02.05.2020 00:21

«Город на память». 575. Бутырская улица

2 мая 2020 года
Фотопроект «Город на память». 575. Бутырская улица

Бутырская улица в старину была главной дорогой села Бутырки, документально известного с 1624 года и принадлежащего Ивану Романову, родственнику первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича. Здесь стал базироваться Бутырский полк — одно из старейших и самых титулованных российских воинских подразделений. Сейчас это улица с советской и современной застройкой, а о дореволюционном прошлом напоминают лишь несколько купеческих доходных домов и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.


План Столичного города Москвы. 1859 год: http://www.retromap.ru/
Слово «бутырки» означало «небольшое селение, отделенное от большого населённого пункта полем или лесом; выселки; часть селения, несколько домов на отшибе». Это весьма распространённый топоним — в XIX веке только в Московской губернии значилось шесть деревень с таким названием. Московские Бутырки полностью соответствовали этому определению: вокруг села на несколько вёрст вокруг простирались только пашни, луга, перелески. Можно обратить внимание на старинный Бутырский пруд, который был осушен в связи с расширением инфраструктуры Савёловского вокзала и жилой застройкой Бутырской улицы. Прямоугольником с крестом отмечен храм Рождества Пресвятой Богородицы.


План Москвы. 1952 год: http://www.retromap.ru/
К 1952 году ландшафт радикально изменился, территория бывшего села Бутырки превратилась в промышленную зону — на плане красным цветом выделены производственные корпуса заводов и фабрик. Несколько парадных сталинских домов украсили Бутырскую улицу, но в глубине кварталов всё ещё преобладала деревянная застройка.


Доехать до Бутырской улицы удобно на метро, только не надо для этого пользоваться станцией «Бутырская», которая названа по Бутырскому району, а вот к одноимённой улице географического отношения не имеет, так как находится в Огородном проезде почти у платформы Останкино.

В самом начале Бутырской улицы расположены две станции с одинаковыми названиями — «Савёловская». Станция метро «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии открыта 31 декабря (традиционный новогодний подарок метростроевцев москвичам) 1988 года, а 30 декабря 2018 года первых пассажиров приняла ещё одна станция «Савёловская» — строящейся Большой кольцевой линии. Идентичные названия объясняются не скудостью фантазии градостроителей, а попыткой унификации транспортно-пересадочных узлов. Ради унификации переименовываются даже исторические железнодорожные станции: вместо Ленинградской — Стрешнево, вместо Северянина — Ростокино, вместо НАТИ — Лихоборы, вместо Новой — Авиамоторная. Считается, что «Савёловская» БКЛ это одна из последних в Москве новых станций глубокого заложения.


Архитекторы приняли нестандартное решение вообще не облицовывать путевые стены.


Савёловский вокзал. 1902-1917 гг.: https://pastvu.com/p/51550

Савёловский вокзал открылся спустя два года после запуска движения по 130-километровой железной дороги из Москвы до села Савёлово, инициатором строительства Савёловской линии стал Савва Мамонтов. С 1897-го по 1900 год был осуществлён весь цикл работ по прокладке дороги — не хватало только вокзала. Пока застройщики выбирали место и решали организационные вопросы, поезда отправлялись с Ярославского вокзала, следовали до Лосинки, сворачивали на специально построенную соединительную ветку и в Бескудниково выходили на Савёловское направление.

Вокзал был построен на Бутырской улице в 1902 году и поначалу назывался Бутырским, но в 1912-м его переименовали в Савёловский, что вполне логично. Первоначальный облик здания создал, предположительно, архитектор А.Сумароков. Вокзал был одноэтажным, двухэтажным лишь в центральной части, где размещались служебные квартиры. В 1987-1992 годах историческое здание подверглось реконструкции, расширению и надстройке под руководством архитектора Я.Шамрая.


Cкульптурная группа «Октябрь» у Савёловского вокзала. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/6810


Сквер у Савёловского вокзала. 1952 год: https://pastvu.com/p/824021


Савёловская эстакада, вид в сторону Новослободской улицы. 1976-1978 гг.: https://pastvu.com/p/151134 Бутырская улица начинается под Савёловской эстакадой как продолжение Новослободской.


