15 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»
С 1937 года постоянный судоходный уровень воды в Москве-реке регулируется шлюзами Карамышевского гидроузла, сооружённого в рамках плана обводнения Москвы. А в старину река преподносила сюрпризы – летом пересыхала настолько, что её можно было перейти вброд, зато весной разливалась, затапливая центр города. Чтобы в половодье защитить дома и мосты, в 1783-1786 годах был прокопан четырёхкилометровый Водоотводный канал, забирающий излишки воды. На стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1889 году началось строительство кондитерской фабрики Товарищества Эйнем (в советские годы – «Красный Октябрь»).
Поводом для прокладки Водоотводного канала стало наводнение 1783 года, повредившее опоры Всехсвятского Каменного моста, и для его ремонта потребовалось осушить участок. Впервые план устройства канала представили П.Кожин и Н.Легран в «Прожектированном плане» 1775 года, их масштабный проект на практике был реализован лишь частично. Русло канала проложено по старице Москвы-реки и начинается на болоте, осушенном в ходе строительных работ. Историческая местность с татарским названием Балчуг («балчык» – глина, грязь) превратилась в искусственный остров.
Уровень воды регулировался Бабьегородской плотиной на Москве-реке (напротив нынешней фабрики «Красный Октябрь») и Краснохолмской плотиной со шлюзами в устье Водоотводного канала (возле Московского международного Дома музыки).
Смотрите старые фотографии: Бабьегородская плотина и Храм Христа Спасителя. 1890-1892 гг.: https://pastvu.com/p/7677 Собственно, плотина – это деревянные столбики вдали, а на переднем плане акватория яхт-клуба, огороженная плавучими заграждениями (бонами), вероятно, для того, чтобы лодки не подплывали к плотине.
Смотрите старые фотографии: Водокачка у Бабьегородской плотины. 1925-1935 гг.: https://pastvu.com/p/325764
Впрочем, гидротехническое сооружение не спасало от форс-мажорных обстоятельств: летом Водоотводный канал мог пересохнуть и тогда обнажалось зловонное дно с фабричными и фекальными отходами, а в апреле 1908 года произошло чудовищное пятидневное наводнение, затопившее пятую часть города.
Смотрите старые фотографии: Стрелка в половодье. 1920-1928 гг.: https://pastvu.com/p/7956
В наши дни бывшая «канава» (как в старину, бывало, называли Водоотводный канал) превратилась в туристический объект с гранитными набережными, пешеходными мостами, плавающими фонтанами. В летний сезон по каналу ходят экскурсионные теплоходы, с борта которых открываются виды старой Москвы, стремительно исчезающей под натиском деловой застройки.
Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия Российского флота» (1997, скульптор Зураб Церетели) – самая заметная достопримечательность на Водоотводном канале, высота сложного инженерного сооружения составляет 98 метров. Из московских памятников выше него только монумент Победы на Поклонной горе и монумент Покорителям космоса в Останкино. В техническом плане конструкция состоит из несущего каркаса, обвешанного бронзовыми деталями облицовки – этот пьедестал покоится на мощном железобетонном фундаменте. Корабль и фигура царя в готовом виде были водружены на постамент. На стадии проектирования макет памятника прошёл испытания в аэродинамической трубе.
Смотрите старые фотографии: Монтаж памятника Петру I. 1997 год: https://pastvu.com/p/945019
Композиционно монумент сильно напоминает другую работу Церетели – памятник Христофору Колумбу, созданный к юбилею открытия американского континента и предложенный скульптором для установки в США. Конспирологи даже видят костюм конкистадора на Петре и каравеллы на постаменте. Размеры Петра вкупе с неоднозначными художественными достоинствами вызвали протест горожан и после нескольких акций вандализма доступ к подножию памятника был перекрыт. Кстати, прежде в Москве памятников Петру не ставили: хотя царь здесь родился и провёл юношеские годы, он не забывал трагедию стрелецких бунтов, родной город недолюбливал и даже лишил столичного статуса.
