22 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная
На финальном отрезке Водоотводного канала начинается самое интересное. Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал. Однако это исторический факт и осталось только определиться с точным расположением объектов с помощью старых карт и ретрофотографий.
Смотрите старые карты. План города Москвы. 1881 год: http://retromap.ru/081881_z16_55.733827,37.647829
Если сравнить план города Москвы 1881 года с современными яндекс-картами, выяснится, что сейчас на месте протоки с дамбой располагается Московский международный Дом музыки.
За Малым Краснохолмским мостом Водоотводный канал делился на два рукава – на левом ответвлении (ныне засыпанном) была построена Краснохолмская плотина, а на основном русле канала напротив нынешнего Кожевнического проезда в течение сотни лет работал шлюз для пропуска судов. Первая деревянная плотина обветшала и в 1890 году была заменена на железную, построенную по проекту инженера Шпейера. Гидросооружение оснастили турбиной для прачечной и лесопилки.
Смотрите старые фотографии: Краснохолмская плотина, Городская прачечная и лесопилка. 1890-1908 гг.: https://pastvu.com/p/845081
Смотрите старые фотографии: Краснохолмская плотина в сложенном виде перед весенним паводком. 1890-1908 гг.: https://pastvu.com/p/845104
Смотрите старые фотографии: Островский мост через протоку. 1927 год: https://pastvu.com/p/481143
Смотрите старые фотографии: Москва-река. Московский речной вокзал. 1933-1935 гг.: https://pastvu.com/p/1042447
Самые известные речные вокзалы в Москве – Северный на Химкинском водохранилище и Южный в Нагатино (перенесённый с Новоданиловской набережной), но оказывается до их постройки существовал ещё один более старый речной вокзал – возле Большого Краснохолмского моста. Сведений о нём почти не сохранилось, но вокзал был отмечен на планах и запечатлён фотографами.
Смотрите старые фотографии: Москва-река. Московский речной вокзал. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/1041953 Этот снимок, сделанный на Москве-реке, вероятно, с борта катера, требует пояснений. Слева дымящий пароход пришвартован на протоке Водоотводного канала, где-то за ним должна находиться Краснохолмская плотина. Справа видны коробчатые фермы Краснохолмского моста (1872, инженер Аманд Струве), по нему в старину проходила трасса Садового кольца. В 1938 году чуть выше по течению был построен новый Большой Краснохолмский мост, Садовое кольцо получило современную плавную траекторию без изгибов, а старый мост демонтировали за ненадобностью.
Смотрите старые фотографии: Большой Краснохолмский мост. 1998-1999 гг.: https://pastvu.com/p/376434 Справа в Москву-реку упирается старая трасса Садового кольца, проходившая по Краснохолмской (Народной) улице.
Смотрите старые фотографии: Краснохолмский мост. 1907 год: https://pastvu.com/p/5811
Две смотровые площадки на берегах Москвы-реки сооружены сравнительно недавно, они соединяют дюкер теплотрассы (напорный участок трубопровода, проложенный под руслом реки). Если пофантазировать, можно представить на этих бетонных опорах Краснохолмский мост инженера Струве, который примерно здесь и находился.
На набережной Москвы-реки напротив нынешнего Дома музыки в первые десятилетия советской власти располагался Московский речной вокзал, а Краснохолмская плотина на протоке находилась на месте уютного сквера ММДМ.
Смотрите старые фотографии: Шлюзовая набережная. Шлюз на основном русле Водоотводного канала. 1910-1930 гг.: https://pastvu.com/p/13051
Шлюзовая камера находилась здесь, напротив Кожевнического проезда.
Смотрите старые фотографии: Шлюзовая камера. 1900-1920 гг.: https://pastvu.com/p/216692
Краснохолмская плотина и шлюз были разобраны одновременно с Бабьегородской плотиной в 1937 году после ввода в эксплуатацию шлюзовой системы канала Москва-Волга, которая с тех пор регулирует уровень воды в Москве-реке. Водоотводный канал утратил свои изначальные функции и стал местом для прогулок.
Смотрите старые карты. План Замоскворецкого района Москвы. 1933 год: http://retromap.ru/131933_55.733610,37.649180 План показывает, что весь островной участок был плотно застроен индустриальными и складскими зданиями.
План Замоскворецкого района Москвы 1933 года показывает, что весь островной участок был плотно застроен индустриальными и складскими зданиями.
Шлюзовая набережная, 2с1 – автобаза Наркомтяжпрома СССР (1933, инженер Ю.Фельдзер) построена на правом берегу Водоотводного канала частично на участке бывшей прядильной фабрики «Красное веретено». Автопредприятие обслуживало легковым транспортом чиновников различных министерств и ведомств, а также участников таких масштабных мероприятий, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов и XXII летние Олимпийские игры.
