16 апреля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 565. Волгоградский проспект, МЗМА и ГПЗ-1
За Остаповским путепроводом раскинулся знаковый индустриальный квартал Волгоградского проспекта, где ударными темпами в 1929-1932 годах были возведены два промышленных гиганта – КИМ (известный также как Московский завод малолитражных автомобилей и Автозавод имени Ленинского комсомола), производивший легковые автомобили «Москвич», и ГПЗ-1 – старейший в СССР производитель шарикоподшипников, незаменимых во всех отраслях машиностроения. Оба завода прекратили существование и их территория превращена в строительную площадку жилых комплексов.
Завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи был построен в 1930 году для сборки автомобилей «Форд», тогда это был филиал Горьковского автозавода. После войны поступил заказ на производство легкового автомобиля для широких слоёв населения и завод получил всесоюзную известность, выпуская малолитражки «Москвич».
В разные годы завод носил следующие названия: с 1930 по 1939 год – Московский автосборочный завод имени КИМ, с 1939 по 1941 год – Московский автомобильный завод имени КИМ, c 1945 по 1968 год – Завод малолитражных автомобилей, Московский завод малолитражных автомобилей, с 1968 до 1992 год – Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, с 1992 до 2010 года – ОАО «Москвич».
Лучшие модели «народного автомобиля» оказались надёжны, неприхотливы и эксплуатировались владельцами долгие годы. Служебные модификации «Москвича» работали на почте и на скорой помощи, в такси и в милиции, развозили мороженое и школьное питание, а спортивные модели завоёвывали призы в автогонках.
Но технологии не стояли на месте, а Автозавод имени Ленинского комсомола упустил время, потерял своё лицо и даже неизбалованный советский потребитель стал отдавать предпочтение продукции конкурентов с Волжского автозавода. Когда на рынок хлынули иномарки, участь «Москвича» была предрешена: конвейер остановился в 2002 году, завод объявили банкротом и ликвидировали.
Новая территория АЗЛК, освоенная в 1971 году в Текстильщиках, сохранила статус производственной площадки технополиса «Москва», а исторический комплекс у Остаповского путепровода был признан бесперспективным для реконструкции, сдавался в аренду под склады, автосервисы, мастерские, интернет-магазины и уже несколько лет здесь происходит поэтапный точечный снос заводских цехов.
В 1929 году представители СССР и американской Ford Motor Company подписали соглашение об организации в Нижнем Новгороде производства легковых и грузовых автомобилей марки «Форд». Пока строился ГАЗ, было принято решение об организации отвёрточной сборки автомобилей марки «Форд» моделей A и АА из американских комплектующих на автосборочной площадке в Москве. Завод был построен в 1929—1930 годах при участии компании Ford и выгодно в плане логистики расположился на пересечении Московской Окружной железной дороги и Остаповского шоссе.
Смотрите старые фотографии: Государственный автосборочный завод имени КИМ. С конвейера сошли первые собранные автомобили «Форд-А». 1930 год: https://pastvu.com/p/356953
В 1939 году завод стал самостоятельной частью Глававтопрома и получил название Московский автомобильный завод имени КИМ. В это время специально под мощности завода КИМ был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10. С началом Великой Отечественной войны завод пришлось переориентировать на выпуск военной продукции.
Смотрите старые фотографии: КИМ-10-50 возле проходной АЗЛК. 1970 год: https://pastvu.com/p/574747
КИМ-10 кабриолет
В 1947 году завод вернулся к гражданскому ассортименту, был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей и приступил к серийному выпуску легковых автомобилей «Москвич-400». Эта модель была аналогом немецкого четырёхдверного «Opel Kadett» образца 1938 года и выпускалась как на советском, так и на трофейном оборудовании, вывезенном с завода в Рюссельхайме.
Смотрите старые фотографии: МЗМА. Сборочный цех. 1952 год: https://pastvu.com/p/854608
В 1948 году началось производство полудеревянного фургона «Москвич-422», получившего прозвище «Буратино».
