10.05.2020 17:52

«Город на память». 581. Театр Красной Армии, история и интерьеры

10 мая 2020 года
Фотопроект «Город на память». 581. Театр Красной Армии, история и интерьеры

В 1940 году Театр Красной Армии обрёл свой дом на площади Коммуны — огромное театральное здание, напоминающее в плане пятиконечную звезду (архитекторы Каро Алабян и Василий Симбирцев). Этот сюжет посвящён истории создания театра и интерьерам, над оформлением которых работали художники Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Лев Бруни, Илья Фейнберг, Павел Соколов-Скаля, Александр Герасимов.

Театр Красной Армии был организован в 1929 году по инициативе Политуправления РККА в целях патриотического воспитания, а днём его рождения считается 6 февраля 1930 года. В этот день было показано первое представление «К.В.Ж.Д.» по реальным событиям советско-китайского военного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге. Своего здания у театра тогда не было, труппа гастролировала по воинским частям и гарнизонам по всему СССР, а в Москве выступала на сцене ЦДКА.

Расцвет театра связан с именем режиссёра Алексея Попова, он возглавил театр в 1935 году и принялся разнообразить военно-патриотический репертуар классическими постановками. «Есть Родина, которую мы любим, и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди ее защищают — во многом зависит от нас. Как мы, мы — театр, их воспитываем, такими они и будут», — писал Попов. Режиссёр считал необходимым не только показывать будни армии, но и просвещать, поднимать культурный уровень солдат и командиров.

Так на сцене армейского театра появились персонажи шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Укрощение строптивой». В дальнейшем в репертуаре театре стала преобладать отечественная и зарубежная классика: «Чайка», «Гамлет», «Севильский цирюльник», «Похождения бравого солдата Швейка», «Много шума из ничего», «На дне», «Севастопольский марш», «Сердце не камень», «Дама с камелиями» и ещё десятки постановок.


Строительство Центрального театра Красной Армии. 1937 год: https://pastvu.com/p/5425

Лауреатами архитектурного конкурса стали Каро Алабян и Василий Симбирцев, которым и было доверено строить Центральный театр Красной армии. По одному из первоначальных проектов предполагалось установить на башне гигантскую скульптуру красноармейца, но окончательный вариант оказался немного скромнее.


Макет маскировки здания от налётов вражеской авиации в 1941 году

В годы Великой Отечественной войны артисты выезжали выступать перед бойцами в составе фронтовых концертных бригад, дав около 1000 концертов. Во время войны Алексей Попов поставил патриотические спектакли «Давным-давно», «Бессмертный», «Сталинградцы».


Свыше 300 премьер, около сорока пяти тысяч спектаклей — итог работы театра за всю его историю. На сцене Театра Красной (Советской) Армии разных лет блистали Фаина Раневская, Любовь Добржанская, Виктор Пестовский, Марк Перцовский, Михаил Майоров, Николай Коновалов, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.

Из гардероба в фойе ведут широкие мраморные лестницы. В оформлении интерьеров театра принимали участие лучшие художники-монументалисты — фрески на потолке расписывал Лев Бруни, занавес-портал был сделан по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг, живописные произведения Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам были изготовлены мебель, плафоны и люстры.


Зрительный зал Театра Красной Армии. 1940 год: https://pastvu.com/p/913073 Большая сцена открылась 14 сентября 1940 года спектаклем «Полководец Суворов» И.Бахтерева и А.Разумовского. Сейчас зал, рассчитанный на 1520 мест, выглядит иначе — демонтированы колонны, мешающие зрителям наблюдать сценическое действо.

На сводах зрительного зала художник Лев Бруни выполнил роспись по сырой штукатурке, он изобразил выступление авиаторов на параде в Тушино и пейзажи СССР.

Десять этажей на поверхности это только видимая часть айсберга, под землёй скрыто ещё столько же этажей, насыщенных театральной машинерией. Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным до наших дней работает практически без ремонта — в центре вращаются два огромных круга, а двенадцать подъёмных платформ помогают режиссёрам и художникам экспериментировать со сценографией спектаклей. Это самая большая в Европе сценическая площадка.


VIII подъезд называют танковым. Некоторые источники упоминают об участии в спектаклях настоящих танков и кавалерии, но достоверно это не подтверждено.

Малая сцена открылась спустя две недели после Большой, первые 400 зрителей увидели тогда «Мещан» Максима Горького.

В гримёрной Владимира Зельдина создан мемориальный музей старейшего актёра Театра Армии.


В феврале 2020 года Центральный академический театр Российской Армии (ЦАТРА) https://www.teatrarmii.ru отмечал 90-летие со дня основания, творческий коллектив возглавляют художественный руководитель Борис Морозов, директор театра Иван Чурсин и заместитель директора Эдуард Павлов.

Сцены из спектаклей «Кабала святош», «Победа.док», «Юг Север», «Омлет», «Пятая колонна», «Диссидент», «Новогодний побег игрушек».

Во время летнего фестиваля «Лестница» в 2019 году можно было увидеть сцены из спектаклей, вошедших в золотой фонд театра: «Укрощение строптивой», «Учитель танцев», «Смерть Иоанна Грозного», «Дама с камелиями» и выступление фронтовой агитбригады.

Вернёмся в фойе на второй и третий этажи, чтобы осмотреть все фрески с изображениями пейзажей социалистической Родины, мирного труда и ратных подвигов советских людей. Довоенное происхождение фресок подтверждает количество лент союзных республик на гербе СССР, вооружение и обмундирование военнослужащих.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, московские театры, Театр Армии.

Другие публикации

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.

25.06.2020 в 11:22

«Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки


Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.

22.06.2020 в 03:26

«Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная


Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал.

19.06.2020 в 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг


Кадашёвская набережная ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.

15.06.2020 в 14:50

«Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»


В старину Москва-река преподносила сюрпризы - летом пересыхала настолько, что её можно было перейти вброд, зато весной разливалась, затапливая центр города.