2 мая 2020 года
Фотопроект «Город на память». 575. Бутырская улица
Бутырская улица в старину была главной дорогой села Бутырки, документально известного с 1624 года и принадлежащего Ивану Романову, родственнику первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича. Здесь стал базироваться Бутырский полк – одно из старейших и самых титулованных российских воинских подразделений. Сейчас это улица с советской и современной застройкой, а о дореволюционном прошлом напоминают лишь несколько купеческих доходных домов и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.
Смотрите старые карты. План Столичного города Москвы. 1859 год: http://retromap.ru/081859_z15_55.800629,37.585473
Слово «бутырки» означало «небольшое селение, отделенное от большого населённого пункта полем или лесом; выселки; часть селения, несколько домов на отшибе». Это весьма распространённый топоним – в XIX веке только в Московской губернии значилось шесть деревень с таким названием. Московские Бутырки полностью соответствовали этому определению: вокруг села на несколько вёрст вокруг простирались только пашни, луга, перелески. Можно обратить внимание на старинный Бутырский пруд, который был осушен в связи с расширением инфраструктуры Савёловского вокзала и жилой застройкой Бутырской улицы. Прямоугольником с крестом отмечен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
План Москвы. 1952 год: http://retromap.ru/051952_55.798603,37.586073
К середине ХХ века ландшафт радикально изменился, территория бывшего села Бутырки превратилась в промышленную зону – на плане красным цветом выделены производственные корпуса заводов и фабрик. Несколько парадных сталинских домов украсили Бутырскую улицу, но в глубине кварталов всё ещё преобладала деревянная застройка.
Доехать до Бутырской улицы удобно на метро, только не надо для этого пользоваться станцией «Бутырская», которая названа по Бутырскому району, а вот к одноимённой улице географического отношения не имеет, так как находится в Огородном проезде почти у платформы Останкино.
В самом начале Бутырской улицы расположены две станции с одинаковыми названиями – «Савёловская». Станция метро «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии открыта 31 декабря (традиционный новогодний подарок метростроевцев москвичам) 1988 года, а 30 декабря 2018 года первых пассажиров приняла ещё одна станция «Савёловская» – строящейся Большой кольцевой линии. Идентичные названия объясняются не скудостью фантазии градостроителей, а попыткой унификации транспортно-пересадочных узлов. Ради унификации переименовываются даже исторические железнодорожные станции: вместо Ленинградской – Стрешнево, вместо Северянина – Ростокино, вместо НАТИ – Лихоборы, вместо Новой – Авиамоторная. Считается, что «Савёловская» БКЛ это одна из последних в Москве новых станций глубокого заложения.
Архитекторы приняли нестандартное решение вообще не облицовывать путевые стены.
Савёловский вокзал открылся спустя два года после запуска движения по 130-километровой железной дороги из Москвы до села Савёлово, инициатором строительства Савёловской линии стал Савва Мамонтов. С 1897-го по 1900 год был осуществлён весь цикл работ по прокладке дороги – не хватало только вокзала. Пока застройщики выбирали место и решали организационные вопросы, поезда отправлялись с Ярославского вокзала, следовали до Лосинки, сворачивали на специально построенную соединительную ветку и в Бескудниково выходили на Савёловское направление.
Смотрите старые фотографии: Савёловский вокзал. 1902-1917 гг.: https://pastvu.com/p/51550
Вокзал был построен на Бутырской улице в 1902 году и поначалу назывался Бутырским, но в 1912-м его переименовали в Савёловский, что вполне логично. Первоначальный облик здания создал, предположительно, архитектор А.Сумароков. Вокзал был одноэтажным, двухэтажным лишь в центральной части, где размещались служебные квартиры. В 1987-1992 годах историческое здание подверглось реконструкции, расширению и надстройке под руководством архитектора Я.Шамрая.
Бутырская улица начинается под Савёловской эстакадой как продолжение Новослободской.