Для изучения опыта строительства и эксплуатации крупных автомобильных предприятий инженер Фельдзер побывал в командировке в США. Автопарк поначалу был укомплектован американскими машинами «Форд», «Лассаль» и другими иностранными моделями, а после Великой Отечественной войны перешёл на отечественные «Победы», ЗиС, ЗиМ. Для размещения 1000 автомобилей потребовалось открыть филиалы автокомбината на Волочаевской, Дубининской, Неглинной улицах, в Кожевниках, на Садовнической набережной. В девяностые годы Автокомбинат № 4 «Мосавтолегтранса» был приватизирован.
Шлюзовая набережная, 2с1 – контора автобазы Наркомтяжпрома СССР (1933)
Смотрите старые фотографии: Контора автобазы Наркомтяжпрома СССР. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/23407
Шлюзовая набережная, 4 – бизнес-центр Rosso Riva вырос на правом берегу основного русла Водоотводного канала на месте выведенных за город химического и ремонтно-механического цехов обувной фабрики «Парижская коммуна».
Обувная фабрика «Парижская коммуна» открылась в 1922 году в помещении бывшей Михайловской мануфактуры, которая занималась текстильным производством, во время Первой Мировой войны была перепрофилирована под военные нужды на изготовление артиллерийских снарядов, а после эмиграции купцов Михайловых цеха пустовали. Весной 1921 года председатель треста Москож И.Лабковский с коллегами осмотрели законсервированное здание и посчитали его пригодным для организации нового предприятия. До Октябрьской революции обувь производилась частными артелями и новая обувная фабрика стала первой государственной механической фабрикой. Успешное советское предприятие сохранило производство и в условиях рыночной экономики, хотя значительная часть территории сдаётся в аренду.
Современный вид: исторический корпус Михайловской мануфактуры и вся фабричная застройка вдоль Шлюзовой набережной превратились в бизнес-центры.
Смотрите старые фотографии: Фабрика «Парижская коммуна». 1930-1931 гг.: https://pastvu.com/p/80171
Кожевническая улица, 7с2 – производственный корпус во внутреннем дворе фабрики (1890), одно из самых старых зданий района
В цехах «Парижской коммуны»
Шлюзовая набережная, 6 – гостиница «Катерина Сити» 4* (1996-1998)
Шлюзовая набережная, 8с1 – Московский государственный строительный университет имени В.В.Куйбышева (1930-е годы)
Шлюзовая набережная, 10с1 – дореволюционная бумажная фабрика, типография
2-й Шлюзовой мост построен в 1996 году и ведёт в деловой центр «Красные холмы»
Левый берег Водоотводного канала сильно разочарует любителей старой Москвы громоздкими новоделами. Недалёким горожанам кажется, что архитектура бизнес-центра «Риверсайд Тауэрс» (Космодамианская набережная, 52с1-5, 1996-1998) навеяна творчеством детей, играющих в конструктор лего, а по мнению экспертов, необычные здания напоминают голландскую архитектуру.
Гостиница «Свиссотель Красные Холмы» (2005) высотой 162 метра стала одним из самых высоких зданий в центре столицы.
Смотрите старые фотографии: Общественно-культурный комплекс «Красные Холмы». 1996, 2003 гг.: https://pastvu.com/p/28994
Ироничная скульптура «Деловой человек» напоминает персонажа клипа «Бухгалтер, милый мой бухгалтер» группы «Комбинация».
Космодамианская набережная, 52с8 – Московский международный Дом музыки (2002), один из крупнейших в России филармонических комплексов. В трёх залах ММДМ — Светлановском, Камерном, Театральном, а также на сцене летнего кафе «Музыкальная терраса» проходят выступления российских и зарубежных симфонических оркестров, камерных ансамблей, солистов-инструменталистов, артистов оперы и балета, театральных, джазовых, эстрадных и фольклорных коллективов, международные форумы и фестивали, творческие вечера, презентации и конференции.
Памятник композитору Дмитрию Шостаковичу (2015, скульптор Георгий Франгулян)
Никита Михалков в фойе ММДМ
Сцены из спектакля «Воскресение»
1-й Шлюзовой мост (1965, архитектор З.Фрейдина) построен в устье Водоотводного канала параллельно руслу Москвы-реки, он соединяет Космодамианскую и Шлюзовую набережные.
Ограда середины 1930-х годов с серпом и молотом уже заменена на типовой вариант.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Дом музыки, город на память, прогулки по Москве, Водоотводный канал.