01.04.2020 00:01

«Город на память». 558. Серпуховская площадь

31 марта 2020 года
Фотопроект «Город на память». 558. Серпуховская площадь

Прогулка по Валовой улице завершилась на Серпуховской площади, появившейся на месте Серпуховских ворот Земляного города. К концу XVIII века опоясывавшие Москву укрепления были снесены: вместо земляного вала, рвов, крепостной стены, застав и въездных ворот образовалась магистраль, ставшая известной как Садовое кольцо. Самые значительные изменения на Серпуховской площади произошли в ХХ веке. Вместо рынка на площади обустроены сквер и транспортные развязки, открылись станция метро и филиал Малого театра, а Садовое кольцо спряталось в тоннель.

В 1918-1922 годах площадь носила имя немецкого коммуниста Карла Либкнехта, а с 1922 по 1994 год называлась Добрынинской в память о жителе Замоскворечья, молодом рабочем Петре Добрынине, который погиб в бою с юнкерами в первые дни Великой Октябрьской социалистической революции.


Добрынинская площадь. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/1044912

Здесь сходятся девять улиц — Житная, Большая Полянка, Большая Ордынка, Пятницкая, Валовая, Большая Серпуховская, Люсиновская и участок Садового кольца между Добрынинским и Октябрьским тоннелями. Впрочем, площадь оказалось достаточно просторной, чтобы разрулить транспортные потоки.


В 1966 году открылось движение по шестиполосному Добрынинскому тоннелю.


Вид на Валовую улицу


Добрынинская площадь. 1954 год: https://pastvu.com/p/79433


Бюст большевика Петра Добрынина установлен возле вестибюля метро «Добрынинская» в 1967 году (скульптор Г.Распопов, архитектор В.Пясковский)


Станция «Добрынинская» Кольцевой линии Московского метрополитена открыта в 1950 году в составе участка «Парк Культуры»—«Курская» и поначалу называлась «Серпуховская». Позднее это название получила станция «серой» Серпуховско-Тимирязевской линии.


Наземный вестибюль «Добрынинской» представляет собой массивное трёхэтажное здание с двумя порталами. Между дверными проёмами установлены беломраморные колонны коринфского ордера.


Вестибюль станции «Серпуховская». 1951 год: https://pastvu.com/p/40776 Первые пассажиры увидели голые стены, а парадное оформление вестибюля было завершено только спустя полтора года после открытия станции.


Вестибюль станции «Серпуховская». 1951 год: https://pastvu.com/p/27271 На этой фотографии уже появились мозаичные панно на стене и памятник Иосифу Сталину (скульптор Дмитрий Шварц), демонтированный после разоблачения культа личности.


Мозаика со временем тоже претерпела некоторые изменения: по первоначальному замыслу художников Г.Рублёва и Б.Иорданского военные на параде несли знамя с профилями Ленина и Сталина, а в руках трудящихся был портрет усатого вождя, заменённый позднее на изображение первого космонавта Юрия Гагарина.


Фрагмент мозаичного панно с портретом Сталина. 1951-1961 гг.: https://pastvu.com/p/187302


Строительство станции метро «Серпуховская». 1948-1949 гг.: https://pastvu.com/p/77189

Архитектурное оформление станционного зала воссоздаёт перспективные порталы памятников древнерусского зодчества. Ниши пилонов декорированы барельефами работы Елены Янсон-Манизер, изображающими труд колхозников из разных республик СССР.


Профиль Сталина в торце станционного зала. 1953-1956 гг.: https://pastvu.com/p/88034


Мозаика «Утро космической эры» (1967, художник С.Павловский) сменила орнамент со Сталиным. 1981-1983 гг.: https://pastvu.com/p/153961


Большая Серпуховская улица, 4. Торговый дом братьев Гурьевых. 1988-1989 гг.: https://pastvu.com/p/102177


Большая Серпуховская улица, 4


Конка и водоразборный фонтан на Серпуховской площади. 1881-1990 гг.: https://pastvu.com/p/420798


Добрынинская площадь. 1931-1935 гг.: https://pastvu.com/p/61795 Водоразборной башни уже нет, на её фундаменте устроена тумба для агитационных конструкций. Брандмауэр доходного дома Александра Крокоса тоже используется под рекламу (глухие торцевые стены специально проектировали без окон, такие брандмауэры в старой Москве препятствовали распространению пожаров).