Наиболее успешными в истории завода оказались 1950-1960-е годы. В этот период модельный ряд МЗМА обновлялся каждые несколько лет, «Москвичи» активно осваивали экспортные рынки и международные гоночные трассы. Помимо базовых седанов «Москвич-402» и «Москвич-407» впервые в стране стала выпускаться модификация с кузовом «универсал», а также полноприводная версия «Москвич-410». В этот период на МЗМА активно велись экспериментальные конструкторские работы по созданию полноприводных машин для сельской местности, спортивного купе-кабриолета и микроавтобуса, но от этих планов пришлось отказаться по причине недостаточного финансирования.
Смотрите старые фотографии: Главный конвейер МЗМА. 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/641716
Спортивный «Москвич-407» купе
«Москвич-407» универсал
В 1964 году на заводе запустили в серию «Москвич-408», который отличался новым и современным для тех лет кузовом.
Смотрите старые фотографии: «Москвичи-408» на конвейере. 1964-1969 гг.: https://pastvu.com/p/542498
Спустя три года с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич»
«Москвич-408», экспортная версия. «На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину «Москвич». Новая модель!» («Бриллиантовая рука», 1968).
Скромные возможности не позволяли создавать автомобили «с нуля» и в новинках хватало архаичных агрегатов, так через переходные модели появился достаточно успешный «Москвич-412». В 1966 году во время визита Шарля де Голля в Советский Союз состоялось подписание соглашения между автопроизводителями «Renault» и МЗМА, предусматривающее монтаж французскими инженерами лицензионных конвейеров, позволяющих увеличить производство до 200 000 машин в год. Эта реконструкция завершилась в 1971 году уже в новых корпусах на промплощадке № 2 в Текстильщиках. К тому времени МЗМА вновь сменил название и стал Автозаводом имени Ленинского комсомола (АЗЛК).
Смотрите старые фотографии: Готовая продукция автозавода на стоянке возле Остаповского путепровода. 1973 год: https://pastvu.com/p/389177
После закрытия АЗЛК эта площадка стала рынком строительных материалов
Волгоградский проспект, 32к1 – двухэтажное здание с мансардой (1939), профсоюзный комитет автозавода
Волгоградский проспект, 32к2 – Управление конструкторско-экспериментальных работ (1934)
Волгоградский проспект, 32к21 – склад моторов МЗМА (1951), за этим зданием находился погрузочный терминал.
Смотрите старые фотографии: Завод малолитражных автомобилей. 1948 год: https://pastvu.com/p/382525
Автобусная остановка возле заводоуправления МЗМА-АЗЛК
Волгоградский проспект, 32к11 – заводоуправление МЗМА (1948), конструкторское бюро, гаражи, ныне – Московская финансово-юридическая академия
Смотрите старые фотографии: Старый фасад заводоуправления МЗМА. 1958 год: https://pastvu.com/p/924032
Смотрите старые фотографии: Фасад заводоуправления АЗЛК. 1971 год: https://pastvu.com/p/844633
Смотрите старые фотографии: Во дворе заводоуправления МЗМА. 1949 год: https://pastvu.com/p/382880
Волгоградский проспект, 32к5 – здание 1939 года, ныне – Московский городской открытый колледж
Волгоградский проспект, 32к8 – главный конвейер КИМ-МЗМА (1939), позднее – моторно-механический цех и кузовной цех АЗЛК. В 2009 году после демонтажа крыши здесь обустроили площадку учебного вождения, автостоянку и погрузочные терминалы складов и магазинов. В центре посреди руин возвышается кирпичный вентиляционный короб. Сохранившийся периметр здания занимает торговый центр «Техно Холл».
