1 мая 2020 года. 4 сентября 2020 года
Фотопроект «Город на память». 574. МХАТ имени Горького
Основанный Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в далёком 1898 году, Московский Художественный академический театр в период развитого социализма стал одним из главных культурных учреждений СССР, ставил много хороших и разных спектаклей, в его афише шедевры русской и мировой классики благополучно уживалась с идеологически правильной драматургией соцреализма. Тем неожиданней оказался раскол, приключившийся в 1987 году в труппе обласканного властями театра.
Станиславский и Немирович-Данченко в Камергерском переулке
Мхатовские легенды
Советские государственные награды на фасаде здания на Тверском бульваре
Считается, что главной причиной конфликта стали экономические перестроечные нововведения, когда переход на хозрасчёт сулил более высокую зарплату за счёт большего количества сыгранных спектаклей. В то время труппа состояла из почти двухсот актёров, среди которых были мэтры, помнящие Станиславского, и молодые артисты, приглашённые из ефремовского «Современника». Естественно, мнения разделились: кого-то вполне устраивали существующие актёрские ставки, а кто-то хотел больше работать и зарабатывать.
Художественный руководитель МХАТ Олег Ефремов рискнул разворошить «террариум единомышленников» и предложил распределить труппу по двум сценическим площадкам. Бурные прения на собраниях коллектива завершились разделом МХАТ на два самостоятельных театра – Олег Ефремов со своими сторонниками остался в Камергерском переулке, а консервативная часть труппы, возглавляемая Татьяной Дорониной, обосновалась на Тверском бульваре. В среде театралов возникли прозвища – «мужской МХАТ» и «женский МХАТ». А официально ефремовский театр стал называться МХАТ имени Чехова, а доронинский – МХАТ имени Горького.
Случившаяся история печальна, но не трагична, в конце концов зрители получили сразу два театра – каждый со своим стилем и репертуаром, один – новаторский, а другой – классический. Вот жаль, что антагонистами стали два талантливых человека – Ефремов и Доронина, столь органично смотревшиеся когда-то в главных ролях мелодрамы «Три тополя на Плющихе».
МХАТ имени Горького считает себя правопреемником Московского Художественного театра, свой путь после раздела определяет как «возвращение к Станиславскому», хотя и не отрекается от традиций, сложившихся в советскую эпоху. Формально театр открылся в 1987 году пьесой «На дне». В его репертуаре представлены спектакли разнообразных жанров, от комедий до драматических постановок по произведениям классиков мировой и русской литературы — Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Александра Островского, Антона Чехова, Максима Горького, Михаила Булгакова, современных драматургов.
С началом театрального сезона 2020 года МХАТ им. М. Горького будет работать как культурно-просветительский кластер, где можно посетить мероприятия театра: спектакли, читки, поэтические вечера, лекции, мастер-классы. А также, будут открыты городские кафе, книжный и сувенирные магазины. Поработать за столиком на открытом балконе с видом на Тверской бульвар, выпить кофе, купить сувениры и подарки, почитать книгу из «МХАТ. Книги» с 10 утра и до позднего вечера. Открытость и доступность — главный принцип нового модного городского пространства.
В сезоне 2020/2021 МХАТ готовит 20 премьер в сотрудничестве с Михаилом Шемякиным, Евгением Водолазкиным, Андреем Кончаловским, Леонидом Ярмольником, Андреем Мерзликиным, Анной Большовой и новыми актрисами труппы Аликой Смеховой, Ириной Линдт и Алисой Гребенщиковой.
С афишей МХАТ имени Горького можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.mxat-teatr.ru
А что было на месте нынешнего модернистского здания на Тверском бульваре во времена Станиславского и Немировича-Данченко?
Смотрите старые фотографии: Тверской бульвар зимой. 1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/27015
Смотрите старые фотографии: Панорама Тверского бульвара с крыши «тучереза» Нирнзее. 1915-1917 гг.: https://pastvu.com/p/16388
Чётная сторона бульвара представляла собой вереницу особняков и городских усадеб, среди которых двухэтажный дом генерала от кавалерии Андрея Кологривова выделялся совершенством пропорций и нарядным фасадом.
