25 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 601. Дарвиновский музей. Тематические выставки
Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения. В постоянной экспозиции крупнейшего естественнонаучного музея Европы представлена лишь часть собрания, а другие экспонаты из музейных фондов можно увидеть на тематических выставках.
Музей назван в честь Чарлза Роберта Дарвина (1809—1882) — английского натуралиста и путешественника, который одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Любопытно, что в юности Дарвин старательно изучал богословскую литературу и готовился принять сан священника. Но во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» (1831-1836) натуралист усомнился в ветхозаветной теории сотворения мира и со временем стал придерживаться атеистических взглядов.
История музея началась с домашней коллекции молодого биолога Александра Котса, который с детства был страстным собирателем ботанических и зоологических редкостей. Ещё будучи гимназистом, Котс писал научные статьи, а став студентом, отправился в свою первую экспедицию в Сибирь. Совершенствуя познания в теории эволюции, он побывал во всех крупнейших университетах и естественнонаучных музеях Европы, однако даже самые богатые коллекции его не слишком впечатлили и Котс решил открыть в России свой музей. В 1907 году он перевёз свои коллекции на Московские Высшие женские курсы Владимира Герье, чтобы иллюстрировать учащимся курс дарвинизма. Собственно с этой даты и ведётся история Дарвиновского музея. В 1922 году музей получил статус государственного, а профессор Александр Котс (1880-1964) до самой своей смерти оставался его бессменным директором.
Смотрите старые фотографии: Строительство Дарвиновского музея. 1979-1983 гг.: https://pastvu.com/p/523593
В конце 1970-х годов на перекрёстке улиц Вавилова и Дмитрия Ульянова началось строительство новых корпусов, в которые Дарвиновский музей переехал с Девичьего поля. Современный адрес музея: улица Вавилова, д. 57 (ст. м. «Академическая»).
Официальный сайт: http://www.darwin.museum.ru/
Смотрите старые фотографии: Дарвиновский музей. 1995 год: https://pastvu.com/p/324923
У входа в Дарвиновский музей посетителей встречает стадо доисторических животных, словно приглашающих прохожих не проходить мимо.
Директор Государственного Дарвиновского музея Анна Клюкина
Экспозиция Центрального зала называется «Многообразие жизни на Земле». Здесь представлены различные уголки планеты Земля, такие как тропический лес, саванна, горы и выставка, посвящённая обитателям морей. Среди 400 показанных здесь экспонатов есть очень старые. Например, чучела слонов (точнее, слоних) были созданы первым таксидермистом Дарвиновского музея Федуловым. Африканская слониха была живой подарена царю Николаю II, но она не выдержала переезда из Царского села в Петербург, заболела по дороге и умерла. Чучела слонов делали внутри старого музейного здания на Малой Пироговской улице, они не пролезали ни в окна, ни в двери и во время переезда в этот новый музейный комплекс пришлось разбирать стены.
Внимание посетителей привлекает скульптурная группа «Следы былых эпох», это вымершие животные и сосна – дерево, которое появилось около 200 миллионов лет тому назад, так и практически не изменилось до наших дней. Скульптуры животных выполнены в натуральную величину, когда-то они были именно таких размеров. Птица Моа обитала в Новой Зеландии вплоть до середины XVI века и была попросту съедена аборигенами, её уничтожил человек. Мегатерий – гигантский ленивец, на которого тоже люди охотились, делали ловушки и истребили гораздо раньше. А вот мегаладапис – гигантский лемур, которого можно было встретить на Мадагаскаре до XV века.
В музейных запасниках хранится около 400 000 экспонатов, рассказывающих об эволюции жизни на Земле. Заглянем в один из фондов, где находится коллекция моллюсков, которую начал собирать Александр Котс, она насчитывает сейчас свыше 20 000 экспонатов и представляет большой интерес для специалистов. Некоторые раковины настолько красивы, что в некоторых странах использовались местными жителями в качестве монет, а те, что держит в руках сотрудник музея, принадлежали моллюску Nautilus Pompilius. Из подобных раковин в эпоху Возрождения ювелиры изготавливали изысканные предметы, а у нас название Nautilus Pompilius хорошо знакомо любителям рок-музыки.
Коллекция живописи Дарвиновского музея состоит из 1850 экспонатов, в фондах хранятся полотна таких художников-анималистов, как В.Ватагин, А.Комаров, К.Флеров, В.Трофимов и других авторов. В хранилище есть и графика, и скульптура.
Выставка «Мамонты идут» (октябрь 2013 – январь 2014) впервые представила всемирно известные экспонаты и недавние находки эпохи последних оледенений. Мамонты (Mammuthus) — вымерший род млекопитающих из семейства слоновых, живший в четвертичном периоде. Самые крупные особи Mammuthus imperator достигали высоты 5,5 метров и массы тела 10—12 тонн, но существовали и карликовые виды Mammuthus exilis и Mammuthus lamarmorae, которые не превышали 2 метра в высоту и весили до 900 кг. По сравнению со слонами, мамонты обладали более массивным туловищем, более короткими ногами, длинной шерстью и длинными изогнутыми бивнями.
Большинство мамонтов вымерло около 10 тысяч лет назад во время последнего похолодания Вислинского ледникового периода. Существуют две основные гипотезы вымирания мамонтов: согласно первой, решающую роль сыграли охотники верхнего палеолита, вторая версия объясняет вымирание мамонтов естественными причинами в результате быстрого изменения климата около 10–12 тысяч лет назад и исчезновения кормовой базы для мамонтов.