Большая Полянка, 60 — доходный дом дворянина Александра Крокоса (1904, архитектор Иван Машков). Окна многокомнатных квартир смотрели на Большую Полянку, а во двор выходили квартиры попроще. Первые два этажа отводились под магазины, внутри круговая металлическая лестница соединяла торговые помещения. После революции доходный дом был национализирован новыми властями, а в 1925 году для размещения отделения Мосгорбанка здание подверглось перепланировке, в частности, были заложены большие витринные окна первого этажа.

Парадные фасады доходных домов выходят на Большую Полянку, а со стороны площади они выглядят не так нарядно. Когда-то здесь были внутренние дворы, но густо застроенный участок был снесён при расширении Садового кольца.


Панорама Добрынинской площади. Вид в сторону Валовой улицы и Большой Ордынки. 1927-1931 гг.: https://pastvu.com/p/80914 Изображённый на снимке квартал сохранился, лишь сквер был утрачен, да и трамваи давно здесь не ходят.


Валовая улица, 34 — доходный дом с лавками обрёл нынешний вид в несколько этапов, последние изменения были внесены в 1897 и 1905 годах, когда зданием владели купцы Шуренковы. В советское время здесь располагались коммунальные квартиры и магазины, а в наши дни в доме, вероятно, разместится музей Малого театра.


Серпуховская площадь, 36 — соседний старинный дом, также переживший в XIX веке несколько масштабных реконструкций. Центральная часть здания, выстроенная в 1802-1806 годах, пострадала от наполеоновского пожара и была восстановлена для размещения гостиничных номеров. Позднее появились новые строения, объединённые в итоге в один объём. Сейчас дом принадлежит Малому театру и ожидает начала реставрационных работ.


В 1894 году на Серпуховской открылось заведение фотографа Павла Пономарёва, фотостудия работала в этом доме и в советское время, хотя и меняла помещения. Считается, что нынешний фотосалон принадлежит наследникам того самого Пономарёва.


Большая Ордынка, 69. 1930-1936 гг.: https://pastvu.com/p/68865

В 1867 году во владении купцов Макаровых на Большой Ордынке был построен двухэтажный каменный дом с флигелем. Дальнейшую судьбу здания определил греческий предприниматель Фаврикодорос, перестроивший его под синематограф. В 1913 году грек открыл здесь «Кино-Палас», рассчитанный на 1000 зрителей. Заведение проработало недолго и спустя год этот большой зал стали заполнять зрители «Театра миниатюр» антрепренёра Петра Струйского. В 1917 году выступал здесь и молодой одесский артист Лазарь Вайсбейн, которого публика встретила весьма прохладно. Вскоре он станет настоящей знаменитостью и прославится под творческим псевдонимом Леонид Утёсов.

После Октябрьской революции сюда вселился «Районный театр Замоскворецкого совета», возглавляемый тем же Петром Струйским и переименованный позднее в «Московский театр Ленсовета».

Малый театр открыл филиал на Большой Ордынке в 1944 году, чему немало способствовал Константин Зубов – известный актёр и театральный педагог. Первой премьерой на этой сцене стал спектакль «Инженер Сергеев», посвящённый первым дням Великой Отечественной войны и поставленный по пьесе Наркома госбезопасности СССР Всеволода Меркулова, скрывавшегося под псевдонимом Всеволод Рокк. Меркулов написал две пьесы, но был вынужден забросить литературную деятельность, получив выговор от Сталина за неподобающее государственному человеку увлечение.

Одним из любимых авторов старейшего московского театра был драматург Александр Островский. Еще при жизни литератора Малый стали называть «Домом Островского». Его пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги» и сейчас составляют основу репертуара театра.

