Ещё месяц назад мы сидели все дома под лозунгом #оставайсядома. Но есть люди, у которых дом это улица. Куда деваться им?
Тяжелой походкой, стирая подошвы об асфальт, отмеряя шаги своей жизни, мимо Ярославского железнодорожного вокзала, они приходят на район за вокзал с улиц города. Сегодня, в 17:00 привезут еду и можно будет поесть. Голод это их общая проблема. Они – люди. Каждый их них это человек. У каждого своя история, которая привела их к их трудному социальному статусу. Чаще всего она звучит так. «У меня украли документы, вещи, в полиции не могут оформить документы. Некуда идти и негде жить». Улица быстро засасывает, как трясина на болоте. Кто-то пьёт алкоголь, заглушая боль от беспомощности или просто потому что любит этот образ жизни, кто то пытается как то выжить, пытается устроиться на любую работу, собирает бутылки, жестяные банки, просит подаяния на вокзале. На работу без документов не берут. Кто то бывший академик, научный сотрудник, кто то врач, кто то инженер. Не важно пьяный он или нет, каждый нуждается в помощи и еде. БОМЖ – Человек. Волонтер Люба Стрижова сказала мне – «Здесь действительно голод привел людей. Если я буду их осуждать, то мне здесь делать нечего».
Благотворительный фонд «Доктор Лиза» помогает бездомным в Москве. Когда в Москве установлен режим самоизоляции дома, связанный с пандемией COVID-19, им просто некуда деться. Повсюду призывы #ОСТАВАЙТЕСЬДОМА. А где оставаться им? Женщина с уставшим обветренным лицом, в рваной утепленной куртке подходит к волонтерам и говорит «Девочки, скажите пожалуйста. Вирус и вправду существует? Мне так плохо…» Глаза ее опущены, рот сухой, лицо опухшее. Её накормят, померят температуру, температура нормальная, окажут первую медицинскую помощь. Голод и алкоголь вызывают сильную слабость в организме. Скорую помощь вызывают только в экстренных случаях. Все поедят, разойдутся по своим улицам, а она уснет у забора сладким сном, прямо сидя на асфальте где только что обедала.
Развертывают лагерь. Ставят столы. Толпа людей превращается в живую голодную субстанцию. Стаей голодных лиц они вглядываются как голуби в поисках крошки хлеба. Волонтер Борис пытается их выстроить. «Дистанция 1,5 метра друг от друга, еды всем хватит» – кричит он. Но люди не слушаю его. С трудом удается построить их в три ряда.
Настоящие смелые русские девушки приезжают кормить людей. Виктория Радыгина раздает еду. Люба Степанова и Наташа Авилова наливают чай или какао. Валерия Пинигина оказывает медицинскую помощь, кому она требуется. Она раздает мыло, предметы личной гигиены, лекарства. Она врач. Любовь Стрижова руководит организацией процесса с любовью.
Когда я пришел на эту встречу в первый раз я вышел на центр площади, где собиралась толпа людей. Я моментально почувствовал на себе сотни прикованных взглядов. Мне не показалось это. Это ощущение пронзает тебя насквозь, как холодный ветер, острый и колющий. Они смотрели на меня и я понял, что они думают. – «Вот еще один фотограф пришел за славой. Хочет сделать шокирующий материал про бомжей. Значит сейчас уже приедут, будут кормить, раз фотограф подошел». Я не снимал. Я понимал, что я должен сначала заслужишь их доверие, чтобы они привыкли ко мне. Я должен уважать каждого человека и не могу обидеть его. Постепенно ко мне начали походить, спрашивать – «Что я собираюсь делать? Скоро ли привезут еду?». Общаясь с ними я понял, что это такие же люди как и все, а не какие то социальные отбросы. В проблемах общества виновато общество и сами люди. Главное показать эту проблему. Люди всегда стараются пройти побыстрее мимо кучкующихся алкашей, стреляющих деньги на бухло возле магазина. Как будто боятся заразиться страшной проказой. А ведь это не только они.
Кто эти люди? Почему они оказались в такой ситуации? Бродяги были всегда. Это стиль жизни? Личный вызов обществу? Зависимость? Кому то нравится этот образ существовании попав на улицу они уже не могут жить по другому, а кому то нет. Возможно ли стать другим после? Улица их дом. Оставаясь дома, они остаются на улице жить дальше.
Рубрика: Фотоистории. Метки: Москва, бездомные.