Смотрите старые фотографии: Cкульптурная группа «Октябрь» у Савёловского вокзала. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/6810
Смотрите старые фотографии: Сквер у Савёловского вокзала. 1952 год: https://pastvu.com/p/824021
Смотрите старые фотографии: Савёловская эстакада, вид в сторону Новослободской улицы. 1976-1978 гг.: https://pastvu.com/p/151134
Смотрите старые фотографии: Вид с Савёловской эстакады на Бутырскую улицу. 1968 год: https://pastvu.com/p/237345
Бутырская улица, 1 – детский сад (1951)
Бутырская улица, 3 – жилой дом (1963)
Бутырская улица, 5, 7, 9 – жилые здания (1964-1966)
Смотрите старые фотографии: Бутырская улица, 9. Очередь в продуктовый магазин «Восход». 1984-1986 гг.: https://pastvu.com/p/237244
Бутырская улица, 9
Бутырская улица, 2 и 4 – жилые дома (1969-1971)
Смотрите старые фотографии: Дома по чётной стороне в начале Бутырской улицы. 1961 год: https://pastvu.com/p/81383
В окрестностях Савёловского вокзала располагались казармы, грузовой двор станции Москва-Бутырская и тридцатиметровая водонапорная башня, которая стала единственным привокзальным историческим сооружением, сохранившимся до наших дней без изменений.
Бутырская улица, 6 – жилой дом (1965), где-то здесь находился Бутырский пруд.
Смотрите старые фотографии: Пруд за Савёловским вокзалом. 1925 год: https://pastvu.com/p/78375 На фотографии видно основание водонапорной башни. Если судить по дореволюционным планам города, водоём имел довольно внушительные размеры, а засыпан был в 1934 году.
Смотрите старые фотографии: Дореволюционная застройка в начале Бутырской улицы. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/239712
Бутырская улица, 8 – производственный корпус (1984) Московского агрегатного завода «Дзержинец». В 1899 году на этом месте было построено предприятие Товарищества Бутырского чугунно-литейного и механического завода, выпускавшего шестерни, маховики, каландры. В советский период завод носил разные названия, иногда довольно необычные, например, Машиностроительный и чугунолитейный завод имени Коммунистической партии Германии. В состав комплекса вошли и старые путевые постройки, включая бывшее веерное депо Савёловской железной дороги. С 1957 года Государственный Союзный Опытный завод № 476 им. Дзержинского стал работать на авиацию и современное АО «Аэроэлектромаш» продолжает эту традицию, специализируясь на разработке и производстве систем электроснабжения для самолётов.
Нечётная стороны Бутырской улицы застраивалась в 1970-1980-е годы. В 1985 году на Бутырской, 17 открылся Дворец бракосочетаний – ЗАГС № 4. Говорят, что в те времена в Москве только здесь можно было зарегистрировать браки с иностранными гражданами.
Бутырская улица, 42 – школьное здание (1936, архитектор А.Машинский)
Граффити во дворе
Бутырская улица, 46с1 – производственное здание (1962)
Большая Новодмитровская улица, 23 – Московский машиностроительный завод «Знамя» был одним из ведущих в СССР производителей агрегатов для авиационной и наземной техники. В заводских корпусах сейчас разместился бизнес-парк «Стрелецкая слобода». А до революции это место было паломничеством православных верующих в храм Рождества Богородицы.
Смотрите старые фотографии: Церковь Рождества Богородицы. 1891 год: https://pastvu.com/p/51694
Ансамбль храма Рождества Богородицы в Бутырской слободе был создан в 1682-1684 годах по случаю окончания войны с Османской империей и Крымским ханством на средства Бутырского стрелецкого полка и пожертвования прихожан уже существовавшей деревянной церкви. При пятиглавом храме имелась трапезная на 2000 человек, церковно-приходская школа, богадельня и отдельно стоящая шатровая колокольня. Построенная по проекту Ивана Романова церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к красивейшим зданиям XVII века в России.
Во время Отечественной войны занявшие столицу французские войска превратили храм в продовольственный склад. После изгнания оккупантов в церкви были возобновлены богослужения, а к 1855 году ансамбль был полностью восстановлен.