Малый театр возглавляет художественный руководитель народный артист СССР Юрий Соломин. В труппе состоят такие любимые народом артисты как Ю.Каюров, И.Муравьева, Л.Полякова, В.Бочкарев, Б.Клюев, Е.Глушенко, А.Коршунов, Б.Невзоров, А.Клюквин, Вл.Носик и многие другие.

Юрий Соломин: «В Щепкинском училище, где я учился, преподавали великие артисты – Межинский, Владиславский, Ильинский, Бабочкин, Жаров. Моя учительница, также великая актриса, Вера Пашенная всегда говорила своим студентам: «Уходя со сцены, оставляйте кусочек своего сердца». Я каждый день это повторяю, людям, которые приходят в зрительный зал, платят деньги за билеты, надо оставлять кусочек сердца, а не показывать фокусы. Вот кто мне может ответить, что значит «современное решение классики»? Нужно ли понимать под «сыграть любовь по-новому» необходимость раздеться, что-то снять что пониже? Ничего подобного! В классике есть всё, что есть в любом человеке: любовь, предательство, доверие и недоверие, скандалы и интриги. Настоящая классика вечная, она как солнце, небо, звёзды, как всё прекрасное. Она заставляет задуматься. Вспомните себя, когда вы вечером смотрите на звёзды, сколько мыслей возникает у каждого человека».

«Дальше – тишина» (2019) — спектакль по киносценарию В.Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» — это пронзительная история о пожилых людях, которые становятся заложниками своего отношения к собственным детям. В спектакле заняты: Людмила Полякова, Владимир Носик, Александр Вершинин, Александра Иванова, Алёна Колесникова и другие актёры. Режиссёр — Юрий Соломин.

«Всегда зовите Долли!» (2019) — яркий, наполненный остроумными шутками, зажигательной музыкой и танцами спектакль по пьесе Торнтона Уайлдера «Осторожно, сваха!» В ролях: Ирина Муравьёва, Валерий Афанасьев, Дарья Шевчук, Ася Дубровская, Ольга Абрамова, Александр Дривень и другие актёры. Режиссёр — Владимир Иванов.

«Физики» (2020) — детективная история по пьесе Фридриха Дюрренматта. В ролях: Никита Панфилов, Борис Невзоров, Александр Клюквин, Ирина Леонова, Владимир Носик, Алёна Охлупина и другие актёры. Режиссёр — Алексей Дубровский.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: метро, Малый театр, прогулки по Москве.

Другие публикации

05.05.2020 в 00:22

«Город на память». 578. От метро «Свиблово» в Институт пути


Открытие участка метро «ВДНХ» — «Медведково» значительно улучшило транспортную доступность северных районов, которые и в наши дни продолжают застраиваться.

03.05.2020 в 11:32

«Город на память». 576. Вятская улица


Есть мнение, что происхождение названия Вятской улицы связано не с рекой или городом Вятка, а со словом «вязь» — грязь, болотистое место.

02.05.2020 в 00:21

«Город на память». 575. Бутырская улица


Бутырская улица - это советская и современная жилая застройка, промзона и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.

01.05.2020 в 01:19

«Город на память». 574. МХАТ имени Горького


МХАТ имени Горького продолжает традиции Станиславского, хотя формально театр возник в 1987 году.

25.04.2020 в 08:45

«Город на память». 573. Сталинки на Крестьянской площади


Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал «разуплотнение и правильную организацию жилых кварталов с созданием здоровых условий жизни».

24.04.2020 в 12:08

«Город на память». 572. Новоспасский монастырь


В 1490 году Великий князь Иван III перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору - так был основан Новоспасский монастырь.

22.04.2020 в 20:29

«Город на память». 571. Таганская улица и парк Таганский


Это история советского градостроения с административными, школьными и жилыми зданиями, кинотеатром «Зенит» и Таганским парком.

21.04.2020 в 22:37

«Город на память». 570. Таганская улица купеческая


Несмотря на массовые сносы исторической застройки, на Таганской улице можно обнаружить и усадьбы, и доходные дома, и старинные храмы.