19.06.2020 00:07

«Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг

19 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг

За Малым Каменным мостом Якиманская набережная переходит в Кадашёвскую, которую в старину именовалась Водоотводной набережной или Водоотводной улицей. Она ведёт к Балчугу — одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.


Малый Каменный мост


Большая Полянка, 1 — жилой дом с ротондой (1940, архитектор А.Мордвинов)

Участок между мостом и домом сейчас пустует, он занят платной автостоянкой, а до Отечественной войны здесь стоял дом, построенный архитектором Василием Баженовым для аптекаря И.Вольфа и перестроенный не менее известным зодчим Матвеем Казаковым под апартаменты нового владельца И.Прозоровского. Усадьба пострадала в огне наполеоновского пожара, но была восстановлена. В 1927 году жилищно-строительное товарищество «Рабстрой» арендовало этот старый дом и занялось капитальным ремонтом, не согласовав процесс с властями, которые зафиксировали нарушение закона и в 1930 году предписали снести исторический особняк, таким образом наказав «Рабстрой» за самоуправство. С тех пор здесь так ничего и не построили.


Современный вид


Кадашёвская набережная, 6 — доходный дом (1889, архитектор М.Черкасов)


Кадашёвская набережная, владение 10 — строящийся музейный комплекс Третьяковской галереи. Прежде на этом месте располагалось историческое здание биржевой артели купцов Хлудовых, построенное в 1898 году.

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда фабрикант Павел Третьяков приобрёл для своей коллекции две первые картины русских художников «Искушение» Н.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Худякова. Регулярно пополняемое собрание картин быстро заполнило дом Третьяковых в Лаврушинском переулке и в 1872 году меценат начал строительство двух первых музейных залов.

После Октябрьской революции Третьяковка стала достоянием республики, её фонды увеличились в два раза за счёт поступлений национализированных произведений искусства. Картины надо было где-то хранить и экспозиционные залы превращались в хранилища, в качестве запасника использовалось даже здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. На протяжении ХХ века самая известная и самая посещаемая картинная галерея расширяла свои владения, строила новые корпуса, пока не заняла весь квартал, выйдя на берег Водоотводного канала.


Кадашёвская набережная, 14к1 и 14к2 — административно-офисное здание (1999, архитектор Дмитрий Бархин)


Кадашёвская набережная, 14к3 — административно-офисное здание (2000)


Кадашёвская набережная, 24с1 — купеческая городская усадьба XIX века


Кадашёвская набережная, 26 — гостиница «Кадашёвская» 4* (2009)


Кадашёвская набережная, 30 — историческое здание встроено в современный комплекс


Кадашёвская набережная, 32 — бизнес-центр «Кадашёвская слобода» (1998) состоит из нескольких корпусов, стилизованных под архитектуру XIX века


Большая Ордынка, 1 — административно-офисное здание (2004) на месте которого стоял дом, жильцы которого вслед за Сергеем Михалковым могли бы сказать: «А из нашего окна площадь Красная видна!» — из окон открывалась панорама Васильевского спуска.


Кадашёвская набережная, 36с1 — доходный дом (1908)


Пятницкая улица, 2с1 — жилой дом с лавками образовался в 1842 году в результате объединения нескольких владений купцом Ф.Кузнецовым. Здание примечательно одним из первых в Москве кинозалов, известных с 1897 года, до революции он назывался Пятницкий электротеатр А.Белоярцевой и Большой Парижский-Пятницкий электротеатр А.Гехтмана, в советское время — кинотеатр «Заря».


Пятницкая улица, 1с1 — жилой дом с торговыми помещениями «водочного короля» Петра Смирнова (1850-1870, 1886, инженер Н.Гейнц)

Во дворах за «офисом» смирновской фирмы находились производственные цеха.

Кирпичные руины вполне могут иметь непосредственное отношение к водочному заводу Смирнова

Застройщики Кадашёвской набережной хотя бы попытались воспроизвести облик старой Москвы по современным проектам, а вот на левом берегу Водоотводного канала можно увидеть лишь результат градостроительной политики Лужкова, избавлявшегося от исторической застройки в пользу здоровенных билдингов из стекла и бетона.

Немного истории. Улица Балчуг (или Балчужная) всегда была богатой, процветающей и привлекательной для купеческого сословия. В XVII веке тогдашние краеведы насчитали на небольшой улице Балчуг свыше 150 торговых лавок в Мясном, Калашном и Солодовом рядах, это не считая харчевень и питейных заведений. Кстати, ещё в 1552 году Иван Грозный распорядился построить на Балчуге постоялый двор для опричников и это место принято считать первым в Москве кабаком. Расцвет торговли продолжался и в XIX веке, когда купцы строили здесь каменные доходные дома в несколько этажей с магазинами и съёмными квартирами. Значительная часть дореволюционной застройки была снесена в связи со строительством в 1938 году Большого Москворецкого моста.


Улица Балчуг, 2 — административное здание (1997)


Улица Балчуг, 7 — бизнес-центр «Балчуг Плаза» (2004)


Малый Москворецкий мост через Водоотводной канал (1937, архитектор Л.Шипман, инженер Г.Броверман)

Перед войной по Водоотводному каналу курсировали небольшие теплоходы — речные трамваи, затем акватория использовалась лишь служебными судами, очищающими русло, а прогулочное судоходство вернулось в наши дни с развитием туристического бизнеса.


Чугунный мост через Водоотводный канал (1899, реконструкция 1966) соединяет улицу Балчуг с Пятницкой улицей, мы видим то ли четвёртую, то ли пятую версию моста на этом месте.


Пришли иные времена, а с ними и небывалые прежде развлечения для горожан: с 2008 по 2014 год в центре столицы проходили автомобильные шоу Moscow City Racing. В показательных выступлениях принимали участие автомобили нескольких гоночных серий и грузовики ралли-марафона «Дакар», мотогонщики, дрифтеры, каскадёры, а изюминкой проекта были демонстрационные заезды Формулы-1. Болиды пилотировали действующие пилоты ведущих команд мирового автоспорта Scuderia Ferrari, McLaren-Mercedes, Lotus F1 Team. В Москве выступали Дэвид Култхард, Дженсон Баттон, Джанкарло Физикелла, Льюис Хэмилтон и другие асы. Пресс-конференции проходили в отеле «Балчуг-Кемпински».

Трасса заездов видоизменялась, в последние сезоны паддоки располагались на Болотной площади, болиды стартовали с Болотной улицы, сворачивали на Большой Москворецкий мост, затем мчались вдоль Кремлёвской набережной и возвращались обратно. «Формулистические» покатушки вызывали ажиотажный интерес у москвичей: несмотря на жару, тысячи зрителей собирались вдоль трассы, чтобы раз в полчаса увидеть пронёсшийся мимо болид мощностью в 300 лошадей.


Эдди Джордан


Джанкарло Физикелла


Дженсон Баттон

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: формула-1, город на память, прогулки по Москве, Водоотводный канал.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.