Не исключено, что построил здание в 1823 году известный архитектор Доменико Жилярди. Есть предположение, что именно здесь Александр Пушкин во время бала, что давал танцмейстер Пётр Йогель, с первого взгляда влюбился в юную Наталью Гончарову. Но уже в 1830 году музыка стихла, потому что особняк был выкуплен городской думой под канцелярию московского обер-полицмейстера, который и сам проживал здесь во время пребывания на этой должности. За несколько десятилетий обер-полицмейстеров сменилось немало.
Смотрите старые фотографии: Дом градоначальника на Тверском бульваре. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/5913 В подписи нет противоречия с вышесказанным: с 1905 года после упразднения должности обер-полицмейстера его обязанности перешли к градоначальнику, а заодно и особняк.
В дни Октябрьской революции красногвардейцам пришлось применить артиллерию, чтобы выбить из дома юнкеров. В первые годы советской власти в нём размещались различные городские службы и губернский суд, а в 1935 году особняк был снесён, чтобы на этом месте выстроить здание для музыкального театра Владимира Немировича-Данченко с залом на 1500 мест.
Смотрите старые фотографии: Тверской бульвар. 1961 год: https://pastvu.com/p/61865 Фотографа в первую очередь заинтересовали игроки в шашки, а на заднем плане оказалось недостроенное театральное здание.
Вероятно, строительство прервала война, а после проект был пересмотрен, поэтому руины сценической коробки оказались заброшены на десятилетия. Переделывать этот долгострой посчитали нецелесообразным и разрушили несколькими взрывами.
Тверской бульвар, 22 – театральное здание было построено в 1972 году по проекту архитектора Владимира Кубасова, который предусмотрел зал на 1345 мест, просторные фойе, небольшие залы для занятий, уютные уголки для отдыха посетителей. Над проектом также работали архитекторы А.Моргулис, В.Ульяшов, инженеры А.Цикунов и Ю.Маневич, скульпторы А.Васнецов и Ю.Тургенев.
Смотрите старые фотографии: МХАТ. 1973-1975 гг.: https://pastvu.com/p/578816
Внешне театральное здание МХАТ выглядит чуждым и архитектурно не связанным с окружающей застройкой Тверского бульвара.
Атмосфера торжественности возникает в интерьерах, отделанных деревом, камнем, бронзой. Здесь всё выдержано в тонах, характерных для старого здания МХАТ. Деревом облицованы не только стены фойе, но и весь зрительный зал, колонны и даже лифтовые двери. За минувшие десятилетия интерьеры залов и фойе принципиально не менялись — сохранилась мебель и малые архитектурные формы, изготовленные специально для МХАТ.
Рассказывает историк архитектуры Николай Васильев:
«Театральная архитектура возникла ещё в Древней Греции, когда в скале вырубалась чаша с трибунами и сценой, которую эллины называли театрон. И в Древнем Риме для театральных площадок тоже использовали ландшафт местности. Театры того времени могли вместить до 30 000 человек — всё население города, некоторые площадки с практически идеальной акустикой используются до сих пор как концертные залы.
Театры современного типа появились спустя два тысячелетия, в XIX веке, — это каменные здания с механизированной сценой, партером, бельэтажем, фойе и буфетом. В первые десятилетия советской власти экспериментальные общественные здания были разнообразны — рабочие клубы, вокзалы, бани, фабрики-кухни. Рабочие клубы, построенные в стиле конструктивизма, предполагали совмещение театрально-концертного зала с кабинетами для занятий в кружках и секциях. Каждое здание было уникальным. Но после 1955 года, когда вышло постановление о борьбе с излишествами, началась эпоха типовых проектов, технократического подхода и проявить свою индивидуальность архитектору стало сложно.
