16.04.2020 10:08

«Город на память». 565. Волгоградский проспект, МЗМА и ГПЗ-1

16 апреля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 565. Волгоградский проспект, МЗМА и ГПЗ-1

За Остаповским путепроводом раскинулся знаковый индустриальный квартал Волгоградского проспекта, где ударными темпами в 1929-1932 годах были возведены два промышленных гиганта – КИМ (известный также как Московский завод малолитражных автомобилей и Автозавод имени Ленинского комсомола), производивший легковые автомобили «Москвич», и ГПЗ-1 – старейший в СССР производитель шарикоподшипников, незаменимых во всех отраслях машиностроения. Оба завода прекратили существование и их территория превращена в строительную площадку жилых комплексов.

Завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи был построен в 1930 году для сборки автомобилей «Форд», тогда это был филиал Горьковского автозавода. После войны поступил заказ на производство легкового автомобиля для широких слоёв населения и завод получил всесоюзную известность, выпуская малолитражки «Москвич».

В разные годы завод носил следующие названия: с 1930 по 1939 год – Московский автосборочный завод имени КИМ, с 1939 по 1941 год – Московский автомобильный завод имени КИМ, c 1945 по 1968 год – Завод малолитражных автомобилей, Московский завод малолитражных автомобилей, с 1968 до 1992 год – Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, с 1992 до 2010 года – ОАО «Москвич».

Лучшие модели «народного автомобиля» оказались надёжны, неприхотливы и эксплуатировались владельцами долгие годы. Служебные модификации «Москвича» работали на почте и на скорой помощи, в такси и в милиции, развозили мороженое и школьное питание, а спортивные модели завоёвывали призы в автогонках.

Но технологии не стояли на месте, а Автозавод имени Ленинского комсомола упустил время, потерял своё лицо и даже неизбалованный советский потребитель стал отдавать предпочтение продукции конкурентов с Волжского автозавода. Когда на рынок хлынули иномарки, участь «Москвича» была предрешена: конвейер остановился в 2002 году, завод объявили банкротом и ликвидировали.

Новая территория АЗЛК, освоенная в 1971 году в Текстильщиках, сохранила статус производственной площадки технополиса «Москва», а исторический комплекс у Остаповского путепровода был признан бесперспективным для реконструкции, сдавался в аренду под склады, автосервисы, мастерские, интернет-магазины и уже несколько лет здесь происходит поэтапный точечный снос заводских цехов.

В 1929 году представители СССР и американской Ford Motor Company подписали соглашение об организации в Нижнем Новгороде производства легковых и грузовых автомобилей марки «Форд». Пока строился ГАЗ, было принято решение об организации отвёрточной сборки автомобилей марки «Форд» моделей A и АА из американских комплектующих на автосборочной площадке в Москве. Завод был построен в 1929—1930 годах при участии компании Ford и выгодно в плане логистики расположился на пересечении Московской Окружной железной дороги и Остаповского шоссе.

Смотрите старые фотографии: Государственный автосборочный завод имени КИМ. С конвейера сошли первые собранные автомобили «Форд-А». 1930 год: https://pastvu.com/p/356953

В 1939 году завод стал самостоятельной частью Глававтопрома и получил название Московский автомобильный завод имени КИМ. В это время специально под мощности завода КИМ был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10. С началом Великой Отечественной войны завод пришлось переориентировать на выпуск военной продукции.

Смотрите старые фотографии: КИМ-10-50 возле проходной АЗЛК. 1970 год: https://pastvu.com/p/574747


КИМ-10 кабриолет

В 1947 году завод вернулся к гражданскому ассортименту, был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей и приступил к серийному выпуску легковых автомобилей «Москвич-400». Эта модель была аналогом немецкого четырёхдверного «Opel Kadett» образца 1938 года и выпускалась как на советском, так и на трофейном оборудовании, вывезенном с завода в Рюссельхайме.

Смотрите старые фотографии: МЗМА. Сборочный цех. 1952 год: https://pastvu.com/p/854608


В 1948 году началось производство полудеревянного фургона «Москвич-422», получившего прозвище «Буратино».