Болотная набережная, 1с1 – Императорский Московский яхт-клуб любителей гребного и парусного спорта (1867), водный клуб ВЦСПС, гребная база «Стрелка». К 1911 году в яхт-клубе состояли 124 активных члена и насчитывалось около 40 гребных и парусных судов. Яхтсмены культивировали и другие виды спорта – плавание, стрельбу, фехтование, катание на буерах, лыжах и коньках. В ведение яхт-клуба также входили лесная станция с театральным фойе на Воробьевых горах, каток на Петровке, лыжная станция в Царицыно, мастерские по ремонту и изготовлению гребных судов.
Смотрите старые фотографии: Императорский Московский речной яхт-клуб. 1890-1910 гг.: https://pastvu.com/p/38495
В советское время акватория Москвы-реки и Водоотводного канала во время навигации активно использовалась гребцами, а зимой можно было тренироваться в специальном гребном бассейне, который вместе с эллингами размещался в одноэтажном здании. В начале 1970-х годов в Крылатском построили современный Гребной канал и спортивная жизнь на «Стрелке» стала угасать. После закрытия гребной базы исторический особняк был отреставрирован и используется в коммерческих целях. Увидеть живую «Стрелку» можно в советском комедийном кинофильме про студентов-спортсменов «Королевская регата» (1966) с участием Валентина Смирнитского и Натальи Кустинской.
Смотрите старые фотографии: Спортсменки на причале на фоне Водоотводного канала. 1920-1941 гг.: https://pastvu.com/p/289656
Смотрите старые фотографии: Гребцы на канале. 1938-1940 гг.: https://pastvu.com/p/886278
Смотрите старые фотографии: Гребной бассейн – тренажёр на «Стрелке». 1953 год: https://pastvu.com/p/523189
На стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в XIX веке сложилась промышленная зона, в частности, в 1889 году товарищество «Эйнем» выкупило здесь первый участок под строительство крупной кондитерской фабрики. К тому времени основатель шоколадной империи уже ушёл из жизни, но его имя сохранялось в названии и стало популярным брендом.
Немецкий предприниматель Фердинанд Теодор фон Эйнем начинал свою карьеру в Москве с производства пиленого сахара и открытия небольших кафе-кондитерских, а когда накопил капитал, решил основать серьёзное производство. Первую свою кондитерскую фабрику, поначалу небольшую, состоящую из одного трёхэтажного корпуса, Эйнем построил на Софийской набережной в 1867 году. Москвичи не были избалованы шоколадом, поэтому кондитерские изыски Эйнема, созданные из лучших сортов какао-бобов, пользовались большим спросом.
Дальнейшее развитие шоколадного бизнеса связано с именем Юлиуса Гейса, компаньона, выкупившего фабрику в 1875 году у Эйнема, который отошёл от дел по состоянию здоровья. Паевое «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений Эйнем» завоевало всероссийское и международное признание, получив право изображать на продукции Государственный герб Российское империи и завоевав награды на выставках в Антверпене и Париже. Фирменные магазины «Эйнем» торговали сладостями на Петровке, Маросейке и Арбате, на Мясницкой и Лубянке, на Театральной площади и в ГУМе.
С началом Первой Мировой войны немцы-бизнесмены повели себя не слишком патриотично по отношению к своей исторической родине и поддержали Российскую империю, делая денежные пожертвования, открыв госпиталь для раненых и отправляя на фронт вагоны с печеньем. К тому времени производственный комплекс «Эйнем» состоял из 23 корпусов, оснащённых машинами новейшей конструкции, заменившими многие ручные процессы. На фабрике было занято 2800 человек, получавших самую высокую заработную плату в сравнении с другими московскими кондитерскими предприятиями. В кондитеры охотно шли крестьяне из подмосковных деревень, для них открылось общежитие на Берсеневке, а обедали трудящиеся в фабричной столовой.
