15.06.2020 14:50

«Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»

15 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»

С 1937 года постоянный судоходный уровень воды в Москве-реке регулируется шлюзами Карамышевского гидроузла, сооружённого в рамках плана обводнения Москвы. А в старину река преподносила сюрпризы — летом пересыхала настолько, что её можно было перейти вброд, зато весной разливалась, затапливая центр города. Чтобы в половодье защитить дома и мосты, в 1783-1786 годах был прокопан четырёхкилометровый Водоотводный канал, забирающий излишки воды. На стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1889 году началось строительство кондитерской фабрики Товарищества Эйнем (в советские годы — «Красный Октябрь»).

Поводом для прокладки Водоотводного канала стало наводнение 1783 года, повредившее опоры Всехсвятского Каменного моста, и для его ремонта потребовалось осушить участок. Впервые план устройства канала представили П.Кожин и Н.Легран в «Прожектированном плане» 1775 года, их масштабный проект на практике был реализован лишь частично. Русло канала проложено по старице Москвы-реки и начинается на болоте, осушенном в ходе строительных работ. Историческая местность с татарским названием Балчуг («балчык» — глина, грязь) превратилась в искусственный остров.

Уровень воды регулировался Бабьегородской плотиной на Москве-реке (напротив нынешней фабрики «Красный Октябрь») и Краснохолмской плотиной со шлюзами в устье Водоотводного канала (возле Московского международного Дома музыки).

Впрочем, гидротехническое сооружение не спасало от форс-мажорных обстоятельств: летом Водоотводный канал мог пересохнуть и тогда обнажалось зловонное дно с фабричными и фекальными отходами, а в апреле 1908 года произошло чудовищное пятидневное наводнение, затопившее пятую часть города.

В наши дни бывшая «канава» (как в старину, бывало, называли Водоотводный канал) превратилась в туристический объект с гранитными набережными, пешеходными мостами, плавающими фонтанами. В летний сезон по каналу ходят экскурсионные теплоходы, с борта которых открываются виды старой Москвы, стремительно исчезающей под натиском деловой застройки.

Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия Российского флота» (1997, скульптор Зураб Церетели) — самая заметная достопримечательность на Водоотводном канале, высота сложного инженерного сооружения составляет 98 метров. Из московских памятников выше него только монумент Победы на Поклонной горе и монумент Покорителям космоса в Останкино. В техническом плане конструкция состоит из несущего каркаса, обвешанного бронзовыми деталями облицовки — этот пьедестал покоится на мощном железобетонном фундаменте. Корабль и фигура царя в готовом виде были водружены на постамент. На стадии проектирования макет памятника прошёл испытания в аэродинамической трубе.

Композиционно монумент сильно напоминает другую работу Церетели — памятник Христофору Колумбу, созданный к юбилею открытия американского континента и предложенный скульптором для установки в США. Конспирологи даже видят костюм конкистадора на Петре и каравеллы на постаменте. Размеры Петра вкупе с неоднозначными художественными достоинствами вызвали протест горожан и после нескольких акций вандализма доступ к подножию памятника был перекрыт. Кстати, прежде в Москве памятников Петру не ставили: хотя царь здесь родился и провёл юношеские годы, он не забывал трагедию стрелецких бунтов, родной город недолюбливал и даже лишил столичного статуса.

Болотная набережная, 1с1 — Императорский Московский яхт-клуб любителей гребного и парусного спорта (1867), водный клуб ВЦСПС, гребная база «Стрелка». К 1911 году в яхт-клубе состояли 124 активных члена и насчитывалось около 40 гребных и парусных судов. Яхтсмены культивировали и другие виды спорта — плавание, стрельбу, фехтование, катание на буерах, лыжах и коньках. В ведение яхт-клуба также входили лесная станция с театральным фойе на Воробьевых горах, каток на Петровке, лыжная станция в Царицыно, мастерские по ремонту и изготовлению гребных судов.

В советское время акватория Москвы-реки и Водоотводного канала во время навигации активно использовалась гребцами, а зимой можно было тренироваться в специальном гребном бассейне, который вместе с эллингами размещался в одноэтажном здании. В начале 1970-х годов в Крылатском построили современный Гребной канал и спортивная жизнь на «Стрелке» стала угасать. После закрытия гребной базы исторический особняк был отреставрирован и используется в коммерческих целях. Увидеть живую «Стрелку» можно в советском комедийном кинофильме про студентов-спортсменов «Королевская регата» (1966) с участием Валентина Смирнитского и Натальи Кустинской.

На стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в XIX веке сложилась промышленная зона, в частности, в 1889 году товарищество «Эйнем» выкупило здесь первый участок под строительство крупной кондитерской фабрики. К тому времени основатель шоколадной империи уже ушёл из жизни, но его имя сохранялось в названии и стало популярным брендом.

