13 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 592. Дмитровское шоссе. Посёлок Вагоноремонт
В 1935 году в окрестностях деревни Лупиха был введён в эксплуатацию Лианозовский вагоноремонтный завод, специализирующийся на ремонте и изготовлении пассажирских вагонов. В это же время на Дмитровском шоссе начал складываться рабочий посёлок Вагоноремонт (Вагоноремонтный), который также называли Соцгородок. От самой старой застройки сохранились несколько жилых домов, дом культуры, школа и бани.
Дмитровское шоссе, 110 – Лианозовский вагоноремонтный завод (Лианозовский вагоностроительный завод, Лианозовский электромеханический завод, ЛЭМЗ)
Смотрите старые фотографии: Строительство главного корпуса вагоноремонтного завода. 1930-1934 гг.: https://pastvu.com/p/386265
Смотрите старые фотографии: Первый отремонтированный вагон. 1935 год: https://pastvu.com/p/386274
Смотрите старые фотографии: Лианозовский вагоностроительный завод. 1948-1951 гг.: https://pastvu.com/p/386285
В 1951 году предприятие было перепрофилировано под новые актуальные задачи – производство сложной радиоэлектронной аппаратуры, основной продукцией стали радиолокационные станции, а также товары народного потребления, к примеру, в цехах ЛЭМЗ собирали трёхпрограммные радиоприёмники «Маяк» и первые отечественные персональные компьютеры «Агат». Завод располагает литейным и кузнечно-прессовым производством, металлообрабатывающими цехами, гальваническим цехом, производством печатных плат, монтажно-сборочными цехами, контрольно-испытательными стендами.
В промзону № 47 «Вагоноремонт» также входят Завод детских молочных продуктов и Лианозовский молочный комбинат, НИИ Стали, Завод нестандартных строительных конструкций, Завод технологического оборудования, Опытно-экспериментальный завод оптических приборов, НИИ спортивно-технических изделий. На некоторых предприятиях производство остановлено, к примеру, основанный в 1957 году Лианозовский опытный механический завод специализировался на изготовлении нестандартного оборудования для Главмоспромстроя, съёмных технических полов и трубчатых электронагревателей, а ныне его корпуса занимает бизнес-центр «Гефест».
Смотрите старые фотографии: Вид на посёлок Вагоноремонт. В начале 1960-х годов здесь случится реновация жилого фонда и рабочие общежития-бараки уступят место кирпичным домам. 1956 год: https://pastvu.com/p/41224
Смотрите старые фотографии: Строительство на Яхромской улице. Последние малоэтажные дома Вагоноремонта снесли в девяностые годы. 1995-1996 гг.: https://pastvu.com/p/276929
Украшением довоенного посёлка Вагоноремонт стали три дома переменной этажности, выходящих фасадами на Дмитровское шоссе и образующих уютный зелёный двор. В современной нумерации это Дмитровское шоссе, 125к2 – жилой дом (1938), 127к2 – жилой дом (1936), жилой дом (1938).
Дмитровское шоссе, 129к1 – панельная пятиэтажка ранней серии (1958) и 131к1 – кирпичный дом (1970) состыкованы в ходе уплотнительной застройки квартала.
Икшинская улица, 3 – общежитие ЛЭМЗ (1955)
Икшинская улица, 9 – предположительно, поликлиника Соцгородка
Учинская улица, 10 – школа рабочего посёлка
Улица Софьи Ковалевской, 22с2 – бани рабочего посёлка (1940)
Смотрите старые фотографии: Баня посёлка Вагоноремонт. 1957 год: https://pastvu.com/p/75810
Икшинская улица, 3А – спортивный зал ЛЭМЗ, одна из старейших построек района, сейчас – ДЮСШ № 70 «Молния»
Смотрите старые фотографии: Жилая застройка вдоль Дмитровского шоссе, дворы и спортивный зал ЛЭМЗ. 1971 год: https://pastvu.com/p/53943
Смотрите старые фотографии: Дом культуры «Восход». 1985-1991 гг.: https://pastvu.com/p/47158
Лобненская улица, 5А – дом культуры «Восход», перед которым прежде стоял памятник Ленину
Дмитровское шоссе, 133к1 – кинотеатр «Волга» (1967) во время кризиса кинопроката превратился в концертный клуб Storm, а затем очаг культуры погас надолго. Изюминкой этого типового кинотеатра был иллюминированный фасад.
Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Волга». 1984 год: https://pastvu.com/p/73180
Справа за кинотеатром «Волга» находилась 50-метровая водонапорная башня, а в 1968 году устаревшее после запуска Северной водопроводной станции сооружение снесли при помощи направленного взрыва. Для обслуживания бака с водой наверх вела винтовая лестница, внутри вокруг бака были предусмотрены два уровня технических площадок.
Смотрите старые фотографии: Водонапорная башня Соцгорода. 1938 год: https://pastvu.com/p/198475
Смотрите старые фотографии: Демонтаж водонапорной башни. 1968 год: https://pastvu.com/p/460527
Газета «Социалистическая индустрия» опубликовала репортаж о сносе башни: «Современные, светлые красавцы здания со всех сторон обступили темно-серую громаду бывшей водокачки, покоящуюся на восьми опорах и весящую около тысячи тонн! Предстояло снести ее при помощи точно рассчитанного взрыва. На освободившейся площадке затем будут возведены новые жилые дома. Владимир Курдаков, специалист из московского управления «Взрывпром»: «Заряды, которые используются нами, лишь нарушают равновесие конструкции, остальное доделывает сила тяжести — падая, части сооружения разбивают друг друга и укладываются на земле в нужном нам направлении». На фотографии подрыв выглядит угрожающе, непосредственно перед взрывом жителям соседних домов пришлось покинуть квартиры из соображений безопасности, но всё прошло гладко, даже оконные стёкла не пострадали.
На пересечении Дмитровского шоссе и Лобненской улицы находятся технические объекты Лианозовского вагоноремонтного завода – насосная станция ЛЭМЗ и тепловой пункт (1937). В рамках городского проекта «Московские ярмарки» здесь будет построен торговый павильон.
Смотрите старые фотографии: Погреба в районе Вагоноремонтной улицы. 1968-1969 гг.: https://pastvu.com/p/249430 На переднем плане открытый участок реки Лихоборки, эти места также были известны как Коровий враг (Коровий ручей, Коровий брод).
Здесь завершается десятикилометровое путешествие по Дмитровскому шоссе, которое по путепроводу «Марк» (1974) пересекает железнодорожные пути Савёловского направления. Путепровод назван по одноимённой пассажирской платформе, открывшейся в 1900 году и названной в честь промышленника Гуго Марка, финансировавшего строительство железной дороги. От Савёловского вокзала до Марка можно доехать за 21 минуту.
Смотрите старые фотографии: Станционное здание платформы Марк (не сохранилось). 1980 год: https://pastvu.com/p/103497
Смотрите старые фотографии: Старый путепровод МКАД над Дмитровским шоссе. 1980 год: https://pastvu.com/p/842595
За МКАДом Дмитровское шоссе продолжается как автомобильная дорога федерального значения А-104. По правой стороне шоссе располагается ещё один ведомственный посёлок – Северный, основанный в 1952 году для проживания сотрудников Северной водопроводной станции и входящий в состав Москвы. Согласно проекту, в Северном построили 120 жилых домов плюс объекты социальной инфраструктуры.
На протяжении десятилетий коттеджный монопосёлок жил обособленно, сохранил практически все исторические строения и по мере необходимости прирастал многоэтажками на окраине. Сейчас освоение земли происходит более активно и новостройки подступают к уникальному посёлку со всех сторон.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, Дмитровское шоссе.