11.06.2020 21:07

«Город на память». 590. Дмитровское шоссе. Нижние Лихоборы

11 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 590. Дмитровское шоссе. Нижние Лихоборы

Деревня Нижние Лихоборы, известная с конца XVIII века, располагалась по обеим сторонам Дмитровского шоссе. В 1927 году Нижние Лихоборы вошли в состав Москвы с установлением границы города по речке Лихоборке, в то время в деревне проживали 382 жителя в 64 дворах. Столица проглотила Лихоборы, но переварила не сразу — последние деревенские дома и церквушку снесли в начале шестидесятых годов в связи с реконструкцией Дмитровского шоссе и застройкой окрестностей новым жильём. А самый примечательный квартал сложился в 1927-1931 годах — в четырёх краснокирпичных корпусах-общежитиях до сих пор проживают студенты Тимирязевской академии.

Студенческий городок Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства имени Молотова расположен по нечётной стороне шоссе вблизи Дмитровского путепровода. Несколько зданий студгородка достаточно современные, построены в 1975-1977 и 1994-1999 годах, а вот четыре конструктивистских краснокирпичных П-образных корпуса общежитий Тимирязевской академии признаны объектами культурного наследия, общежития № 1, № 2, № 3 возведены в 1932 году, общежитие № 4 — спустя два года. Спроектировал эти здания архитектор Евгений Шервинский. Архитектурный ансамбль дополнили социальные объекты — баня, прачечная, клуб и столовая.


Единственное оштукатуренное здание — Общежитие № 4 — выходит фасадом на Дмитровское шоссе

Смотрите старые фотографии: Общежития МСХА на Лиственничной аллее. 1965 год: https://pastvu.com/p/69812

Смотрите старые фотографии: Общежития МСХА на Лиственничной аллее. 1936-1937 гг.: https://pastvu.com/p/107557


Лиственничная аллея, 14Б — котельная и баня (1932)


Лиственничная аллея, 12с2 — прачечная (1930)


Лиственничная аллея, 12с3 — клуб Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева (1930)


Лиственничная аллея, 12с4 — студенческая столовая (1930)


Лиственничная аллея, 16Ак3 — Общежитие № 5 МГАУ им. Горячкина (1994)


Дмитровское шоссе, 47к1 — Общежитие № 1 Московского государственного университета природообустройства (1975)

Здесь стояли дома деревни Нижние Лихоборы.

Смотрите старые фотографии: Путепровод на Дмитровском шоссе. 1965 год: https://pastvu.com/p/678636

Смотрите старые фотографии: Застройка квартала № 93. 1960 год: https://pastvu.com/p/94888 За путепроводом застройка чётной стороны Дмитровского шоссе началась в 1957 году, это кирпичные дома серии I-410 (САКБ)


Линейный проезд, 9 — школа № 699 построена по типовому проекту (1953)


Во дворе за жилыми домами в 1981 году была создана уникальная конструкция, принадлежащая Научно-исследовательскому институту строительной физики. Это Гелиоклиматрон — светотехнический купол диаметром 17 метров, внутри которого проводилось моделирование освещённости зданий.

Смотрите старые фотографии: Светотехнический купол НИИСФ. 1981-1991 гг.: https://pastvu.com/p/105477

Смотрите старые фотографии: 3-й Нижнелихоборский проезд возле пересечения с Дмитровским шоссе. 1963 год: https://pastvu.com/p/766923 Проезд застроен в 1957 году кирпичными домами серии I-410(САКБ). На фото на переднем плане вертикальное строение довоенной трансформаторной подстанции.


3-й Нижнелихоборский проезд, 11 — жилой дом серии I-410(САКБ) (1957)


Дмитровское шоссе, 49к1 — однозальный кинотеатр «Комсомолец» (1964) в постсоветское время то превращался в торговую площадку, то стоял заброшенный, то вновь открывался после реконструкции.

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Комсомолец». 1964 год: https://pastvu.com/p/1018730


Памятник комсомольцам времён Гражданской войны изображает красноармейца в будёновке


Дмитровское шоссе, 53к1 — типовая двухэтажка для предприятий торговли или службы быта (1963) превратилась в дворец для гурманов. Прежде первый этаж занимала кулинария, а на втором находился пивной бар.


Дмитровское шоссе, 54к1 — жилой дом (1937). Единственное во всей округе многоэтажное здание, как гора возвышалось над избами деревни Нижние Лихоборы.


Дмитровское шоссе, 56 — административное здание (1953)


Дмитровский тоннель построен к 2013 году с целью разгрузить шоссе. Автомобилисты не поняли задумку градостроителей, ведь закрытая длина тоннеля составляет всего 112 метров и проходит под одним-единственным перекрёстком, зато процесс строительства сопровождался масштабными пробками. На тот момент считалось, что Северо-Западная хорда пройдёт по 3-му Нижнелихоборскому проезду, но сейчас эстакада хорды возводится севернее, за путепроводом МОЖД.


Путепровод Московской Окружной железной дороги над Дмитровским шоссе был реконструирован в связи с запуском электропоездов по МЦК, прилегающие участки возле речки Жабенки освобождены от стихийного стойбища маргинальных граждан.

