12 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 591. Дмитровское шоссе. Бескудниково и Дегунино
При советской власти Москва была крупным пролетарским городом с сотнями заводов и фабрик, которые производили оборудование и товары для нужд всей страны. Распад СССР нарушил партнёрские отношения с поставщиками из союзных республик, переход от плановой экономики к рыночной выявил неконкурентоспособность многих отраслей, а приватизация добила переживающую кризис московскую индустрию. Новые владельцы предпочли банкротить заводы, создавая на их месте коммерческие проекты. Появился термин «редевелопмент», подразумевающий преобразование невостребованных объектов и «депрессивных» территорий под рациональное использование.
Хронологию редевелопмента московских предприятий исследовал «The Village»: https://www.the-village.ru/village/city/public-space/301849-promzony. В статье рассматриваются примеры разного подхода к современному приспособлению промышленных зон: дореволюционные предприятия (например, фабрика Товарищества Эйнем/«Красный Октябрь» и Московский винный комбинат) превращаются в лофты, арт-кластеры, общественные пространства, а не представляющие архитектурной ценности советские заводы (например, Завод имени Лихачёва и «Серп и Молот») подлежат полному уничтожению с последующей комплексной застройкой. В окрестностях Дмитровского шоссе преобладает второй подход.
Деревни Верхние Лихоборы, Бескудниково, Дегунино, Лианозово не попали в сферу интересов московского купечества XIX века (впрочем, как минимум два кирпичных завода здесь до революции работали), а масштабная индустриализация началась уже при советской власти. Десятки предприятий стали производить металлообрабатывающие станки, железнодорожные вагоны, медицинскую аппаратуру, сварочную технику, сельскохозяйственные машины, компрессоры, козловые краны, оптические приборы, строительные конструкции, отделочные материалы, одежду, молочные продукты, радиотехнику и первые отечественные компьютеры. Заводы объединялись с научно-исследовательскими институтами – рабочие экспериментальных цехов реализовывали идеи инженеров, тестировали и затем запускали продукцию в массовое производство.
Многие предприятия сумели сохранить производство в современных реалиях, хотя и в сокращённом объёме, сдавая часть площадей арендаторам, а другие прекратили существование, снесены под жилищное строительство или переоборудованы под бизнес-центры. Этот сюжет посвящён не только инвентаризации промзоны вдоль Дмитровского шоссе, но и современной жилой застройке, преобразованию общественных пространств.
Смотрите старые фотографии: Дмитровское шоссе, деревни Бескудниково и Дегунино. 1941 год: https://pastvu.com/p/17539
Смотрите старые фотографии: Сквер на стрелке Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара. 1974 год: https://pastvu.com/p/49932 На этом месте построена первая в истории Бескудниково церковь.
Дмитровское шоссе, 66 – храм святителя Иннокентия, митрополита Московского построен в 1997-2005 годах фирмой «Аркада». Создатели проекта А.Бормотов и В.Якубени вдохновлялись архитектурой старинной церкви Троицы Живоначальной в усадьбе Ершово.
Поклонный православный крест в память о жителях Бескудниково, погибших на войнах в Афганистане и Чечне.
Дмитровское шоссе, 64 – советская застройка в начале Бескудниковского бульвара, жилые дома (1966)
Смотрите старые фотографии: Дмитровское шоссе, 66. Начало Бескудниковского бульвара. 1973 год: https://pastvu.com/p/8959
Дмитровское шоссе, 66 – панельный жилой дом с библиотекой на первом этаже (1969)
Пересечение Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара застроено современными жилыми комплексами на месте панельных пятиэтажек ранних серий.
Дмитровское шоссе, 71с1 – Центральный научно-исследовательский технологический институт (ЦНИТИ) переехал в это здание в 1972 году. Учреждение занималось исследованиями в сфере технологического оснащения машиностроительного производства. В 2013 году институт покинул здание на Дмитровском шоссе. Среди нынешних арендаторов – Русский культурно-просветительный фонд имени святого Василия Великого, над зданием видна глава часовни Василия Великого.