Наиболее успешными в истории завода оказались 1950-1960-е годы. В этот период модельный ряд МЗМА обновлялся каждые несколько лет, «Москвичи» активно осваивали экспортные рынки и международные гоночные трассы. Помимо базовых седанов «Москвич-402» и «Москвич-407» впервые в стране стала выпускаться модификация с кузовом «универсал», а также полноприводная версия «Москвич-410». В этот период на МЗМА активно велись экспериментальные конструкторские работы по созданию полноприводных машин для сельской местности, спортивного купе-кабриолета и микроавтобуса, но от этих планов пришлось отказаться по причине недостаточного финансирования.

Смотрите старые фотографии: Главный конвейер МЗМА. 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/641716


Спортивный «Москвич-407» купе


«Москвич-407» универсал

В 1964 году на заводе запустили в серию «Москвич-408», который отличался новым и современным для тех лет кузовом.

Смотрите старые фотографии: «Москвичи-408» на конвейере. 1964-1969 гг.: https://pastvu.com/p/542498


Спустя три года с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич»


«Москвич-408», экспортная версия. «На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину «Москвич». Новая модель!» («Бриллиантовая рука», 1968).

Скромные возможности не позволяли создавать автомобили «с нуля» и в новинках хватало архаичных агрегатов, так через переходные модели появился достаточно успешный «Москвич-412». В 1966 году во время визита Шарля де Голля в Советский Союз состоялось подписание соглашения между автопроизводителями «Renault» и МЗМА, предусматривающее монтаж французскими инженерами лицензионных конвейеров, позволяющих увеличить производство до 200 000 машин в год. Эта реконструкция завершилась в 1971 году уже в новых корпусах на промплощадке № 2 в Текстильщиках. К тому времени МЗМА вновь сменил название и стал Автозаводом имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

Смотрите старые фотографии: Готовая продукция автозавода на стоянке возле Остаповского путепровода. 1973 год: https://pastvu.com/p/389177


После закрытия АЗЛК эта площадка стала рынком строительных материалов


Волгоградский проспект, 32к1 – двухэтажное здание с мансардой (1939), профсоюзный комитет автозавода


Волгоградский проспект, 32к2 – Управление конструкторско-экспериментальных работ (1934)


Волгоградский проспект, 32к21 – склад моторов МЗМА (1951), за этим зданием находился погрузочный терминал.

Смотрите старые фотографии: Завод малолитражных автомобилей. 1948 год: https://pastvu.com/p/382525


Автобусная остановка возле заводоуправления МЗМА-АЗЛК


Волгоградский проспект, 32к11 – заводоуправление МЗМА (1948), конструкторское бюро, гаражи, ныне – Московская финансово-юридическая академия

Смотрите старые фотографии: Старый фасад заводоуправления МЗМА. 1958 год: https://pastvu.com/p/924032

Смотрите старые фотографии: Фасад заводоуправления АЗЛК. 1971 год: https://pastvu.com/p/844633

Смотрите старые фотографии: Во дворе заводоуправления МЗМА. 1949 год: https://pastvu.com/p/382880


Волгоградский проспект, 32к5 – здание 1939 года, ныне – Московский городской открытый колледж


Волгоградский проспект, 32к8 – главный конвейер КИМ-МЗМА (1939), позднее – моторно-механический цех и кузовной цех АЗЛК. В 2009 году после демонтажа крыши здесь обустроили площадку учебного вождения, автостоянку и погрузочные терминалы складов и магазинов. В центре посреди руин возвышается кирпичный вентиляционный короб. Сохранившийся периметр здания занимает торговый центр «Техно Холл».