Вид с Савёловской эстакады на Бутырскую улицу. 1968 год: https://pastvu.com/p/237345


Бутырская улица, 1 — детский сад (1951)


Бутырская улица, 3 — жилой дом (1963)


Бутырская улица, 5, 7, 9 — жилые здания (1964-1966)


Бутырская улица, 9. Очередь в продуктовый магазин «Восход». 1984-1986 гг.: https://pastvu.com/p/237244


Дома по чётной стороне в начале Бутырской улицы. 1961 год: https://pastvu.com/p/81383


Современный вид. Бутырская улица, 2 и 4 — жилые дома (1969-1971)


В окрестностях Савёловского вокзала располагались казармы, грузовой двор станции Москва-Бутырская и тридцатиметровая водонапорная башня, которая стала единственным привокзальным историческим сооружением, сохранившимся до наших дней без изменений.


Пруд за Савёловским вокзалом. 1925 год: https://pastvu.com/p/78375 На фотографии видно основание водонапорной башни. Если судить по дореволюционным планам города, водоём имел довольно внушительные размеры, а засыпан был в 1934 году.


Бутырская улица, 6 — жилой дом (1965), где-то здесь находился Бутырский пруд.


Дореволюционная застройка в начале Бутырской улицы. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/239712


Бутырская улица, 8 — производственный корпус (1984) Московского агрегатного завода «Дзержинец». В 1899 году на этом месте было построено предприятие Товарищества Бутырского чугунно-литейного и механического завода, выпускавшего шестерни, маховики, каландры. В советский период завод носил разные названия, иногда довольно необычные, например, Машиностроительный и чугунолитейный завод имени Коммунистической партии Германии. В состав комплекса вошли и старые путевые постройки, включая бывшее веерное депо Савёловской железной дороги. С 1957 года Государственный Союзный Опытный завод № 476 им. Дзержинского стал работать на авиацию и современное АО «Аэроэлектромаш» продолжает эту традицию, специализируясь на разработке и производстве систем электроснабжения для самолётов.


Нечётная стороны Бутырской улицы застраивалась в 1970-1980-е годы. В 1985 году на Бутырской, 17 открылся Дворец бракосочетаний — ЗАГС № 4. Говорят, что в те времена в Москве только здесь можно было зарегистрировать браки с иностранными гражданами.


Бутырская улица, 42 — школьное здание (1936, архитектор А.Машинский)


Граффити во дворе


Бутырская улица, 46с1 — производственное здание (1962)


Большая Новодмитровская улица, 23 — Московский машиностроительный завод «Знамя» был одним из ведущих в СССР производителей агрегатов для авиационной и наземной техники. В заводских корпусах сейчас разместился бизнес-парк «Стрелецкая слобода». А до революции это место было паломничеством православных верующих в храм Рождества Богородицы.


Церковь Рождества Богородицы. 1891 год: https://pastvu.com/p/51694

Ансамбль храма Рождества Богородицы в Бутырской слободе был создан в 1682-1684 годах по случаю окончания войны с Османской империей и Крымским ханством на средства Бутырского стрелецкого полка и пожертвования прихожан уже существовавшей деревянной церкви. При пятиглавом храме имелась трапезная на 2000 человек, церковно-приходская школа, богадельня и отдельно стоящая шатровая колокольня. Построенная по проекту Ивана Романова церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к красивейшим зданиям XVII века в России.

Во время Отечественной войны занявшие столицу французские войска превратили храм в продовольственный склад. После изгнания оккупантов в церкви были возобновлены богослужения, а к 1855 году ансамбль был полностью восстановлен.

После Октябрьской революции архитектурный комплекс был взят под государственную охрану, но в 1935 году власти запретили богослужения, а храм оказался передан заводу № 132 Глававиапрома под склад и производственный цех. Вскоре были снесены верхняя часть колокольни, главы храма и трапезная, а также здания приходской школы и богадельни. В 1970-е годы между сохранившимися частями основного здания храма и нижними ярусами колокольни был построен новый заводской корпус ММЗ «Знамя».