Владимир Кубасов ещё застал эпоху сталинской архитектуры, эпоху больших мастеров, но работать начал в другом стиле, в стиле социалистического модернизма. Его первым большим проектом в соавторстве с группой архитекторов стал Дворец пионеров на Ленинских горах, в комплекс которого входил и театрально-концертный корпус.
Здание МХАТ, возведённое на Тверском бульваре, назовут предвестником постмодернизма. В нём много цитат из прошлого — из модерна и из барокко. Театр — по определению игра, некая условность с взаимопроникновением внешнего и внутреннего, и Кубасов подчеркнул этот переход из реальной жизни в пространство игры. Согласно первым эскизам вся плоскость глухого фасада должна была стать занавесом с вертикальными складками: занавес словно приподнялся и мы увидели театральный мир — первые этажи с панорамным остеклением. По каким-то причинам этот вариант фасада был заменён на упрощённый, тем не менее ткань занавеса всё равно угадывается».
Смотрите старые фотографии: Зрительный зал МХАТ. 1974 год: https://pastvu.com/p/111538
Ручной пульт управления штанкетными подъёмами
В декабре 2018 года в МХАТ имени Горького произошли кадровые перестановки — на место художественного руководителя театра вместо Татьяны Дорониной был назначен режиссёр и педагог Эдуард Бояков. У нового руководства большие планы, театр уже выпустил несколько премьер: «Леди Гамильтон», «Последний срок», «Последний герой», «Снежная королева», «Парикмахерша», восстановлена «Синяя птица» в версии Станиславского, поставлены 12 поэтических спектаклей. В ближайшем будущем Эдуард Бояков планирует сделать ставку на спектакли по произведениям современных драматургов, в том числе молодых и пока не слишком известных.
В октябре 2019 года МХАТ презентовал проект «Открытые сцены», возвращающий театр к истокам. В своё время отцы-основатели Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко создали уникальное профессиональное и любительское сообщество вокруг театра. Проект «Открытые сцены» возрождает замысел классиков, в современной версии это 14 площадок-пространств, кафе и книжный магазин, которые будут работать ежедневно с утра и до позднего вечера.
Рассказывает Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ имени М.Горького:
«Проект «Открытые сцены» объединит художников, философов, поэтов. Идея создания проекта родилась полгода назад под впечатлением архитектуры Владимира Кубасова, спланировавшего здание театра МХАТ как общественное пространство. Горожане могут приходить сюда, чтобы встретиться со своими друзьями в кафе, посетить книжный и сувенирный магазины, а главное, встретиться с людьми, представляющими интеллектуальную элиту, людей, которых надо слушать. Мы искренне убеждены, что Москве необходимо такое пространство.
Создавая Московский художественный театр, Станиславский и Немирович-Данченко представляли его как центр встреч разных людей. Сегодня это называют культурно-просветительским кластером, но эти идеи были актуальны ещё в XIX веке. Композиторы, архитекторы, меценаты, писатели от Чехова и Горького до Катаева и Леонова — таков был круг общения МХАТ. И мы хотим создать среду, в которой наши современники, наши лидеры будут чувствовать себя так же естественно. Если приглашённые нами люди поверят в проект, начнётся глубокий процесс обмена, возвращение в театр интеллектуальной повестки.
Отдельного упоминания заслуживают поэтические спектакли. Можно вспомнить, что Константин Станиславский, переживая тяжелейший творческий кризис в 1914-1915 годах, обратился к поэзии и именно поэзия оказалась тем ключом, который запустил систему Станиславского. Без современной поэзии невозможно воспитать современного актёра — я вижу это. Поэзия — уникальный способ аккумуляции образа, ведь в одной строфе можно выразить смысл целого спектакля. С куратором Иваном Купреяновым мы разработали программу под названием «Сезон стихов»: на сцену будут выходить и патриархи Юрий Кублановский, Евгений Рейн, и молодые поэты.
