19 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг
За Малым Каменным мостом Якиманская набережная переходит в Кадашёвскую, которую в старину именовалась Водоотводной набережной или Водоотводной улицей. Она ведёт к Балчугу – одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.
Малый Каменный мост
Большая Полянка, 1 – жилой дом с ротондой (1940, архитектор А.Мордвинов)
Смотрите старые фотографии: Начало Большой Полянки до революции. 1908 год: https://pastvu.com/p/8666
Смотрите старые фотографии: Начало Большой Полянки при советской власти. 1950 год: https://pastvu.com/p/3843
Участок между мостом и домом сейчас пустует, он занят платной автостоянкой, а до Отечественной войны здесь стоял дом, построенный архитектором Василием Баженовым для аптекаря И.Вольфа и перестроенный не менее известным зодчим Матвеем Казаковым под апартаменты нового владельца И.Прозоровского. Усадьба пострадала в огне наполеоновского пожара, но была восстановлена. В 1927 году жилищно-строительное товарищество «Рабстрой» арендовало этот старый дом и занялось капитальным ремонтом, не согласовав процесс с властями, которые зафиксировали нарушение закона и в 1930 году предписали снести исторический особняк, таким образом наказав «Рабстрой» за самоуправство. С тех пор здесь так ничего и не построили.
Смотрите старые фотографии: Так выглядел дом Прозоровского. Большая Полянка. 1924-1927 гг.: https://pastvu.com/p/879972
Современный вид
Кадашёвская набережная, 6 – доходный дом (1889, архитектор М.Черкасов)
Кадашёвская набережная, владение 10 – строящийся музейный комплекс Третьяковской галереи. Прежде на этом месте располагалось историческое здание биржевой артели купцов Хлудовых, построенное в 1898 году.
Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда фабрикант Павел Третьяков приобрёл для своей коллекции две первые картины русских художников «Искушение» Н.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Худякова. Регулярно пополняемое собрание картин быстро заполнило дом Третьяковых в Лаврушинском переулке и в 1872 году меценат начал строительство двух первых музейных залов.
После Октябрьской революции Третьяковка стала достоянием республики, её фонды увеличились в два раза за счёт поступлений национализированных произведений искусства. Картины надо было где-то хранить и экспозиционные залы превращались в хранилища, в качестве запасника использовалось даже здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. На протяжении ХХ века самая известная и самая посещаемая картинная галерея расширяла свои владения, строила новые корпуса, пока не заняла весь квартал, выйдя на берег Водоотводного канала.
Кадашёвская набережная, 14к1 и 14к2 – административно-офисное здание (1999, архитектор Дмитрий Бархин)
Кадашёвская набережная, 14к3 – административно-офисное здание (2000)
Кадашёвская набережная, 24с1 – купеческая городская усадьба XIX века
Кадашёвская набережная, 26 – гостиница «Кадашёвская» 4* (2009)
Кадашёвская набережная, 30 – историческое здание встроено в современный комплекс
Кадашёвская набережная, 32 – бизнес-центр «Кадашёвская слобода» (1998) состоит из нескольких корпусов, стилизованных под архитектуру XIX века
Большая Ордынка, 1 – административно-офисное здание (2004) на месте которого стоял дом, жильцы которого вслед за Сергеем Михалковым могли бы сказать: «А из нашего окна площадь Красная видна!» – из окон открывалась панорама Васильевского спуска.
Кадашёвская набережная, 36с1 – доходный дом (1908)
Пятницкая улица, 2с1 – жилой дом с лавками образовался в 1842 году в результате объединения нескольких владений купцом Ф.Кузнецовым. Здание примечательно одним из первых в Москве кинозалов, известных с 1897 года, до революции он назывался Пятницкий электротеатр А.Белоярцевой и Большой Парижский-Пятницкий электротеатр А.Гехтмана, в советское время – кинотеатр «Заря».
Смотрите старые фотографии: Начало Пятницкой улицы. Кинотеатр «Заря». 1964-1965 гг.: https://pastvu.com/p/40728
Пятницкая улица, 1с1 – жилой дом с торговыми помещениями «водочного короля» Петра Смирнова (1850-1870, 1886, инженер Н.Гейнц)
Во дворах за «офисом» смирновской фирмы находились производственные цеха.