Внутреннее пространство было разделено на три этажа, сохранившиеся фрески замазаны несколькими слоями масляной краски. В помещениях были оборудованы цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены при литье нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался — изображения постепенно исчезали.

Руководство завода игнорировало постановление Совета Министров СССР о выводе производства и реставрации храма, а в постсоветское время историческое здание было незаконно приватизировано новыми владельцами. Лишь после продолжительной тяжбы здание храма и прилегающий земельный участок были переданы в безвозмездное пользование Московской Патриархии, началась очистка территории от мусора и подготовка к реставрации.

Бутырская улица, 56 — колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе до и после восстановления исторического облика. Восстановление осуществлено в 2011-2013 годах по проекту архитектора-реставратора Н.Даниленко.


Нижние ярусы колокольни. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/247473


Храм Рождества Богородицы в Бутырках. Вид со стороны Бутырской улицы. 1934-1936 гг.: https://pastvu.com/p/506601

Во время индустриального строительства оказались разрушены окрестные здания, относящиеся к церкви, например двухэтажное Миссионерское подворье (1915-1916, архитектор Дмитрий Виноградов). В здании располагались странноприимным дом для духовенства и паломников, богадельня, музей, магазин изделий сибирских монастырей. Дом был снесён в 1970-х годах.


Большая Новодмитровская улица, 23с2 — в бывшем заводском цеху расположен интерактивный музей «Живые системы». Здесь каждый желающий сможет опробовать свои силы в медицине, поучаствовать в конкурсах и квестах, энергичных активностях, интерактивных играх, научных шоу и во многом другом. Образовательный проект «Живые системы» интересен и детям, и взрослым.


Бутырская улица, 53к1 — жилой дом (1958)


Бутырская улица, 65 — жилой дом (1957). Разрыв в нумерации между соседними домами связан со сносом нескольких старых строений.


Бутырская улица, 67 — доходный дом владельцев ткацкой фабрики Айзика Добкина и Этти Добкиной (1903, архитектор Л.Стеженский)


Бутырская улица, 69 — салон красоты по типовому проекту (1973), сейчас — пивной бар-ресторан


Бутырская улица, 73 — доходный дом зажиточного крестьянина К.Колупаева (1907, архитектор И.Стаканов) находится в аварийном состоянии и Бутырская улица, 75с5 — фирменный магазин косметической фабрики «Рассвет»


Бутырская улица, 62 — производственный корпус (1977), сейчас — бизнес-центр «Z-Plaza»


Бутырская улица, 76с1 — производственное здание, Инженерно-лабораторный корпус СКБ биофизической аппаратуры (1984), сейчас — бизнес-центр «Дмитровский»


Общеобразовательная женская школа № 600, построенная в 1937 году. 1960 год: https://pastvu.com/p/76186 На фото: на Бутырской улице перед школьным сквером находились троллейбусная диспетчерская, продовольственная палатка и общественный туалет.


Большая Новодмитровская улица, 63 — школьное здание (1937), сейчас — колледж по подготовке социальных работников № 16


Бутырская улица, 75 — фабрика-кухня (1932), сейчас — бизнес-центр «Бутырская 75»


Бутырская улица, 77 — бизнес-центр «Диагональ хаус» (2008)


Бутырская улица, 79 и 89 — типовая застройка разных этапов домостроения (1989 и 1962)


Бутырская улица, 89с2 — типовое строение, вероятно, службы быта (1962), в недавнем прошлом здесь размещались пивные заведения «37 холостяков», «ПивБум», «АйДаБаран», а сейчас — ресторан «ГивиСациви».

Индустриальные предприятия на Бутырской улице входят в состав промзоны № 11 «Огородный проезд», которая занимает громадную территорию в 330 гектаров. Некоторые заводы и фабрики промзоны располагались между Бутырской улицей и железнодорожными путями Савёловского направления, но исторические здания здесь не сохранились, либо подверглись реконструкции. На Большой Новодмитровской улице расположено популярное арт-пространство Дизайн-завод «Флакон».