Кроме лекций и поэтических вечеров у нас будет детская студия, хореография, йога, самые разные активности, связанные с телом. Не удивляйтесь, Станиславский всю жизнь изучал йогу, есть исследования на эту тему, можно вспомнить систему Михаила Чехова и биомеханику Мейерхольда. Театр немыслим без работы актёра над собой».
Проект «Открытые сцены МХАТ» включает курсы «Антропология и онтология театра», «История перформанса», «Метафизика звука», «Краткая история театра», «Культура кураторства», «Секреты русской жизни», «История русского самосознания», «Ангелы и демоны Серебряного века», образовательную программу для детей — детскую театральную школу, детскую балетную школу, школу «Арт-механика».
Эдуард Бояков открыто говорит не только о творческих планах, но и о проблемах внутри коллектива, которые не столь масштабны, как в 1987 году, но они есть:
«Раньше МХАТ существовал совсем в другом ритме, нежели сейчас. И это проблема. Я с огромным уважением отношусь к тому, что здесь происходило в течение последних тридцати лет, я считаю, что Татьяна Доронина сохранила театр, но времена меняются. Моя задача — дать театру новый импульс. Сейчас требуются активная позиция, обновление репертуара, работа с театральным пространством. Мы будем ставить спектакли по пьесам современных авторов, в нашем портфеле Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Сергей Шаргунов, Александр Проханов. Театр сейчас работает ежечасно, мы репетируем на всех сценах и к этому ритму многим актёрам и многим службам трудно привыкнуть. Наверное, впервые за все годы существования этого здания в нём возник дефицит репетиционных площадей.
Есть десять актёров, которые выразили несогласие с моей позицией в качестве худрука, мы спорили, у нас были острые разговоры и пришли к простому заключению: если актёры публично заявляют о недоверии худруку — они оказываются вне работы. Театр строится на любви, мы живём ради любви, я должен любить труппу, а актёры должны мне доверять. Среди этих десяти есть актёры, которые не были востребованы и совершенно не нужны театру, но есть и заслуженные артисты. В каждом театре случается ситуация, когда люди не востребованы, это естественный процесс. Я готов к диалогу со всеми работниками театра, но это не значит, что пойду на компромисс. Мы будем строить новый театр — с этими людьми или без них. Существует понятие «эффективный контракт» и отныне в театре не будет уравниловки. Актёры стали получать больше и эта система понятна и прозрачна, мы всё согласовываем с профсоюзом. Очевидно, что развернулась кампания против нас, но я не знаю заказчика, могу только догадываться. У нас скоро реконструкция здания и это серьёзные деньги, возможно, кто-то хочет поучаствовать».
Больше 100 лет на сцене МХАТ идёт спектакль «Синяя птица». С 1908 года придуманные Морисом Метерлинком дети Тильтиль и Митиль отправляются в путешествие за приносящей счастье птицей цвета ультрамарин. Менялись поколения актёров и зрителей, менялись костюмы и декорации да и акценты в спектакле сейчас расставлены иначе, чем было задумано создателями спектакля — Константином Станиславским, Леопольдом Сулержицким и Владимиром Егоровым.
Метерлинк написал сказку не только для детей, но и для взрослых — наступивший ХХ век переплавлял гениальные научные открытия и изобретения в орудия смерти и бельгийский писатель словно предчувствовал кровопролитие грядущих войн. Это предчувствие ужаса передал Станиславский в ранних версиях своей постановки. Времена менялись и «Синяя птица» советского образца избавлялась от религиозной и эзотерической символики, упрощались костюмы актёров, спектакль из притчи превращался в детский утренник.
Художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков решил возродить оригинальную версию спектакля с реконструированными декорациями и костюмами:
«Это сложнейший спектакль, создатели которого решили поразить публику эффектами и продемонстрировать последние достижения театральной техники. Несмотря на то, что в те времена не было такого света и таких проекций, как сейчас, спектакль получился невероятный, насыщенный волшебством. «Синяя птица» изначально не была детским спектаклем, он заканчивался за полночь, но этот спектакль предлагал посмотреть детским взглядом на взрослые проблемы, на новые обстоятельства декадантской жизни.