Кирпичные руины вполне могут иметь непосредственное отношение к водочному заводу Смирнова.
Смотрите старые фотографии: Во дворах за «офисом» смирновской фирмы находились производственные цеха. На заводе П.Смирнова. 1901 год: https://pastvu.com/p/1108934
Застройщики Кадашёвской набережной хотя бы попытались воспроизвести облик старой Москвы по современным проектам, а вот на левом берегу Водоотводного канала можно увидеть лишь результат градостроительной политики Лужкова, избавлявшегося от исторической застройки в пользу здоровенных билдингов из стекла и бетона.
Немного истории. Улица Балчуг (или Балчужная) всегда была богатой, процветающей и привлекательной для купеческого сословия. В XVII веке тогдашние краеведы насчитали на небольшой улице Балчуг свыше 150 торговых лавок в Мясном, Калашном и Солодовом рядах, это не считая харчевень и питейных заведений. Кстати, ещё в 1552 году Иван Грозный распорядился построить на Балчуге постоялый двор для опричников и это место принято считать первым в Москве кабаком. Расцвет торговли продолжался и в XIX веке, когда купцы строили здесь каменные доходные дома в несколько этажей с магазинами и съёмными квартирами. Значительная часть дореволюционной застройки была снесена в связи со строительством в 1938 году Большого Москворецкого моста.
Улица Балчуг, 2 – административное здание (1997)
Смотрите старые фотографии: А что на этом месте было раньше? Доходный дом (1900, архитектор Евгений Опуховский). 1997-1998 гг.: https://pastvu.com/p/24447
Улица Балчуг, 7 – бизнес-центр «Балчуг Плаза» (2004)
Смотрите старые фотографии: А что на этом месте было раньше? Жилой дом, гостиница «Балчуг» («Бухарест»). 1988 год: https://pastvu.com/p/15929
Малый Москворецкий мост через Водоотводной канал (1937, архитектор Л.Шипман, инженер Г.Броверман)
Перед войной по Водоотводному каналу курсировали небольшие теплоходы – речные трамваи, затем акватория использовалась лишь служебными судами, очищающими русло, а прогулочное судоходство вернулось в наши дни с развитием туристического бизнеса.
Чугунный мост через Водоотводный канал (1899, реконструкция 1966) соединяет улицу Балчуг с Пятницкой улицей, мы видим то ли четвёртую, то ли пятую версию моста на этом месте.
Смотрите старые фотографии: Чугунный мост. 1882-1889 гг.: https://pastvu.com/p/12317
Смотрите старые фотографии: Чугунный мост. 1933 год: https://pastvu.com/p/7162
Пришли иные времена, а с ними и небывалые прежде развлечения для горожан: с 2008 по 2014 год в центре столицы проходили автомобильные шоу Moscow City Racing. В показательных выступлениях принимали участие автомобили нескольких гоночных серий и грузовики ралли-марафона «Дакар», мотогонщики, дрифтеры, каскадёры, а изюминкой проекта были демонстрационные заезды Формулы-1. Болиды пилотировали действующие пилоты ведущих команд мирового автоспорта Scuderia Ferrari, McLaren-Mercedes, Lotus F1 Team. В Москве выступали Дэвид Култхард, Дженсон Баттон, Джанкарло Физикелла, Льюис Хэмилтон и другие асы. Пресс-конференции проходили в отеле «Балчуг-Кемпински».
Трасса заездов видоизменялась, в последние сезоны паддоки располагались на Болотной площади, болиды стартовали с Болотной улицы, сворачивали на Большой Москворецкий мост, затем мчались вдоль Кремлёвской набережной и возвращались обратно. «Формулистические» покатушки вызывали ажиотажный интерес у москвичей: несмотря на жару, тысячи зрителей собирались вдоль трассы, чтобы раз в полчаса увидеть пронёсшийся мимо болид мощностью в 300 лошадей.
Эдди Джордан
Джанкарло Физикелла
Дженсон Баттон
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: формула-1, город на память, прогулки по Москве, Водоотводный канал.