После Октябрьской революции архитектурный комплекс был взят под государственную охрану, но в 1935 году власти запретили богослужения, а храм оказался передан заводу № 132 Глававиапрома под склад и производственный цех. Вскоре были снесены верхняя часть колокольни, главы храма и трапезная, а также здания приходской школы и богадельни. В 1970-е годы между сохранившимися частями основного здания храма и нижними ярусами колокольни был построен новый заводской корпус ММЗ «Знамя».
Внутреннее пространство было разделено на три этажа, сохранившиеся фрески замазаны несколькими слоями масляной краски. В помещениях были оборудованы цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены при литье нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался — изображения постепенно исчезали.
Руководство завода игнорировало постановление Совета Министров СССР о выводе производства и реставрации храма, а в постсоветское время историческое здание было незаконно приватизировано новыми владельцами. Лишь после продолжительной тяжбы здание храма и прилегающий земельный участок были переданы в безвозмездное пользование Московской Патриархии, началась очистка территории от мусора и подготовка к реставрации.
Бутырская улица, 56 – колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе до и после восстановления исторического облика. Восстановление осуществлено в 2011-2013 годах по проекту архитектора-реставратора Н.Даниленко.
Смотрите старые фотографии: Нижние ярусы колокольни. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/247473
Смотрите старые фотографии: Храм Рождества Богородицы в Бутырках. Вид со стороны Бутырской улицы. 1934-1936 гг.: https://pastvu.com/p/506601
Во время индустриального строительства оказались разрушены окрестные здания, относящиеся к церкви, например двухэтажное Миссионерское подворье (1915-1916, архитектор Дмитрий Виноградов). В здании располагались странноприимным дом для духовенства и паломников, богадельня, музей, магазин изделий сибирских монастырей. Дом был снесён в 1970-х годах.
Большая Новодмитровская улица, 23с2 – в бывшем заводском цеху расположен интерактивный музей «Живые системы». Здесь каждый желающий сможет опробовать свои силы в медицине, поучаствовать в конкурсах и квестах, энергичных активностях, интерактивных играх, научных шоу и во многом другом. Образовательный проект «Живые системы» интересен и детям, и взрослым.
Бутырская улица, 53к1 – жилой дом (1958)
Бутырская улица, 65 – жилой дом (1957). Разрыв в нумерации между соседними домами связан со сносом нескольких старых строений.
Бутырская улица, 67 – доходный дом владельцев ткацкой фабрики Айзика Добкина и Этти Добкиной (1903, архитектор Л.Стеженский)
Бутырская улица, 69 – салон красоты по типовому проекту (1973), сейчас – пивной бар-ресторан
Бутырская улица, 73 – доходный дом зажиточного крестьянина К.Колупаева (1907, архитектор И.Стаканов) находится в аварийном состоянии и Бутырская улица, 75с5 – фирменный магазин косметической фабрики «Рассвет»
Бутырская улица, 62 – производственный корпус (1977), сейчас – бизнес-центр «Z-Plaza»
Бутырская улица, 76с1 – производственное здание, Инженерно-лабораторный корпус СКБ биофизической аппаратуры (1984), сейчас – бизнес-центр «Дмитровский».
Большая Новодмитровская улица, 63 – общеобразовательная женская школа № 600 (1937), сейчас – колледж по подготовке социальных работников № 16. На Бутырской улице перед школьным сквером находились троллейбусная диспетчерская, продовольственная палатка и общественный туалет.
Смотрите старые фотографии: школа № 600. 1960 год: https://pastvu.com/p/76186
Бутырская улица, 75 – фабрика-кухня (1932), сейчас – бизнес-центр «Бутырская 75»
Бутырская улица, 77 – бизнес-центр «Диагональ хаус» (2008)
Бутырская улица, 79 и 89 – типовая застройка разных этапов домостроения (1989 и 1962)
Бутырская улица, 89с2 – типовое строение, вероятно, службы быта (1962), в недавнем прошлом здесь размещались пивные заведения «37 холостяков», «ПивБум», «АйДаБаран», а сейчас – ресторан «ГивиСациви».