Окрестности Московской Окружной железной дороги по традиции представляют собой промышленные зоны. Дорога открылась в 1908 году как раз с целью упростить доставку грузов на заводы и фабрики. Тогда это была индустриальная окраина Москвы, а сейчас на месте закрывающихся промпредприятий растут многоэтажные жилые комплексы. Но в промзоне № 48 «Дегунино-Лихоборы» многие предприятия ещё действующие: Автокомбинат № 3 и 7-й автобусный парк, обслуживающие городские автобусные маршруты, электродепо «Лихоборы», вторая территория Московского машиностроительного завода «Знамя» — производителя агрегатов для авиационной техники, Владыкинский машиностроительный завод, который с 1932 года изготавливал варочные котлы, бойлеры, компрессоры для пищевой промышленности, а затем сменил профиль на производство радиотехники и квантовой электроники. Среди закрывшихся предприятий — специализированная станция автосервиса автомобилей «Москвич» и комбинат спортивной обуви, эти здания используются под бизнес-центры.


3-й Нижнелихоборский проезд, 1 — Автокомбинат № 3. Как сообщает сайт www.mos.ru, «в Тимирязевском районе Москвы на месте промышленной территории предприятия ООО «Автокомбинат № 3» появятся 64 тысячи квадратных метров жилья, центр образования (дошкольное и начальное среднее образование) на 275 мест, детский сад на 150 мест. Здесь также построят многофункциональный общественный центр (с гостиницей на 575 номеров, офисными и торговыми помещениями, кинотеатром, объектами общественного питания и бытового обслуживания), подземный паркинг на 1468 машино-мест и храм. Проект комплексной реорганизации промзоны одобрила Градостроительно-земельная комиссия Москвы».


На участке от Савёловской железной дороги до соединительной ветки МОЖД планируется создать природный заказник «Долина реки Лихоборки», но пока русло Лихоборки грязное, а берега замусорены. На другом берегу находилась ещё одна деревня — Верхние Лихоборы, поглощённая Москвой в 1960 году.


Заброшенная автозаправочная станция (1996)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zag

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Дмитровское шоссе.

Другие публикации

22.01.2021 в 00:16

«Город на память». 638. Поварская улица — Кекушев, Веснины, Толстой, Михалков


Финальный отрезок Поварской улицы представляет архитектурные изыски и городские истории на любой вкус.

21.01.2021 в 18:00

«Город на память». 637. Поварская улица — Бунин, Жилярди, Горький, Гнесины


Прогулка по Поварской улице продолжается. Каждый дом, каждая усадьба здесь связаны с именами выдающихся деятелей культуры.

19.01.2021 в 02:04

«Город на память». 636. Поварская улица — Воровский, Фемида, Кальмеер


В древности по трассе нынешней Поварской улицы проходила торговая Волоцкая дорога, ведущая из Москвы к Великому Новгороду.

13.01.2021 в 01:28

«Город на память». 635. Московские кинотеатры. «Урал»-«Янтарь»


Ревизия показала, что за последние годы кинотеатры советской постройки понесли большие потери, но ещё сохранившиеся продолжают борьбу за зрителя.

11.01.2021 в 23:30

«Город на память». 634. Московские кинотеатры. «Саяны»-«Улан-Батор»


В кинотеатре «Спутник» в Лефортово зрители могут не только посмотреть новые фильмы, но и побывать на выставке раритетного кинопроекционного оборудования.

10.01.2021 в 22:48

«Город на память». 633. Московские кинотеатры. «Полярный»-«Сатурн»


Самый известный московский кинотеатр носил название «Россия», он открылся в 1961 году и сохранил на фасаде оригинальную вывеску. Сейчас зал арендует Театр мюзикла.

09.01.2021 в 23:19

«Город на память». 632. Московские кинотеатры. «Орёл»-«Полёт»


Как писал в 1954 году путеводитель «По Москве», «в пятой пятилетке в Москве намечается построить 27 новых благоустроенных кинотеатров на 12500 мест».

08.01.2021 в 12:33

«Город на память». 631. Московские кинотеатры. «Ладога»-«Орбита»


Содержание и ремонт кинотеатров требовали серьёзных расходов и администрациям кинотеатров ничего не оставалось, как сдавать помещения в аренду.

07.01.2021 в 17:50

«Город на память». 630. Московские кинотеатры. «Звёздный»-«Кунцево»


В третью часть обзора советских кинотеатров попал уникальный технический аттракцион - Круговая кинопанорама, открывшаяся 16 июня 1959 года на ВДНХ.

05.01.2021 в 00:53

«Город на память». 628. Московские кинотеатры. «Авангард» — «Владивосток»


«Город на память» навёл справки о 138 кинотеатрах, работавших в Москве в 1970-1980-х годах.

23.12.2020 в 02:08

«Город на память». 627. Камушки и «Москва-Сити»


Камушками называют пресненский жилой микрорайон, расположенный почти на самом берегу Москвы-реки на месте старых Дорогомиловских каменоломен.

09.11.2020 в 22:51

«Город на память». 625. Красноказарменная улица


Очередной лефортовский сюжет посвящён не петровским или екатерининским временам, а преимущественно советской науке и студенчеству.

08.11.2020 в 13:34

«Город на память». 624. Рогожская слобода


Своим возникновением Рогожская слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей старообрядцам землю в благодарность за вклад в борьбу с эпидемией чумы.

07.11.2020 в 12:29

«Город на память». 623. Сталинки на Первомайской улице


Окрестности села Измайлово вошли в состав столицы в 1935 году как часть нового района - Сталинского.

15.10.2020 в 23:12

«Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020


Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.