9 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 589. Дмитровское шоссе. Новостройки
Одобренный товарищем Сталиным Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года мог превратить Дмитровское шоссе в одну из парадных столичных магистралей. Были возведены первые два квартала новых домов, а затем началась Великая Отечественная война и планы строительства отодвинулись на неопределённый срок. Вдоль шоссе по-прежнему тянулись гектары огородов с деревянными избами и бараками. Власти вспомнили про Дмитровку лишь в конце пятидесятых годов с началом периода индустриального панельного домостроения. А в наши дни на смену пятиэтажкам-хрущёвкам приходят высотные башни.
Жилой комплекс «Дыхание» и жилой комплекс «Тимирязевский» представляют разные взгляды архитекторов на дизайн зданий
Дмитровское шоссе, 13 – жилой комплекс «Дыхание» (проект финансово-строительной корпорации «Лидер», 2017). Дом «Дыхание» состоит из двух блоков переменной этажности, от 12 до 28 этажей, и имеет уникальную конфигурацию: фундамент дома по площади на 90 квадратных метров меньше, чем крыша. «Изюминка» проекта — двухуровневые квартиры, а также квартиры с эксплуатируемой кровлей.
Панорамы жилых кварталов и тимирязевских лесных угодий и опытных полей из окон «Дыхания»
Дмитровское шоссе, 13к2, 13к3, 13к4, 13к5 – блочные пятиэтажки серии I-510 (1962-1963), таких реновационных домов на Дмитровке немало
Дмитровское шоссе
Дмитровское шоссе, 13А – жилой комплекс «Тимирязевский» («Капитал Групп», 2004)
На участке Савёловского направления Московской железной дороги, проходящем вдоль Дмитровского шоссе, расположены станции Тимирязевская и Петровско-Разумовская.
Первая платформа Тимирязево, эксплуатировавшаяся в 1939-1959 годах, находилась на километр севернее. Современный остановочный пункт Тимирязевская открылся в 1985 году и состоял из двух боковых платформ, соединённых подземным переходом. В 2019 году Тимирязевская получила статус станции в составе Первого диаметра МЦД от Одинцово до Лобни, причём советские строения были демонтированы и на их месте сооружены новые платформы.
С железнодорожной станции Тимирязевская можно сделать пересадки на одноимённые станции Московского метрополитена и Московского монорельса.
Станция метро «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линии открылась в 1991 году в составе участка «Савёловская» — «Отрадное», это единственная в Москве односводчатая станция глубокого заложения. Станционный зал украшен колоннами с коваными цветами и мозаичным панно в торце.
Монорельсовая транспортная система стала экспериментальным проектом, которым столичные власти собирались удивить гостей всемирного форума EXPO-2010, однако проведение выставки доверили не Москве, а китайскому Шанхаю. Монорельс всё-таки был построен и введён в эксплуатацию в 2004 году, причём поезда курсировали то в регулярном, то в экскурсионном режимах. Уже не первый год муссируется тема его закрытия в связи с износом подвижного состава и нерентабельностью.
Смотрите старые фотографии: Строительство метро «Тимирязевская». 1985 год: https://pastvu.com/p/382992 Здание будет использовано в качестве торгового центра, на площади, где стоят строительные бытовки, откроется станция монорельса.
Конечная станция «Тимирязевская» Московского монорельса оборудована разворотным кольцом.
Параллельно Дмитровскому шоссе проходит Ивановская улица, получившая название ещё до революции по фамилии местного землевладельца. Это некогда уютное загородное местечко теперь застроено многоэтажками и каким-то чудом здесь сохранились два дачных дореволюционных домика.
Ивановская улица, 24 – дача чаеторговцев Поповых (1902, архитектор Лев Кекушев или Адольф Эрихсон)
Смотрите старые фотографии: Ивановская улица, 24. 1980-1983 гг.: https://pastvu.com/p/231324 Дача чаеторговцев Поповых
Ивановская улица, 28 – дачный дом
Дмитровское шоссе, 25к1 – жилой дом (1957)
Дмитровское шоссе, 27к1 – гостиница «Молодёжная» (1980) строилась к XXII летним Олимпийским играм.
