11.06.2020 21:07

«Город на память». 590. Дмитровское шоссе. Нижние Лихоборы

11 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 590. Дмитровское шоссе. Нижние Лихоборы

Деревня Нижние Лихоборы, известная с конца XVIII века, располагалась по обеим сторонам Дмитровского шоссе. В 1927 году Нижние Лихоборы вошли в состав Москвы с установлением границы города по речке Лихоборке, в то время в деревне проживали 382 жителя в 64 дворах. Столица проглотила Лихоборы, но переварила не сразу – последние деревенские дома и церквушку снесли в начале шестидесятых годов в связи с реконструкцией Дмитровского шоссе и застройкой окрестностей новым жильём. А самый примечательный квартал сложился в 1927-1931 годах – в четырёх краснокирпичных корпусах-общежитиях до сих пор проживают студенты Тимирязевской академии.

Студенческий городок Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства имени Молотова расположен по нечётной стороне шоссе вблизи Дмитровского путепровода. Несколько зданий студгородка достаточно современные, построены в 1975-1977 и 1994-1999 годах, а вот четыре конструктивистских краснокирпичных П-образных корпуса общежитий Тимирязевской академии признаны объектами культурного наследия, общежития № 1, № 2, № 3 возведены в 1932 году, общежитие № 4 – спустя два года. Спроектировал эти здания архитектор Евгений Шервинский. Архитектурный ансамбль дополнили социальные объекты – баня, прачечная, клуб и столовая.


Единственное оштукатуренное здание – Общежитие № 4 – выходит фасадом на Дмитровское шоссе

Смотрите старые фотографии: Общежития МСХА на Лиственничной аллее. 1965 год: https://pastvu.com/p/69812

Смотрите старые фотографии: Общежития МСХА на Лиственничной аллее. 1936-1937 гг.: https://pastvu.com/p/107557


Лиственничная аллея, 14Б – котельная и баня (1932)


Лиственничная аллея, 12с2 – прачечная (1930)


Лиственничная аллея, 12с3 – клуб Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева (1930)


Лиственничная аллея, 12с4 – студенческая столовая (1930)


Лиственничная аллея, 16Ак3 – Общежитие № 5 МГАУ им. Горячкина (1994)


Дмитровское шоссе, 47к1 – Общежитие № 1 Московского государственного университета природообустройства (1975)

Здесь стояли дома деревни Нижние Лихоборы.

Смотрите старые фотографии: Путепровод на Дмитровском шоссе. 1965 год: https://pastvu.com/p/678636

Смотрите старые фотографии: Застройка квартала № 93. 1960 год: https://pastvu.com/p/94888 За путепроводом застройка чётной стороны Дмитровского шоссе началась в 1957 году, это кирпичные дома серии I-410 (САКБ)


Линейный проезд, 9 – школа № 699 построена по типовому проекту (1953)


Во дворе за жилыми домами в 1981 году была создана уникальная конструкция, принадлежащая Научно-исследовательскому институту строительной физики. Это Гелиоклиматрон – светотехнический купол диаметром 17 метров, внутри которого проводилось моделирование освещённости зданий.

Смотрите старые фотографии: Светотехнический купол НИИСФ. 1981-1991 гг.: https://pastvu.com/p/105477

Смотрите старые фотографии: 3-й Нижнелихоборский проезд возле пересечения с Дмитровским шоссе. 1963 год: https://pastvu.com/p/766923 Проезд застроен в 1957 году кирпичными домами серии I-410(САКБ). На фото на переднем плане вертикальное строение довоенной трансформаторной подстанции.


3-й Нижнелихоборский проезд, 11 – жилой дом серии I-410(САКБ) (1957)


Дмитровское шоссе, 49к1 – однозальный кинотеатр «Комсомолец» (1964) в постсоветское время то превращался в торговую площадку, то стоял заброшенный, то вновь открывался после реконструкции.

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Комсомолец». 1964 год: https://pastvu.com/p/1018730


Памятник комсомольцам времён Гражданской войны изображает красноармейца в будёновке


Дмитровское шоссе, 53к1 – типовая двухэтажка для предприятий торговли или службы быта (1963) превратилась в дворец для гурманов. Прежде первый этаж занимала кулинария, а на втором находился пивной бар.


Дмитровское шоссе, 54к1 – жилой дом (1937). Единственное во всей округе многоэтажное здание, как гора возвышалось над избами деревни Нижние Лихоборы.


Дмитровское шоссе, 56 – административное здание (1953)


Дмитровский тоннель построен к 2013 году с целью разгрузить шоссе. Автомобилисты не поняли задумку градостроителей, ведь закрытая длина тоннеля составляет всего 112 метров и проходит под одним-единственным перекрёстком, зато процесс строительства сопровождался масштабными пробками. На тот момент считалось, что Северо-Западная хорда пройдёт по 3-му Нижнелихоборскому проезду, но сейчас эстакада хорды возводится севернее, за путепроводом МОЖД.


Путепровод Московской Окружной железной дороги над Дмитровским шоссе был реконструирован в связи с запуском электропоездов по МЦК, прилегающие участки возле речки Жабенки освобождены от стихийного стойбища маргинальных граждан.

Окрестности Московской Окружной железной дороги по традиции представляют собой промышленные зоны. Дорога открылась в 1908 году как раз с целью упростить доставку грузов на заводы и фабрики. Тогда это была индустриальная окраина Москвы, а сейчас на месте закрывающихся промпредприятий растут многоэтажные жилые комплексы. Но в промзоне № 48 «Дегунино-Лихоборы» многие предприятия ещё действующие: Автокомбинат № 3 и 7-й автобусный парк, обслуживающие городские автобусные маршруты, электродепо «Лихоборы», вторая территория Московского машиностроительного завода «Знамя» – производителя агрегатов для авиационной техники, Владыкинский машиностроительный завод, который с 1932 года изготавливал варочные котлы, бойлеры, компрессоры для пищевой промышленности, а затем сменил профиль на производство радиотехники и квантовой электроники. Среди закрывшихся предприятий – специализированная станция автосервиса автомобилей «Москвич» и комбинат спортивной обуви, эти здания используются под бизнес-центры.


3-й Нижнелихоборский проезд, 1 – Автокомбинат № 3. Как сообщает сайт www.mos.ru, «в Тимирязевском районе Москвы на месте промышленной территории предприятия ООО «Автокомбинат № 3» появятся 64 тысячи квадратных метров жилья, центр образования (дошкольное и начальное среднее образование) на 275 мест, детский сад на 150 мест. Здесь также построят многофункциональный общественный центр (с гостиницей на 575 номеров, офисными и торговыми помещениями, кинотеатром, объектами общественного питания и бытового обслуживания), подземный паркинг на 1468 машино-мест и храм. Проект комплексной реорганизации промзоны одобрила Градостроительно-земельная комиссия Москвы».


На участке от Савёловской железной дороги до соединительной ветки МОЖД планируется создать природный заказник «Долина реки Лихоборки», но пока русло Лихоборки грязное, а берега замусорены. На другом берегу находилась ещё одна деревня – Верхние Лихоборы, поглощённая Москвой в 1960 году.


Заброшенная автозаправочная станция (1996)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zag

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Дмитровское шоссе.

Другие публикации