Смотрите старые фотографии: Через проходную в здании заводоуправления сотрудники попадали на главную аллею автозавода. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/75651
Смотрите старые фотографии: Главная аллея АЗЛК. 1970 год: https://pastvu.com/p/569822
Волгоградский проспект, 32к10 – компрессорная станция и боксы Отдела исследований и доводки двигателей (1940)
Волгоградский проспект, 32к12 – электрокарный гараж для обслуживания внутрицеховых электрокаров и вилочных погрузчиков (1948)
Волгоградский проспект, 32к13 – цех станко-инструментального производства (1948)
Волгоградский проспект, 32к3 – механосборочный цех № 2 (1934), здесь стоял памятник Иосифу Сталину
Смотрите старые фотографии: Главная аллея завершалась у памятника Сталину возле механосборочного цеха № 2. 1961 год: https://pastvu.com/p/2082
Крышка люка «ТРУДКОЛОНИЯ Г.Новочеркасск»
Вдоль 2-й улицы Машиностроения на месте уже снесённых корпусов АЗЛК в 2018 году началось строительство жилого комплекса «Метрополия»
Железнодорожная ветка и ограда с колючей проволокой разделяли АЗЛК от соседнего, ещё более крупного предприятия, – Первого государственного подшипникового завода, или попросту «Шарика». История ГПЗ-1 началась в 1929 году, когда правительство приняло решение о строительстве завода, который должен был выпускать ежегодно 24 миллиона подшипников. Вскоре началось возведение фундамента, а уже в марте 1932-го первая партия подшипников из Москвы была направлена Сталинградскому тракторному заводу. Советская промышленность успешно осуществила план импортозамещения и стала независимой от западных поставщиков. Ассортимент продукции составляли кольца, крупногабаритные подшипники, подшипники качения, ролики, сепараторы и заготовки к ним, специальные подшипники, шарики.
Смотрите старые фотографии: Строительство ГПЗ-1. 1931 год: https://pastvu.com/p/80353
К 1936 году ГПЗ-1 в полтора раза перекрыл проектную мощность. На заводе, который в те времена носил имя государственного деятеля Лазаря Кагановича, внедрялись новаторские технологии, рабочие успешно выполняли ответственные заказы. К примеру, ГПЗ-1 изготовил тяговые цепи для ленты эскалатора самых первых станций московского метрополитена, а позднее выполнил спецзаказ советской программы по исследованию Луны, оснастив подшипниками аппарат «Луноход-1».
Во время Великой Отечественной войны многие заводчане ушли на фронт, а ГПЗ-1 был по частям эвакуирован в Свердловск, Саратов, Куйбышев и Томск. Вывезенные линии там и остались, на их базе запустили новые заводы, которые продолжают работать и по сей день.
К 1960-м годам «Шарик» стал одним из самых современных производств своего времени, к примеру, здесь работал самый большой в мире цех по выпуску конических подшипников. В этом цехе было установлено 77 автоматических линий, обеспечивающих высокий класс точности продукции. Для обслуживания сложного оборудования привлекались рабочие, как тогда говорили, «новой формации», знающие не только оборудование, но и технологические процессы.
Смотрите старые фотографии: В цеху ГПЗ-1. 1950 год: https://pastvu.com/p/1047114
Смотрите старые фотографии: В цеху ГПЗ-1. 1960-1969 гг.: https://pastvu.com/p/990450
На «Шарике» было востребовано около 200 рабочих профессий – токари, шлифовщики, кузнецы, наладчики автоматических линий, контролёры ОТК и многие другие. Завод выпускал сотни типов подшипников весом от нескольких граммов до нескольких тонн, его продукция поставлялась не только на отечественные машиностроительные заводы, но и экспортировалась в 60 стран мира.
В фойе бывшего заводского Дворца культуры до сих пор можно увидеть композицию, собранную из изделий ГПЗ-1.
ГПЗ-1 заботился о своих сотрудниках, построив детские сады и ясли, поликлинику, школу, ПТУ, техникум и ВТУЗ, стадион, дворец культуры. ГПЗ-1 открыл два дома отдыха – под Москвой и на Чёрном море. Пролетарии с Дубровки и Остаповского шоссе давно переселились из деревянных бараков в построенные заводом новые дома с горячей водой, газом и отоплением.
