3 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 587. Театр Маяковского и ГИТИС
В 1886 году в перестроенном особняке княгини Шаховской на Большой Никитской улице открылся театр «Парадиз», предназначавшийся для труппы оперетты Георга Парадиза и гастрольных выступлений европейских артистов. Спустя пять лет после установления Советской власти эту сцену занял Театр Революции, его преемником стал Московский театр драмы, а с 1954 года храм Мельпомены носит имя пролетарского поэта Владимира Маяковского.
Большая Никитская улица, 19с1 – театр «Парадиз» (1884-1886, архитекторы Фёдор Кольбе, Константин Терский и Фёдор Шехтель, 1910, Александр Галецкий), Театр имени Маяковского. Фасад в модном в то время псевдорусском стиле создал молодой Фёдор Шехтель, жаль, не все его изыски сохранились до наших дней – в советские годы были утрачены затейливые кружева и башни.
Смотрите старые фотографии: Театр «Парадиз». 1890 год: https://pastvu.com/p/9056
Смотрите старые фотографии: Фрагмент фасада театра «Парадиз». 1890 год: https://pastvu.com/p/23894
На сцене «Парадиза» частенько выступали иностранные труппы Мейнингенского театра, Мюнхенского королевского театра, в афише значились Людвиг Барнай, Габриель Режан, Жан Муне-Сюлли, Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар и театр стали называть «Интернациональным». Октябрьская революция внесла коррективы в репертуар театра, который из буржуазного «Парадиза» трансформировался в Театр революционной сатиры (Теревсат).
Смотрите старые фотографии: Театр Революции. 1934 год: https://pastvu.com/p/609096
Название не прижилось и с 1922 года это уже не Теревсат, а Театр Революции, возглавляемый Всеволодом Мейерхольдом. Впрочем, спустя несколько лет мэтр режиссуры покинул эти стены, сосредоточившись на руководстве ГОСТИМом – Государственном театре имени Мейерхольда. Один из его преемников, Алексей Попов, также вписал своё имя в историю Театра Революции, но прославился позже постановками в Центральном театре Красной Армии.
Когда во время Великой Отечественной войны коллектив эвакуировали в Ташкент, оставшиеся актёры нескольких театров объединились на Большой Никитской в Московский театр драмы и это название сохранилось и в мирные дни. А в 1954 году появилось привычное нашим современникам название – Театр имени Маяковского.
С 1943 по 2001 год должность художественного руководителя занимали всего два человека, это были эпохи Николая Охлопкова и Андрея Гончарова. А какие актёры играли на сцене Театра Революции/Театра Маяковского! Мария Бабанова, Михаил Астангов, Максим Штраух, Фаина Раневская, Лев Свердлин, Лидия Сухаревская, Владимир Самойлов, Татьяна Доронина, Евгений Леонов, Армен Джигарханян, Наталья Гундарева, Анатолий Ромашин, Татьяна Васильева, Ирина Розанова, Нина Русланова… С 2011 года Московский академический театр им. Вл.Маяковского возглавляет Миндаугас Карбаускис, обладатель высших театральных премий России.
Спектакль «Пигмалион» (премьера – декабрь 2017) поставлен по остроумной одноимённой пьесе Бернарда Шоу. По условиям заключенного профессором пари, он должен за несколько месяцев обучить простушку-цветочницу изыскам, принятым в высшем обществе, и на светском приёме представить её как герцогиню. В этой постановке в лаборатории профессора можно увидеть чудо техники времён Первой Мировой войны – акустический локатор.
Режиссёр Леонид Хейфец.
В спектакле заняты актёры: Игорь Костолевский, Наталья Палагушкина, Анатолий Лобоцкий, Евгений Парамонов, Людмила Иванилова, Ольга Прокофьева, Юрий Соколов, Александра Ровенских, Татьяна Рогозина, Юлия Самойленко.
Спектакль «Донжуан» (премьера – апрель 2018) – современная интерпретация классики Жан-Батиста Мольера, в которой Дон Жуан становится продуктом массовой поп-культуры.
Режиссёр Анатолий Шульев: «Ни положительных, ни отрицательных героев нет, в каждой ситуации персонажи ведут себя по-разному. Так получается, что Донжуан говорит много правдивых вещей, когда многие стараются избегать правды и примиряются с несправедливостью мира. В спектакле он селебрити, мелькающий повсюду, завладевающий умами и сердцами молодых людей, он талантлив, прекрасно поёт».