Большая Новодмитровская улица, 28 — Московский троллейбусный завод (МТрЗ), работавший с 1946 года на базе таксопарка и производивший ремонт и модернизацию троллейбусов.


Большая Новодмитровская улица, 49 — строение 1903 года


Большая Новодмитровская улица, 59 — строение 1956 года


Большая Новодмитровская улица, 36 — Хрустальный завод имени Калинина, основанный в 1865 году как хрустально-стекольный завод Фредерика Дютфуа. До революции здесь производили флаконы для парфюмерии, лампады, аптекарское, строительное и промышленное стекло, хрустальную посуду. В советское время завод обслуживал, в основном, парфюмерную промышленность, поставляя флаконы для духов и одеколонов. К 1970-м годам то ли оборудование устарело, то ли появились серьёзные конкуренты, но заводские дела шли не слишком удачно.

Реанимировать производство решили в 1993 году, обратившись к истокам, то есть, к французскому капиталу. Московский хрустальный завод имени Калинина был преобразован в предприятие «Флакон — Москва — Париж», сохранив основным видом продукции парфюмерные флаконы. Но низкий уровень платежеспособности населения и оптовых покупателей, неэффективное налогообложение, нестабильная экономическая ситуация негативно влияли на сбыт. В 2007 году начался процесс остановки предприятия.

Комплекс заводских зданий вряд ли можно рассматривать как памятник промышленной архитектуры, дореволюционные строения не сохранились, а в советские годы строили сугубо функционально, без архитектурных излишеств. Вероятно, самый старый корпус завода — 1929 года. В настоящее время на территории открыт выставочно-торгово-офисный комплекс под наименованием «Дизайн-завод Флакон», объединяющий дизайн, моду, фотографию и другие направления современных творческих индустрий.


Большая Новодмитровская улица, 36с1 — конструктивистское административное здание (1937), окна каждого из этажей отличаются размерами и конфигурацией.


Хлебозавод № 9 имени XVII партсъезда (Новодмитровская улица, 1) был сооружён в 1932-1935 годах по типовому проекту, который разработал инженер Георгий Марсаков. Руководил строительством архитектор А.Преображенский. Внедрение Марсаковым кольцевого конвейера освобождало пекарей от тяжёлой монотонной работы, значительно повышало производительность, улучшало вкусовые качества хлеба.

Летом 2015 года выпечка хлеба прекратилась и уже осенью хлебозавод № 9 как юридическое лицо был ликвидирован. В основном круглом здании после демонтажа оборудования начались работы по перепланировке для создания лофтов.


Бутырская улица, 84. 1945 год: https://pastvu.com/p/999240

На финальном участке Бутырской улицы расположен квартал из четырёх жилых сталинок, застраивавшийся в течении пятнадцати лет: Бутырская улица, 84 — 1938 год, 86А — 1948, 86 — 1949, 86Б — 1953.


Бутырская улица, 86Б, пилястра с капителью и балюстрада балкона


Станция метро «Дмитровская» Серпуховско-Тимирязевской линии открылась в 1991 году в составе участка «Савёловская» — «Отрадное» (архитекторы Р.Погребной и В.Филиппов)


Путепровод железной дороги. 1957 год: https://pastvu.com/p/102476 Бутырская улица завершается у путепровода Рижского направления Московской железной дороги, а дальше начинается Дмитровское шоссе.


Платформа Дмитровская, 1960 год: https://pastvu.com/p/76446


Платформа Дмитровская Рижского направления МЖД


Бутырская улица, 97 — жилой дом (1968)

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: православие, город на память, прогулки по Москве, промзона, Бутырская улица.

Другие публикации

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.

19.06.2020 в 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг


Кадашёвская набережная ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.

15.06.2020 в 14:50

«Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»


В старину Москва-река преподносила сюрпризы - летом пересыхала настолько, что её можно было перейти вброд, зато весной разливалась, затапливая центр города.