Никто из 25 000 рабочих и сотрудников «Шарика» и предположить не мог, что в обозримом будущем они останутся без работы, оборудование из огромных цехов будет вывезено, а завод объявят банкротом. Спад производства пришёлся на девяностые – ежегодный выпуск 124 миллионов подшипников в 1986 году сократился до 240 тысяч в 2012 году. Акционирование предприятия и новые названия ОАО «Московский подшипник», ОАО «Европейская подшипниковая корпорация Москва» не помогли удержаться на плаву. Тогда появились планы переноса предприятия в Саратов, а на исторической территории завода уже обосновался торговый комплекс. К 2019 году и на закрытой прежде заводской территории появились арендаторы – магазины, фитнесс-центр, клуб Main Stage.
Шарикоподшипниковская улица, 13с1 – инженерный корпус ГПЗ-1 (1932)
Инженерный корпус после реконструкции фасада
Шарикоподшипниковская улица, 13с3 – в заводских цехах 1932-1934 годов постройки размещается торговый комплекс «Дубровка»
Шарикоподшипниковская улица, 11с7 – административное здание (1964)
Шарикоподшипниковская улица, 13А – медсанчасть ГПЗ-1 (1934)
Шарикоподшипниковская улица, 15с1 – поликлиника и Музей истории ГПЗ-1 (1937)
Шарикоподшипниковская улица, 17 – ПТУ и учебный комбинат ГПЗ-1 (1930), колледж связи № 54
2-я улица Машиностроения, 17с1 – заводской корпус (1931)
Шарикоподшипниковская улица, 13с14 – транспортный цех (1932)
2-я улица Машиностроения, 23 – заводское общежитие (1932)
Шарикоподшипниковская улица, 13с32 – производственное здание
Маневровый тепловоз ТГМ-40 на площадке хранилища заготовок для производства подшипников. ТГМ-40 серийно выпускался с 1982 года на Камбарском машиностроительном заводе и предназначался для эксплуатации на железных дорогах промышленных предприятий. Модификация была создана на базе узкоколейных тепловозов, но с переделкой под обычную колею 1520 мм. В 1983 году тепловоз был удостоен Золотой медали Лейпцигской ярмарки.
Шарикоподшипниковская улица, 13с41 – производственное здание
Шарикоподшипниковская улица, 13с33 – производственный цех (1954), концертный и банкетный зал Main Stage
Форум «Молодой предприниматель Москвы»
Инстаграм блогер и модель Елена Шейдлина
Шарикоподшипниковская улица, 13с36 – производственное здание
Шарикоподшипниковская улица, 13с69 – диспетчерская (1937)
Доска почёта возле заводоуправления и цеха подшипников общего назначения (1963, Шарикоподшипниковская улица, 13с46)
Проезды вымощены металлическими пластинами
Шарикоподшипниковская улица, 13с57 – растворный узел (1968)
Грузовая площадка с козловым краном
Новоостаповская улица, 5с2 – производственный корпус шинного завода (1965) стал спортивным комплексом с ледовой ареной, детской хоккейной школой и тренировочным центром. Московский шинный завод был основан в 1945 году, в СССР являлся ведущим предприятием по выпуску пневматических шин для автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов. В постсоветское время признан банкротом и прекратил существование.
Новоостаповская улица, 5с3 – производственный корпус Московского шинного завода (1964) занимает Киностудия ООО «Амедиа Продакшн», здесь снимаются сериалы и телевизионные игры.
А в соседнем здании шинного завода (1-я Дубровская улица, 13Ас1) помимо других арендаторов с 2011 года располагается концертный клуб и английский паб Glastonberry.
На сцене Glastonberry: Валерий Скородед, «Монгол Шуудан»
Александр Чернецкий, «Разные люди»
Дмитрий Судзиловский, «Тринадцатое созвездие»
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москвич, прогулки по Москве, АЗЛК, Волгоградский проспект.