В спектакле заняты актёры: Эльдар Трамов, Анастасия Мишина, Виталий Ленский, Юрий Никулин, Константин Константинов, Валерия Куликова, Максим Разумец.
Спектакль «Москва. Дословно» (премьера – октябрь 2018) – студенческое творчество в жанре документального театра вербатим («дословно»). Город это не безликая толпа в метро, за каждым человеком скрыта какая-то история, боль, драма и каждый имеет право на понимание.
Режиссёр Никита Кобелев: «Что такое вербатим? Я поставил ребятам задачу общаться с прохожими на улицах и задавать вопросы, в итоге получаются монологи от первого лица. Какой-то глобальной идеи не было, просто предложил выбрать места в Москве и там поискать людей разных социальных слоёв, разного возраста, разных профессий».
В спектакле участвуют студенты ГИТИСа мастерской Миндаугаса Карбаускиса: Анастасия Редькина, Ася Фоменко, Юлия Марычева, Ольга Пипченко, Иван Ковалюнас, Кирилл Кусков, Алина Вакаева и другие.
Спектакль «Обломов» по роману Ивана Гончарова (премьера – декабрь 2018) – новая версия шестиста страниц школьной классики про безвольного, честного и свободного помещика, «исконно русского типажа».
Режиссёр Миндаугас Карбаускис.
В спектакле заняты актёры: Вячеслав Ковалёв, Анатолий Лобоцкий, Анастасия Мишина, Ольга Ергина, Илья Никулин.
Спектакль «Снимается кино» по ранней пьесе драматурга Эдварда Радзинского (премьера – февраль 2019, сцена на Сретенке) – трагикомичная история из жизни кинематографистов.
Режиссёр Юрий Иоффе: «Это легендарная пьеса, мы в своё время в ГИТИСе собирались и читали её ещё до публикации. Тогда даже представить нельзя было, что её дозволят поставить на сцене. Мы говорим о любви и о жизни. Очень хочется, чтобы зрители на этом спектакле смеялись и плакали».
В спектакле заняты актёры: Алексей Фатеев, Анастасия Дьячук, Дмитрий Прокофьев, Виктор Довженко, Алексей Фурсенко, Людмила Иванилова, Зоя Кайдановская, Евгений Парамонов.
Спектакль «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской (премьера – май 2019) – ретропостановка в неожиданном формате, когда режиссёр выводит зрителей и актёров из зоны комфорта. В этом спектакле местом действия становится пустой зал театра, а зрители наблюдают происходящее со сцены. Действие происходит на стыке 1956 и 1957 годов. Этот период являет собой точку разлома, в прошлом остались война, голод и страдания, сталинские аресты, ночные страхи, состоялся XX съезд партии с обличением культа вождя народов, по реабилитации начнут возвращаться домой невинно репрессированные граждане страны Советов, и они смогут посмотреть в глаза людям, писавшим на них доносы.
Режиссёр Никита Кобелев.
В спектакле заняты актёры: Евгения Симонова, Татьяна Орлова, Михаил Евланов, Ольга Пипченко, Зоя Кайдановская, Дмитрий Прокофьев, Мария Болтнева и другие.
Спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова (премьера – январь 2020) — трагикомедия, построенная на странных стечениях обстоятельств.
Режиссёр Анатолий Шульев: «Старший сын» – это возможность для каждого разобраться в своих собственных отношениях с близкими, где-то посмеяться вместе, может быть, простить кого-то или, наоборот, сказать всю правду. Для меня это история о выходе из кризиса, о поиске гармонии, о том, как чужие становятся близкими, когда у них появляется общая память».
В спектакле заняты актёры: Игорь Костолевский, Алексей Дякин, Полина Лазарева, Владимир Гуськов и другие.
Ознакомиться с афишей можно на сайте Театра Маяковского: http://www.mayakovsky.ru
Смотрите старые фотографии: Малый Кисловский переулок. 1925 год: https://pastvu.com/p/529273
Если пройти ровно 250 метров по Малому Кисловскому переулку в сторону Арбата, окажемся у дверей особняка с богатой историей, в котором размещается ГИТИС, – кузница театральных талантов, крупнейший театральный вуз Европы.