В дореволюционном ассортименте значилось свыше 100 наименований сладкой продукции. Многие конфеты того времени стали классикой на все времена, к примеру, «Мишка косолапый» известен с 1896 года, а карамель «Дюшес» и «Барбарис» – с 1902 года. Кондитеры не забывали про стильную упаковку и рекламу: с товариществом «Эйнем» сотрудничали художники Бакст, Врубель, Билибин, Бенуа, композитор Карл Фельдман сочинял мелодии для рекламных кампаний, поэты писали стихи, прославляющие конфеты. В московское небо поднялся рекламный дирижабль «Эйнем». Гениальный маркетинговый ход был предпринят в 1914 году, когда в конфетные коробки стали вкладывать футуристические открытки из серии «Москва будущего». Несколько предыдущих серий посвящались истории и географии – войне с Наполеоном, 300-летию Дома Романовых, памятникам в России, картинам русских художников, истории бумаги, охоте в разных странах, экзотическим народам земного шара.
Смотрите старые фотографии: Фабрика «Красный Октябрь», бывшая «Эйнем». 1993 год: https://pastvu.com/p/1010114
Смотрите старые фотографии: Фабрика «Эйнем» во время наводнения. 1908 год: https://pastvu.com/p/250586 Вид со стороны Москвы-реки.
Смотрите старые фотографии: Фабрика «Эйнем» в засуху. 1910 год: https://pastvu.com/p/20786 Вид со стороны Водоотводного канала.
Смотрите старые фотографии: Фабрика «Красный Октябрь». 1973 год: https://pastvu.com/p/36116
После Октябрьской революции советская власть национализировала фабрику, переименовав в «Государственную кондитерскую фабрику № 1, бывшую Эйнем», а в 1922 году возникло привычное нескольким поколениям название «Красный Октябрь». С 2007 года носы горожан перестали обонять на стрелке приятный запах шоколада и ванили, потому что производство переместилось из центра на Красносельскую улицу, а исторические корпуса начали осваивать бизнес-центр и арт-кластер «Красный Октябрь».
Административно-производственные здания кондитерской фабрики «Эйнем» («Красный Октябрь») занимают всё пространство между Берсеневской набережной Москвы-реки -и Болотной набережной Водоотводного канала, это пять гектаров земли. Самые большие корпуса построены в 1905-1911 годах по проекту архитектора Александра Калмыкова.
Меланжер – агрегат, использовавшийся на фабрике для измельчения какао-бобов и орехов, изготовлен в 1960-х годах. Эта чугунная машина с жерновами из гранита весит две с половиной тонны.
Болотная набережная, 7с1 до и после реконструкции
В корпусах вдоль Болотной набережной располагались ночные клубы Roxy, GIPSY, RАЙ, Icon и Red.
Концерт Дианы Арбениной в клубе Red
Александр Кибовский на презентации проекта «Выход в город» в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Выставка-пристройство бездомных животных «Всем по котику» в Конфетном цехе. За один день новых ответственных хозяев обрели 103 усатых-полосатых обитателя приюта, котики разбирались со средней скоростью один пристроенный хвост за пять минут.
Певица Ёлка, попечитель фонда «Подарок судьбы»
Презентация сериала «Реальные пацаны» телекомпании ТНТ с участием актёров Николая Наумова, Зои Бербер, Марии Шекуновой
Музыканты хардкор-группы «Zdob Si Zdub» Роман Ягупов и Михай Гынку готовили мамалыгу в молдавском ресторане «Ла Тайфас» на Берсеневской,4
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Фотовыставку «Власть и правда Александра Устинова» представила дочь фотографа Нинель Устинова
Фотограф Игорь Стомахин после своей лекции «Хиппилэнд» в Центре фотографии имени братьев Люмьер
Хозяйственные дворы фабрики украшены граффити
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Красный октябрь, город на память, прогулки по Москве, набережные Москвы-реки.