10.05.2020 17:52

«Город на память». 581. Театр Красной Армии, история и интерьеры

10 мая 2020 года
Фотопроект «Город на память». 581. Театр Красной Армии, история и интерьеры

В 1940 году Театр Красной Армии обрёл свой дом на площади Коммуны – огромное театральное здание, напоминающее в плане пятиконечную звезду (архитекторы Каро Алабян и Василий Симбирцев). Этот сюжет посвящён истории создания театра и интерьерам, над оформлением которых работали художники Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Лев Бруни, Илья Фейнберг, Павел Соколов-Скаля, Александр Герасимов.

Театр Красной Армии был организован в 1929 году по инициативе Политуправления РККА в целях патриотического воспитания, а днём его рождения считается 6 февраля 1930 года. В этот день было показано первое представление «К.В.Ж.Д.» по реальным событиям советско-китайского военного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге. Своего здания у театра тогда не было, труппа гастролировала по воинским частям и гарнизонам по всему СССР, а в Москве выступала на сцене ЦДКА.

Расцвет театра связан с именем режиссёра Алексея Попова, он возглавил театр в 1935 году и принялся разнообразить военно-патриотический репертуар классическими постановками. «Есть Родина, которую мы любим, и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди ее защищают — во многом зависит от нас. Как мы, мы — театр, их воспитываем, такими они и будут», — писал Попов. Режиссёр считал необходимым не только показывать будни армии, но и просвещать, поднимать культурный уровень солдат и командиров.

Так на сцене армейского театра появились персонажи шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Укрощение строптивой». В дальнейшем в репертуаре театре стала преобладать отечественная и зарубежная классика: «Чайка», «Гамлет», «Севильский цирюльник», «Похождения бравого солдата Швейка», «Много шума из ничего», «На дне», «Севастопольский марш», «Сердце не камень», «Дама с камелиями» и ещё десятки постановок.

Лауреатами архитектурного конкурса стали Каро Алабян и Василий Симбирцев, которым и было доверено строить Центральный театр Красной армии. По одному из первоначальных проектов предполагалось установить на башне гигантскую скульптуру красноармейца, но окончательный вариант оказался немного скромнее.

Смотрите старые фотографии: Строительство Центрального театра Красной Армии. 1937 год: https://pastvu.com/p/5425


Макет маскировки здания от налётов вражеской авиации в 1941 году

В годы Великой Отечественной войны артисты выезжали выступать перед бойцами в составе фронтовых концертных бригад, дав около 1000 концертов. Во время войны Алексей Попов поставил патриотические спектакли «Давным-давно», «Бессмертный», «Сталинградцы».


Свыше 300 премьер, около сорока пяти тысяч спектаклей — итог работы театра за всю его историю. На сцене Театра Красной (Советской) Армии разных лет блистали Фаина Раневская, Любовь Добржанская, Виктор Пестовский, Марк Перцовский, Михаил Майоров, Николай Коновалов, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.

Из гардероба в фойе ведут широкие мраморные лестницы. В оформлении интерьеров театра принимали участие лучшие художники-монументалисты — фрески на потолке расписывал Лев Бруни, занавес-портал был сделан по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг, живописные произведения Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам были изготовлены мебель, плафоны и люстры.

Большая сцена открылась 14 сентября 1940 года спектаклем «Полководец Суворов» И.Бахтерева и А.Разумовского.

Смотрите старые фотографии: Зрительный зал Театра Красной Армии. 1940 год: https://pastvu.com/p/913073 Сейчас зал, рассчитанный на 1520 мест, выглядит иначе – демонтированы колонны, мешающие зрителям наблюдать сценическое действо.

На сводах зрительного зала художник Лев Бруни выполнил роспись по сырой штукатурке, он изобразил выступление авиаторов на параде в Тушино и пейзажи СССР.

Десять этажей на поверхности это только видимая часть айсберга, под землёй скрыто ещё столько же этажей, насыщенных театральной машинерией. Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным до наших дней работает практически без ремонта — в центре вращаются два огромных круга, а двенадцать подъёмных платформ помогают режиссёрам и художникам экспериментировать со сценографией спектаклей. Это самая большая в Европе сценическая площадка.


VIII подъезд называют танковым. Некоторые источники упоминают об участии в спектаклях настоящих танков и кавалерии, но достоверно это не подтверждено.

Малая сцена открылась спустя две недели после Большой, первые 400 зрителей увидели тогда «Мещан» Максима Горького.

В гримёрной Владимира Зельдина создан мемориальный музей старейшего актёра Театра Армии.


В феврале 2020 года Центральный академический театр Российской Армии (ЦАТРА) https://www.teatrarmii.ru отмечал 90-летие со дня основания, творческий коллектив возглавляют художественный руководитель Борис Морозов, директор театра Иван Чурсин и заместитель директора Эдуард Павлов.

Сцены из спектаклей «Кабала святош», «Победа.док», «Юг Север», «Омлет», «Пятая колонна», «Диссидент», «Новогодний побег игрушек».

Во время летнего фестиваля «Лестница» в 2019 году можно было увидеть сцены из спектаклей, вошедших в золотой фонд театра: «Укрощение строптивой», «Учитель танцев», «Смерть Иоанна Грозного», «Дама с камелиями» и выступление фронтовой агитбригады.

Вернёмся в фойе на второй и третий этажи, чтобы осмотреть все фрески с изображениями пейзажей социалистической Родины, мирного труда и ратных подвигов советских людей. Довоенное происхождение фресок подтверждает количество лент союзных республик на гербе СССР, вооружение и обмундирование военнослужащих.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, московские театры, Театр Армии.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

29.11.2021 в 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье


На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.