Немецкий предприниматель Фердинанд Теодор фон Эйнем начинал свою карьеру в Москве с производства пиленого сахара и открытия небольших кафе-кондитерских, а когда накопил капитал, решил основать серьёзное производство. Первую свою кондитерскую фабрику, поначалу небольшую, состоящую из одного трёхэтажного корпуса, Эйнем построил на Софийской набережной в 1867 году. Москвичи не были избалованы шоколадом, поэтому кондитерские изыски Эйнема, созданные из лучших сортов какао-бобов, пользовались большим спросом.

Дальнейшее развитие шоколадного бизнеса связано с именем Юлиуса Гейса, компаньона, выкупившего фабрику в 1875 году у Эйнема, который отошёл от дел по состоянию здоровья. Паевое «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений Эйнем» завоевало всероссийское и международное признание, получив право изображать на продукции Государственный герб Российское империи и завоевав награды на выставках в Антверпене и Париже. Фирменные магазины «Эйнем» торговали сладостями на Петровке, Маросейке и Арбате, на Мясницкой и Лубянке, на Театральной площади и в ГУМе.

С началом Первой Мировой войны немцы-бизнесмены повели себя не слишком патриотично по отношению к своей исторической родине и поддержали Российскую империю, делая денежные пожертвования, открыв госпиталь для раненых и отправляя на фронт вагоны с печеньем. К тому времени производственный комплекс «Эйнем» состоял из 23 корпусов, оснащённых машинами новейшей конструкции, заменившими многие ручные процессы. На фабрике было занято 2800 человек, получавших самую высокую заработную плату в сравнении с другими московскими кондитерскими предприятиями. В кондитеры охотно шли крестьяне из подмосковных деревень, для них открылось общежитие на Берсеневке, а обедали трудящиеся в фабричной столовой.

В дореволюционном ассортименте значилось свыше 100 наименований сладкой продукции. Многие конфеты того времени стали классикой на все времена, к примеру, «Мишка косолапый» известен с 1896 года, а карамель «Дюшес» и «Барбарис» — с 1902 года. Кондитеры не забывали про стильную упаковку и рекламу: с товариществом «Эйнем» сотрудничали художники Бакст, Врубель, Билибин, Бенуа, композитор Карл Фельдман сочинял мелодии для рекламных кампаний, поэты писали стихи, прославляющие конфеты. В московское небо поднялся рекламный дирижабль «Эйнем». Гениальный маркетинговый ход был предпринят в 1914 году, когда в конфетные коробки стали вкладывать футуристические открытки из серии «Москва будущего». Несколько предыдущих серий посвящались истории и географии — войне с Наполеоном, 300-летию Дома Романовых, памятникам в России, картинам русских художников, истории бумаги, охоте в разных странах, экзотическим народам земного шара.

После Октябрьской революции советская власть национализировала фабрику, переименовав в «Государственную кондитерскую фабрику № 1, бывшую Эйнем», а в 1922 году возникло привычное нескольким поколениям название «Красный Октябрь». С 2007 года носы горожан перестали обонять на стрелке приятный запах шоколада и ванили, потому что производство переместилось из центра на Красносельскую улицу, а исторические корпуса начали осваивать бизнес-центр и арт-кластер «Красный Октябрь».

Административно-производственные здания кондитерской фабрики «Эйнем» («Красный Октябрь») занимают всё пространство между Берсеневской набережной Москвы-реки -и Болотной набережной Водоотводного канала, это пять гектаров земли. Самые большие корпуса построены в 1905-1911 годах по проекту архитектора Александра Калмыкова.


Меланжер — агрегат, использовавшийся на фабрике для измельчения какао-бобов и орехов, изготовлен в 1960-х годах. Эта чугунная машина с жерновами из гранита весит две с половиной тонны.

Болотная набережная, 7с1 до и после реконструкции


В корпусах вдоль Болотной набережной располагались ночные клубы Roxy, GIPSY, RАЙ, Icon и Red.

Концерт Дианы Арбениной в клубе Red


Александр Кибовский на презентации проекта «Выход в город» в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Выставка-пристройство бездомных животных «Всем по котику» в Конфетном цехе. За один день новых ответственных хозяев обрели 103 усатых-полосатых обитателя приюта, котики разбирались со средней скоростью один пристроенный хвост за пять минут.


Певица Ёлка, попечитель фонда «Подарок судьбы»


Презентация сериала «Реальные пацаны» телекомпании ТНТ с участием актёров Николая Наумова, Зои Бербер, Марии Шекуновой


Музыканты хардкор-группы «Zdob Si Zdub» Роман Ягупов и Михай Гынку готовили мамалыгу в молдавском ресторане «Ла Тайфас» на Берсеневской,4


Центр фотографии имени братьев Люмьер


Фотовыставку «Власть и правда Александра Устинова» представила дочь фотографа Нинель Устинова


Фотограф Игорь Стомахин после своей лекции «Хиппилэнд» в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Хозяйственные дворы фабрики украшены граффити

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Красный октябрь, город на память, прогулки по Москве, набережные Москвы-реки.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.