Смотрите старые фотографии: Через проходную в здании заводоуправления сотрудники попадали на главную аллею автозавода. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/75651

Смотрите старые фотографии: Главная аллея АЗЛК. 1970 год: https://pastvu.com/p/569822


Волгоградский проспект, 32к10 – компрессорная станция и боксы Отдела исследований и доводки двигателей (1940)


Волгоградский проспект, 32к12 – электрокарный гараж для обслуживания внутрицеховых электрокаров и вилочных погрузчиков (1948)


Волгоградский проспект, 32к13 – цех станко-инструментального производства (1948)


Волгоградский проспект, 32к3 – механосборочный цех № 2 (1934), здесь стоял памятник Иосифу Сталину

Смотрите старые фотографии: Главная аллея завершалась у памятника Сталину возле механосборочного цеха № 2. 1961 год: https://pastvu.com/p/2082


Крышка люка «ТРУДКОЛОНИЯ Г.Новочеркасск»

Вдоль 2-й улицы Машиностроения на месте уже снесённых корпусов АЗЛК в 2018 году началось строительство жилого комплекса «Метрополия»

Железнодорожная ветка и ограда с колючей проволокой разделяли АЗЛК от соседнего, ещё более крупного предприятия, – Первого государственного подшипникового завода, или попросту «Шарика». История ГПЗ-1 началась в 1929 году, когда правительство приняло решение о строительстве завода, который должен был выпускать ежегодно 24 миллиона подшипников. Вскоре началось возведение фундамента, а уже в марте 1932-го первая партия подшипников из Москвы была направлена Сталинградскому тракторному заводу. Советская промышленность успешно осуществила план импортозамещения и стала независимой от западных поставщиков. Ассортимент продукции составляли кольца, крупногабаритные подшипники, подшипники качения, ролики, сепараторы и заготовки к ним, специальные подшипники, шарики.

Смотрите старые фотографии: Строительство ГПЗ-1. 1931 год: https://pastvu.com/p/80353

К 1936 году ГПЗ-1 в полтора раза перекрыл проектную мощность. На заводе, который в те времена носил имя государственного деятеля Лазаря Кагановича, внедрялись новаторские технологии, рабочие успешно выполняли ответственные заказы. К примеру, ГПЗ-1 изготовил тяговые цепи для ленты эскалатора самых первых станций московского метрополитена, а позднее выполнил спецзаказ советской программы по исследованию Луны, оснастив подшипниками аппарат «Луноход-1».

Во время Великой Отечественной войны многие заводчане ушли на фронт, а ГПЗ-1 был по частям эвакуирован в Свердловск, Саратов, Куйбышев и Томск. Вывезенные линии там и остались, на их базе запустили новые заводы, которые продолжают работать и по сей день.

К 1960-м годам «Шарик» стал одним из самых современных производств своего времени, к примеру, здесь работал самый большой в мире цех по выпуску конических подшипников. В этом цехе было установлено 77 автоматических линий, обеспечивающих высокий класс точности продукции. Для обслуживания сложного оборудования привлекались рабочие, как тогда говорили, «новой формации», знающие не только оборудование, но и технологические процессы.

Смотрите старые фотографии: В цеху ГПЗ-1. 1950 год: https://pastvu.com/p/1047114

Смотрите старые фотографии: В цеху ГПЗ-1. 1960-1969 гг.: https://pastvu.com/p/990450

На «Шарике» было востребовано около 200 рабочих профессий – токари, шлифовщики, кузнецы, наладчики автоматических линий, контролёры ОТК и многие другие. Завод выпускал сотни типов подшипников весом от нескольких граммов до нескольких тонн, его продукция поставлялась не только на отечественные машиностроительные заводы, но и экспортировалась в 60 стран мира.


В фойе бывшего заводского Дворца культуры до сих пор можно увидеть композицию, собранную из изделий ГПЗ-1.

ГПЗ-1 заботился о своих сотрудниках, построив детские сады и ясли, поликлинику, школу, ПТУ, техникум и ВТУЗ, стадион, дворец культуры. ГПЗ-1 открыл два дома отдыха – под Москвой и на Чёрном море. Пролетарии с Дубровки и Остаповского шоссе давно переселились из деревянных бараков в построенные заводом новые дома с горячей водой, газом и отоплением.