Смотрите старые фотографии: Музыкально-драматическое училище. 1902 год: https://pastvu.com/p/335275
Малый Кисловский переулок, 6с1 – Российский институт театрального искусства (ГИТИС)
История этого старинного дома началась в XVIII веке, когда генерал-аншеф князь Михаил Волконский распорядился обустроить на Большой Никитской городскую усадьбу. В основе здания использован дворец 1720-х годов с остатками палат XVII века. Особняк менял владельцев, во времена одного из новых хозяев, купца Фридриха Ланга здесь размещались различные образовательные учреждения – Московская губернская гимназия, учебное заведение для молодых дворян, коммерческий клуб для чтения, занятия фехтованием, танцам и обучению навыкам стрелка.
После 1826 года в доходной жилой части дома снимали квартиры состоятельные господа, среди них известный польский поэт Адам Мицкевич и француз Амедей Декамп, преподававший литературу в Московском университете. Другие этажи занимала глазная больница и типография Августа Семена, в которой печатались почти все сочинения Пушкина, произведения Жуковского, Грибоедова, Баратынского.
В 1902 году, когда усадьбой владел представитель видной купеческой фамилии В.Солдатенков, здание арендовало Московское императорское филармоническое общество для своего Музыкально-драматического училища. Интересно, что в этих стенах в начале ХХ века впервые в России играли джаз. После Октябрьской революции училище было передано в ведение Наркомпроса и переименовано в Музыкально-драматический институт, Государственный институт музыкальной драмы, а с 1922 года – в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). В честь одного из знаменитых выпускников училища – оперного певца Леонида Собинова – Малый Кисловский переулок в 1937 году стал называться Собиновским.
ГИТИС готовил музыкантов, композиторов, драматургов, оперных певцов, драматических актёров и режиссёров, на некоторое время превратившись в учебно-театральный комбинат («Теавуз»), объединяющий вуз, аспирантуру, техникум и рабфак. В 1937-1939 годах определились три основных факультета: актёрский, режиссёрский и театроведческий. Совет ГИТИСа тогда представлял собой созвездие самых известных мастеров сцены, в него входили Владимир Немирович-Данченко, Иван Москвин, Василий Качалов, Леонид Леонидов, Михаил Тарханов, Николай Хмелев, Александра Яблочкина, Борис Захава, Михаил Астангов, Ольга Пыжова, Соломон Михоэлс. В годы Великой Отечественной войны студенты и преподаватели ГИТИСа создали фронтовой театр для выступлений в воинских частях и госпиталях.
Сейчас в историческом главном здании базируются актёрский, режиссёрский, театроведческий и продюсерский факультеты, а балетмейстерский и факультеты эстрады, музыкального театра, сценографии работают в корпусах на Пушечной улице и на Земляном Валу. В Большом Гнездниковском переулке,10, в подвалах первого московского «тучереза», на основной сцене Учебного театра ГИТИС играются студенческие спектакли. Издательство «ГИТИС» выпускает учебники, учебные пособия, монографии, сборники статей по театральному искусству, а также ежеквартальный альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка».
Ректор ГИТИСа Григорий Заславский: «Выход студента на сцену перед зрителями — это тоже часть учебного процесса. И, кстати, ребята смогут зарабатывать не на стороне, продавая цветы в гриме Чарли Чаплина, как один из студентов, а получать гонорары за свой актёрский труд непосредственно на сцене. Мы и в кино отпускаем сниматься, потому что съёмка, например, в фильме Хабенского, это хорошая школа, главное, чтобы студенты не забывали про занятия в ГИТИСе».
Декан режиссёрского факультета ГИТИСа Владимир Байчер: «Студенты ГИТИСа ставят очень хорошие спектакли, но их невозможно долго сохранять в этих стенах, потому что идёт новый поток, сметающий созданное предшественниками, но лучшие постановки можно прокатывать на театральных площадках. Это плодотворная практика, когда возникает активная молодёжная движуха, полезная для театральной атмосферы».
Художественный руководитель мастерской ГИТИСа Александр Галибин
Студентка ГИТИСа и актриса в Театре Маяковского Ольга Пипченко
Новости ГИТИСа на официальном сайте: https://www.gitis.net
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, театр Маяковского, ГИТИС, московские театры.