровская, Ольга Абрамова, Александр Дривень и другие актёры. Режиссёр — Владимир Иванов.

«Физики» (2020) — детективная история по пьесе Фридриха Дюрренматта. В ролях: Никита Панфилов, Борис Невзоров, Александр Клюквин, Ирина Леонова, Владимир Носик, Алёна Охлупина и другие актёры. Режиссёр — Алексей Дубровский.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: метро, Малый театр, прогулки по Москве.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.