Дмитровское шоссе, 73 – торговый центр MetroMall (2018) на месте снесённых ещё довоенных корпусов химического завода и пуговичной фабрики
Дмитровское шоссе, 75 – Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторский институт Министерства цветной металлургии СССР (1972), здание выставлено на продажу
Ильменский проезд, 1 – территория 149-го Механического завода сдаётся арендаторам. Основанный в 1947 году завод занимался выпуском козловых кранов, металлоконструкций и товаров народного потребления. Фасад механического цеха и цеха газорезки украшает декоративная композиция с изображением рабочего-сварщика.
Среди других предприятий промзоны – швейная фирма «Космос» (Дмитровское шоссе, 79), Московский завод сурдоакустической техники и медицинской аппаратуры «Ритм» (Дмитровское шоссе, 81, перестроен в комплекс апартаментов ApartVille Fitness&Spa), автокомбинат № 31 (строительная площадка жилого комплекса «Селигер Сити»), Лихоборский завод теплоизоляционных и отделочных материалов, Московское научно-производственное объединение по выпуску товаров народного потребления и другие.
Дмитровское шоссе, 79 – швейная фирма «Космос» (1978), сейчас – колледж сферы услуг № 10
Дмитровское шоссе, 81 – Московский завод сурдоакустической техники и медицинской аппаратуры «Ритм», выпускавший слуховые аппараты, закрыт в 2007 году. Здание реконструировано под комплекс апартаментов ApartVille Fitness&Spa.
Дмитровское шоссе, 85 – административно-производственное здание (1981) занимает Деловой центр «РТС»
Дмитровское шоссе, 89 – торговый центр (2002)
Коровинское шоссе, 1А – филиал кондитерской фабрики «Ударница» (1973), в стеклянной пристройке работал фирменный магазин сладостей, сейчас – мебельный магазин
Впереди развилка Дмитровского и Коровинского шоссе, левее располагалось село Дегунино.
Коровинское шоссе, 2А – знаменитый долгострой общежития и гостиницы Мосметростроя: здание возводилось почти два десятка лет и сдано в эксплуатацию в 1992 году.
Парк имени Святослава Фёдорова официально открылся в 2018 году, это новое приятное место отдыха горожан с аллеями, велодорожками, клумбами, детскими и спортивными площадками. На территории парка посажено 175 лиственниц и дубов, около 6000 кустарников.
Памятник Святославу Фёдорову, выдающемуся советскому хирургу, врачу-офтальмологу (скульпторы Анатолий Дема и Юрий Григорьев). В 1960 году Фёдоров провёл первую в СССР операцию по имплантации искусственного глазного хрусталика, вместе с коллективом единомышленников создал лабораторию экспериментальной и клинической хирургии глаза, которая в 1980 году постановлением Правительства СССР реорганизована в Московский НИИ микрохирургии глаза. В 1983 году на Бескудниковском бульваре вырос больничный комплекс, в котором научная деятельность совмещается с диагностикой и лечением глазных заболеваний. Хирурги МНТК «Микрохирургия глаза» провели более 7 000 000 операций, 19 000 000 пациентов прошли обследование и консервативное лечение.
Вскоре после открытия парка появился проект возведения в парке храмового комплекса, против которого выступили местные жители. 5000 человек подписали обращение к мэру Москвы против застройки парка, так как считают, что в Бескудниково уже есть шесть храмов и район сейчас не испытывает недостатка в церквях.
Дмитровское шоссе, 80с1 – универсам № 21 (1975) был закрыт под обустройство съёмочного павильона телепроекта Первого канала «Фабрика звёзд», сейчас – супермаркет «Перекрёсток»
Дмитровское шоссе, 82 – кинотеатр «Ереван» (1964, архитекторы В.Тальковский и Ю.Гайгаров) был спроектирован как двухзальный на 1600 и 300 мест.
Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Ереван». 1972 год: https://pastvu.com/p/60395
В советское время кинотеатр был местным центром притяжения, на премьерные показы выстраивались огромные очереди в кассы. В девяностые годы вместо киносеансов в «Ереване» стали проводить концерты и дискотеки, в фойе обосновались автосалон и хозяйственный магазин. Заброшенное здание кинотеатра было передано на баланс ГУП «Московский метрополитен» и в 2013 году началась реконструкция под Единый диспетчерский центр Московского метрополитена.