Смотрите старые фотографии: Гостиница «Молодёжная». 1983 год: https://pastvu.com/p/66313
Смотрите старые фотографии: Спутник и Олимпийский Мишка на входе в гостиницу «Молодёжная». 1984 год: https://pastvu.com/p/59450
В пристройке сейчас размещается Yota Arena – двухэтажный ресторан-бар с концертной сценой. На сайте заведения отмечается, что Yota Arena – одна из крупнейших в Европе площадок для проведения киберспортивных турниров, здесь открыты компьютерный клуб и магазин киберспортивных товаров.
На сцене Yota Arena: акустический Евгений Мильковский, фронтмен группы «Нервы»…
…Дария Ставрович и группа «Слот»
Дмитровское шоссе, 41к1 – панельный жилой дом (1969) входит в пятёрку самых первых московских домов серии I-515/9Ш
Смотрите старые фотографии: Дома на Дмитровском шоссе. 1963 год: https://pastvu.com/p/66159
Дмитровское шоссе, 43к1 – панельный жилой дом (1970) серии II-49Д с одноэтажной нежилой пристройкой
В 1939-1959 годах на месте нынешнего пешеходного перехода возле дома на Яблочкова,49 располагалась железнодорожная платформа Тимирязево, которая вряд ли была сильно востребована и по этой причине упразднена. На планах Москвы середины прошлого века в этих местах указаны лишь несколько рабочих бараков. Платформа Тимирязевская вернётся в 1985 году, но на новое место и с привязкой к одноимённой станции метрополитена.
Во дворе тюнингованный УАЗ-452 в стиле ретро. В 1965 году этот микроавтобус/фургон по прозвищу «буханка» заменил своего предшественника УАЗ-450, неоднократно модернизировался и выпускается до сих пор с новой начинкой в старом корпусе.
Малопригодная земля вдоль полотна железной дороги востребована кооперативами автовладельцев. Длинные ряды гаражей, как повелось, превращаются граффитчиками в картинную галерею, но пассажирам электричек Савёловского направления смотреть не на что – местное творчество до высокого уровня не дотягивает.
Станция метро «Петровско-Разумовская» Серпуховско-Тимирязевской линии открылась одновременно с «Тимирязевской» и так же находится на шестидесятиметровой глубине, что связано с особенностями местного грунта. Трёхсводчатый станционный зал в торце украшен декоративной композицией авторства Зураба Церетели. В 2016 году при продлении Люблинско-Дмитровской линии был сооружён второй зал с организацией кроссплатформенной пересадки. Интересно, что метростроевцы ещё в конце 1980-х годов оставили заделы под тоннели и станцию новой линии.
Торговые ряды возле метро «Петровско-Разумовская» и контейнерный вещевой рынок времён «дикого капитализма» закрыт в связи с обустройством транспортного пересадочного узла.
На Дмитровке Савёловское направление пересекается с путями Октябрьской железной дороги, здесь расположена железнодорожная платформа Петровско-Разумовское, которая существует с 1874 года.
Смотрите старые фотографии: Платформа Петровско-Разумовское. 1957 год: https://pastvu.com/p/1019850
Улица Линии Октябрьской Железной Дороги, 1Б – телеграфный пост Николаевской железной дороги (1856, 1896), в советское время – билетные кассы станции Петровско-Разумовское.
Смотрите старые фотографии: Путепровод на Дмитровском шоссе. ЭР-200. 1988 год: https://pastvu.com/p/1030578 Скоростной электропоезд Рижского вагоностроительного завода ЭР-200 с конструкционной скоростью 200 км/ч – «дедушка» «Сапсана». Его проектирование началось ещё в шестидесятых годах, в 1973-м был построен опытный состав из шести вагонов, но в график на линию Москва-Ленинград ЭР-200 поставили только в 1984 году. Всего было построено 28 вагонов, составивших два поезда, и после завершения эксплуатации ЭР-200 в 2009 году все вагоны разошлись по железнодорожным музеям.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Дмитровское шоссе.