Индустриальные предприятия на Бутырской улице входят в состав промзоны № 11 «Огородный проезд», которая занимает громадную территорию в 330 гектаров. Некоторые заводы и фабрики промзоны располагались между Бутырской улицей и железнодорожными путями Савёловского направления, но исторические здания здесь не сохранились, либо подверглись реконструкции. На Большой Новодмитровской улице расположено популярное арт-пространство Дизайн-завод «Флакон».
Большая Новодмитровская улица, 28 – Московский троллейбусный завод (МТрЗ), работавший с 1946 года на базе таксопарка и производивший ремонт и модернизацию троллейбусов.
Большая Новодмитровская улица, 49 – строение 1903 года
Большая Новодмитровская улица, 59 – строение 1956 года
Большая Новодмитровская улица, 36 – Хрустальный завод имени Калинина, основанный в 1865 году как хрустально-стекольный завод Фредерика Дютфуа. До революции здесь производили флаконы для парфюмерии, лампады, аптекарское, строительное и промышленное стекло, хрустальную посуду. В советское время завод обслуживал, в основном, парфюмерную промышленность, поставляя флаконы для духов и одеколонов. К 1970-м годам то ли оборудование устарело, то ли появились серьёзные конкуренты, но заводские дела шли не слишком удачно.
Реанимировать производство решили в 1993 году, обратившись к истокам, то есть, к французскому капиталу. Московский хрустальный завод имени Калинина был преобразован в предприятие «Флакон — Москва — Париж», сохранив основным видом продукции парфюмерные флаконы. Но низкий уровень платежеспособности населения и оптовых покупателей, неэффективное налогообложение, нестабильная экономическая ситуация негативно влияли на сбыт. В 2007 году начался процесс остановки предприятия.
Комплекс заводских зданий вряд ли можно рассматривать как памятник промышленной архитектуры, дореволюционные строения не сохранились, а в советские годы строили сугубо функционально, без архитектурных излишеств. Вероятно, самый старый корпус завода — 1929 года. В настоящее время на территории открыт выставочно-торгово-офисный комплекс под наименованием «Дизайн-завод Флакон», объединяющий дизайн, моду, фотографию и другие направления современных творческих индустрий.
Большая Новодмитровская улица, 36с1 – конструктивистское административное здание (1937), окна каждого из этажей отличаются размерами и конфигурацией.
Хлебозавод № 9 имени XVII партсъезда (Новодмитровская улица, 1) был сооружён в 1932-1935 годах по типовому проекту, который разработал инженер Георгий Марсаков. Руководил строительством архитектор А.Преображенский. Внедрение Марсаковым кольцевого конвейера освобождало пекарей от тяжёлой монотонной работы, значительно повышало производительность, улучшало вкусовые качества хлеба.
Летом 2015 года выпечка хлеба прекратилась и уже осенью хлебозавод № 9 как юридическое лицо был ликвидирован. В основном круглом здании после демонтажа оборудования начались работы по перепланировке для создания лофтов.
На финальном участке Бутырской улицы расположен квартал из четырёх жилых сталинок, застраивавшийся в течении пятнадцати лет: Бутырская улица, 84 – 1938 год, 86А – 1948, 86 – 1949, 86Б – 1953.
Смотрите старые фотографии: Бутырская улица, 84. 1945 год: https://pastvu.com/p/999240
Бутырская улица, 86Б, пилястра с капителью и балюстрада балкона
Станция метро «Дмитровская» Серпуховско-Тимирязевской линии открылась в 1991 году в составе участка «Савёловская» — «Отрадное» (архитекторы Р.Погребной и В.Филиппов)
Бутырская улица завершается у путепровода Рижского направления Московской железной дороги, а дальше начинается Дмитровское шоссе.
Смотрите старые фотографии: Путепровод железной дороги. 1957 год: https://pastvu.com/p/102476
Смотрите старые фотографии: Платформа Дмитровская, 1960 год: https://pastvu.com/p/76446
Платформа Дмитровская Рижского направления МЖД
Бутырская улица, 97 – жилой дом (1968)
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: православие, город на память, прогулки по Москве, промзона, Бутырская улица.