Народам севера мамонт известен давно. Вытаивавших из-под снега животных сравнивали с гигантской мышью, китом, большим бизоном. Но поскольку никто не видел его живым, то считали, что мамонт живет под землей и умирает, попадая на свет. Первые исследователи принимали их за слонов, пришедших с юга, но погибших в суровых сибирских условиях. Лишь в XIX веке стало понятно, что мамонт – не курьёз природы, а типичный обитатель Европы и Азии последних сотен тысяч лет.
С анатомией мамонта удалось ознакомиться после того, как в 1799 году тунгусы обнаружили в вечномёрзлой почве Сибири, близ устья реки Лены, цельный труп мамонта, вымытый весенними водами и превосходно сохранившийся — с мясом, кожей и шерстью. Многие современные находки получают имена собственные: мамонт Женя, мамонтёнок Дима. Мамонтенка Любу обнаружил в 2007 году ямальский оленевод Юрий Худи и назвал находку по имени собственной супруги. Мамонтёнок Люба из Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С.Шемановского – главный экспонат выставки в Дарвиновском музее, ведь в Москве никогда не показывали подобную находку, геологический возраст которой составляет 42 000 лет.
Выставка «Обыкновенные необыкновенные звери» (февраль – апрель 2017) представляет 30 уникальных экспонатов из коллекции животных с аномальной окраской. Эта коллекция аберративных (от латинского aberratio – отклонение) млекопитающих — одна из крупнейших в мире. В экспозиции представлены как довольно распространённые животные, способные поразить своей диковинной окраской (белки, ежи, кроты), так и альбиносы необычайно редких видов – маньчжурского зайца, сибирской кабарги, русской выхухоли. Шкуру частичного альбиноса гималайского медведя выставляли ещё в 1923 году на сельскохозяйственной выставке, где её видел основатель Советского государства Владимир Ленин. Позднее её передали в Дарвиновский музей, где стараниями мастеров-таксидермистов шкура превратилась в чучело.
Животные-альбиносы и меланисты стали навязчивой идеей основателя Дарвиновского музея Александра Котса. Чем только ни жертвовал одержимый директор, чтобы заполучить ценные экспонаты для молодого музея. Он отказывался от зарплаты в пользу чучел, спустил на редких зверей все «свадебные» деньги – подарок родителей молодожёнам, а однажды без сожаления расстался с фамильным сокровищем – большим самоваром. Результатом его упорства в достижении цели стала одна из крупнейших коллекций аберрантов в России.
В Дарвиновском музее проходил выставочный проект, посвящённый Чемпионату мира по футболу. Казалось бы, что общего может быть между серьёзным музеем и тупиковой ветвью эволюции, коей является российский футбол и его оголтелые фанаты? Как выяснилось во время просмотра экспозиции «Кто придумал футбол» (май – июль 2018), игра в мяч весьма популярна среди самых разных представителей фауны, а англичане, считающиеся родоначальниками футбола, лишь педантично оформили правила игры. Посудите сами, хотя предметы идеально круглой формы в природе встречаются редко, животные всё равно находят возможность развлечь себя, например, слоны с удовольствием играют мячами из ила, тюлени используют камни, лисы перепасовываются ежами.
Дарвиновский музей напомнил, что у ЧМ-2018 есть свой талисман – волк Забивака. В выставочном зале музея открылась экспозиция «О хищнике сером замолвите слово» (июнь – октябрь 2018), рассказывающая о биологических особенностях этого бесстрашного и свободолюбивого представителя семейства псовых. Не стоит идеализировать волков, серые разбойники во все времена доставляли немало хлопот людям, но именно от них произошли самые верные друзья человека – собаки.
Выставка о царстве снежных сугробов, ледяных торосов и лютого мороза – «Жизнь среди снега и льда» о животных Арктики и Антарктики (декабрь 2019 – февраль 2020). В ходе эволюции многие виды смогли приспособиться к суровому климату и выживают при температуре минус 60 градусов по Цельсию. В частности, природа Арктики не так однообразна, как можно предположить, – даже на небольшом участке можно встретить сотни видов разных растений, здесь немало насекомых, птиц, млекопитающих. Сберечь драгоценное тепло императорским пингвинам помогает плотное оперение, а белым медведям и северным оленям – густая шуба из полых волосков, заполненных воздухом. Моржей и тюленей греет слой подкожного жира толщиной в несколько сантиметров.
Коренные народы Севера – эскимосы, ненцы, ханты, чукчи – используют практически всё, что даёт им природа, они употребляют в пищу свежее, квашеное, вяленое мясо животных; шкуры идут на покрытие жилищ, на одежду, сети для лова, обтяжку каяков; жир служит для отопления и освещения; из костей делают каркасы жилищ; из моржового клыка можно изготовить бытовые изделия, игрушки и украшения. Опытные зверобои за несколько недель промысла во время сезонных миграций животных должны были обеспечить себя пищей на долгий период.
Российские исследователи на протяжении нескольких столетий вносили большой вклад в изучение Арктики и Антарктиды, в 1930-е годы с большим энтузиазмом началось освоение советской Арктики, где на полярных станциях работали сотни сотрудников, там даже выращивали огурцы в оранжереях, и в наши дни Россия не остаётся в стороне, приняв масштабную экологическую программу по очистке Антарктиды.
На открытии выставки был представлен перформанс-сторителлинг «Метафизика Арктики или Для чего вам туда» с участием художника, носителя культуры ямальских ненцев, Хадри Окотэтто.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Дарвиновский музей, город на память, прогулки по Москве.