Никто из 25 000 рабочих и сотрудников «Шарика» и предположить не мог, что в обозримом будущем они останутся без работы, оборудование из огромных цехов будет вывезено, а завод объявят банкротом. Спад производства пришёлся на девяностые – ежегодный выпуск 124 миллионов подшипников в 1986 году сократился до 240 тысяч в 2012 году. Акционирование предприятия и новые названия ОАО «Московский подшипник», ОАО «Европейская подшипниковая корпорация Москва» не помогли удержаться на плаву. Тогда появились планы переноса предприятия в Саратов, а на исторической территории завода уже обосновался торговый комплекс. К 2019 году и на закрытой прежде заводской территории появились арендаторы – магазины, фитнесс-центр, клуб Main Stage.


Шарикоподшипниковская улица, 13с1 – инженерный корпус ГПЗ-1 (1932)


Инженерный корпус после реконструкции фасада


Шарикоподшипниковская улица, 13с3 – в заводских цехах 1932-1934 годов постройки размещается торговый комплекс «Дубровка»


Шарикоподшипниковская улица, 11с7 – административное здание (1964)


Шарикоподшипниковская улица, 13А – медсанчасть ГПЗ-1 (1934)


Шарикоподшипниковская улица, 15с1 – поликлиника и Музей истории ГПЗ-1 (1937)


Шарикоподшипниковская улица, 17 – ПТУ и учебный комбинат ГПЗ-1 (1930), колледж связи № 54


2-я улица Машиностроения, 17с1 – заводской корпус (1931)


Шарикоподшипниковская улица, 13с14 – транспортный цех (1932)


2-я улица Машиностроения, 23 – заводское общежитие (1932)


Шарикоподшипниковская улица, 13с32 – производственное здание


Маневровый тепловоз ТГМ-40 на площадке хранилища заготовок для производства подшипников. ТГМ-40 серийно выпускался с 1982 года на Камбарском машиностроительном заводе и предназначался для эксплуатации на железных дорогах промышленных предприятий. Модификация была создана на базе узкоколейных тепловозов, но с переделкой под обычную колею 1520 мм. В 1983 году тепловоз был удостоен Золотой медали Лейпцигской ярмарки.


Шарикоподшипниковская улица, 13с41 – производственное здание


Шарикоподшипниковская улица, 13с33 – производственный цех (1954), концертный и банкетный зал Main Stage

Форум «Молодой предприниматель Москвы»


Инстаграм блогер и модель Елена Шейдлина


Шарикоподшипниковская улица, 13с36 – производственное здание


Шарикоподшипниковская улица, 13с69 – диспетчерская (1937)


Доска почёта возле заводоуправления и цеха подшипников общего назначения (1963, Шарикоподшипниковская улица, 13с46)


Проезды вымощены металлическими пластинами


Шарикоподшипниковская улица, 13с57 – растворный узел (1968)


Грузовая площадка с козловым краном


Новоостаповская улица, 5с2 – производственный корпус шинного завода (1965) стал спортивным комплексом с ледовой ареной, детской хоккейной школой и тренировочным центром. Московский шинный завод был основан в 1945 году, в СССР являлся ведущим предприятием по выпуску пневматических шин для автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов. В постсоветское время признан банкротом и прекратил существование.


Новоостаповская улица, 5с3 – производственный корпус Московского шинного завода (1964) занимает Киностудия ООО «Амедиа Продакшн», здесь снимаются сериалы и телевизионные игры.


А в соседнем здании шинного завода (1-я Дубровская улица, 13Ас1) помимо других арендаторов с 2011 года располагается концертный клуб и английский паб Glastonberry.


На сцене Glastonberry: Валерий Скородед, «Монгол Шуудан»


Александр Чернецкий, «Разные люди»


Дмитрий Судзиловский, «Тринадцатое созвездие»

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москвич, прогулки по Москве, АЗЛК, Волгоградский проспект.

Другие публикации

15.10.2020 в 23:12

«Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020


Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.