Селигерская улица, 24с1 – Дом быта
Смотрите старые фотографии: Селигерская улица. 1977-1980 гг.: https://pastvu.com/p/18166
Селигерская улица, 26 – жилой дом (2013)
Станция метро «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии открылась для пассажиров в 2018 году. Интересно, что впервые станция появилась на перспективной схеме 1965 года, а окончательно закрепилась на нынешнем месте в генплане 1971 года в составе ответвления Тимирязевского радиуса от станции «Петровско-Разумовская». Действительно, надо было решать транспортную проблему жителей плотно застроенных бескудниковских микрорайонов. Однако начавшиеся земляные работы были остановлены в 1980 году, а котлован, вырытый на месте будущей станции, засыпан. Метростроевцы столкнулись со сложной геологической обстановкой – сильно обводнёнными грунтами. Рассматривался вопрос, строить ли станцию глубокого или мелкого заложения. Уже в наши дни городские власти вернулись к законсервированному проекту и был реализован вариант колонной станции мелкого заложения.
Смотрите старые фотографии: Бескудниковские поля. 1963 год: https://pastvu.com/p/44650 Кадр из фильма «Район строительства Дегунино», на котором видны пустыри на месте нынешнего Бескудниковского бульвара. Бульвар начинается от Дмитровского шоссе, идёт параллельно, делает петлю и здесь вновь возвращается к шоссе.
Смотрите старые фотографии: Строительство в Дегунино. 1963 год: https://pastvu.com/p/44649 Кадр из шестиминутного документального сюжета «Район строительства Дегунино» производства ЦСДФ. Оператор зафиксировал Дмитровское шоссе и окрестности в самом начале наступления города на деревню. Киноролик доступен на www.youtube.com. На этом кадре женщины стирают бельё в пруду на нынешней Селигерской улице, а вдали строительный кран работает над возведением пятиэтажек на Дмитровском шоссе, 89.
Дмитровское шоссе, 89к1 – строительство жилого дома под переселение из пятиэтажек по программе реновации. Новый 23-этажный дом рассчитан на 330 квартир.
Благоустроенный Орловский сад (парк «Орлёнок», народное название «Лесок») разбит на месте усадьбы владельца кирпичных заводов купца Орлова, до девяностых годов здесь сохранялись остатки фундаментов усадебных зданий и погребов.
Дмитровское шоссе, 101, 103 – жилые дома (1968)
Смотрите старые фотографии: Экспериментальная школа в Дегунино. 1971 год: https://pastvu.com/p/65947 Здание школы № 849 (1967-1970, архитекторы И.Кастель и А.Аврус) построено по экспериментальному шведскому проекту, в двухэтажном блоке позади учебного корпуса размещаются актовый зал, столовая и бассейн.
Дмитровское шоссе, 98 – территория Завода технологического оборудования, выпускавшего вакуумную и сварочную технику, и сервисного центра ГАЗ (1979-1984), сейчас в бывших заводских корпусах располагаются торгово-развлекательный центр «РТС», автосалон «Автомир» и бизнес-центр «Норд Хаус».
Дмитровское шоссе, 107 – строительство жилого комплекса «Летний сад». В 2016 году здесь было снесено главное здание института ВИСХОМ.
Смотрите старые фотографии: Дмитровское шоссе, 107. ВИСХОМ. 1990-1992 гг: https://pastvu.com/p/575468
Смотрите старые фотографии: Рассадо-посадочная машина на Московском экспериментальном заводе при ВИСХОМ. 1953 год: https://pastvu.com/p/913672
Научно-исследовательского институт сельскохозяйственного машиностроения имени В.П.Горячкина (ВИСХОМ) создан в 1928 году на базе машиноиспытательной станции при Петровской (Тимирязевской) сельхозакадемии как Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственной механики. Его первым директором был назначен инженер Василий Горячкин, создатель своей научной школы и автор многотомного исследования «Теория, конструкция и производство сельскохозяйственных машин».
Со времён царской России производство сельхозмашин являлось старейшей отраслью машиностроения, а вскоре после революции Совнарком издал декрет «Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности». Действительно, в годы первых пятилеток в СССР при участии специалистов института ВИСХОМ правительственное задание было выполнено – налажено массовое производство отечественного сельхозоборудования. Минули десятилетия, в условиях рыночной экономики при отсутствии господдержки ВИСХОМ лишился кадров и оборудования, а его территория застраивается жилыми комплексами «Город» и «Летний сад» (на месте яблоневого сада).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: парковки, экология, город на память, прогулки по Москве, редевелопмент.