Мы провели огромную работу с архивами и обнаружили в последующих постановках много несоответствий по сравнению с оригинальной версией. Со временем менялись технологии, театр переезжал из одного здания в другое и спектакль обрастал новыми слоями. Так в квартире во время ремонта обнаруживаются слои старых обоев. И мы занялись археологией, чтобы дойти до замысла Станиславского, мы обнаружили невероятные фрагменты текста, которые были очень дороги создателям спектакля, но по цензурным соображениям большевистской идеологии были изъяты.
У Станиславского было несколько редакций спектакля и мы решили работать с последней из них, которая всё-таки подразумевала спектакль для детей. Нынешние дети отличаются от детей начала ХХ века, ведь в современных сюжетах в кинематографе и в книгах больше насилия, больше остроты, больше крови. Но мы хотим апеллировать к душевным и патриархальным формам общения, когда отец и сын или бабушка и внучка говорят внимательно, не спеша, спокойно, но о самом дорогом, самом важном и самом больном. Мы считаем, что с детьми нужно говорить о смерти, о том, что случится, когда они состарятся. Это очень серьёзный и тонкий разговор».
На фото: рабочие моменты репетиции обновлённой версии «Синей птицы»
В феврале 2020 года состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова в постановке Владимира Немировича-Данченко 1940 года. Театроведы называют «Три сестры» лучшим спектаклем советского МХАТ, оказавшим огромное влияние на все последующее поколение режиссеров. Это особая страница в истории советского театра.
Чеховские «Три сестры» оставались в репертуаре МХАТ до наших дней и вот пришло время восстановить оригинальную историческую версию. К реконструкции спектакля были привлечены эксперты и реставраторы, чтобы восстановить весь ход работы над постановкой, создать костюмы и реквизит. Исторические декорации великого художника сцены Владимира Дмитриева были бережно сохранены театром.
Театр — живой, меняющийся организм и, чтобы соответствовать возрасту персонажей пьесы Чехова, в спектакль вводятся молодые актёры. Входить в роли им помогают ведущие актёры предыдущего состава. В спектакле заняты Наталия Медведева, Полина Маркелова, Кристина Пробст, Юрий Ракович, Максим Дахненко, Сергей Габриэлян и другие актёры.
Накануне премьеры актрисы вживались в образ, музицировали в квартире Немировича-Данченко в Глинищевском переулке и варили варенье по чеховским рецептам.
Ещё одна премьера високосно-карантинного года – детский кино-мюзикл «Золото» в постановке Антона Адасинского. Главные герои постановки – ноты, запертые злым учителем в тесной бочке, которые вынуждены издавать какофонию вместо мелодичных звуков. Единственный выход – бежать и во что бы то ни стало вернуть золотой век гармонии!
Режиссёр, хореограф и музыкант Антон Адасинский говорит: «Сегодня детский мир ушёл из-под контроля взрослых. Долг театра – стать для ребёнка проводником в мире соблазнов и пороков, уберечь его от ошибок. Если ребята не будут готовы к жизни, их сомнут, потому что информационное, событийное поле стало таким огромным и сильным, что даже я не выдерживаю, взрослые валятся, а им расти… Великая музыка может подбросить до небес и ты увидишь всё! Все, что происходит на Земле! Увидишь всё кристально ясно и больше никогда твоё сердце не ошибётся! Музыка — это оружие. Важно — в чьих она руках…»
В роли ищущих гармонию главных героев – участники Музыкального театра детей Марины Ланда и Сергея Васильева (Санкт-Петербург) и воспитанники Детской театральной мастерской МХАТ имени М.Горького «Синяя птица».
На фото: Антон Адасинский на репетиции с юными актёрами
Вид с крыши театра
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: МХАТ, город на память, прогулки по Москве, московские театры.