30 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ
В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки. Проведение ПВСВ было связано с утверждением программы индустриализации страны, предусматривающей строительство объектов чёрной и цветной металлургии, гидроэлектростанций, создание промышленного потенциала в различных отраслях.
Смотрите старые фотографии: Общий вид Строительной выставки. 1957 год: https://pastvu.com/p/917757
Фрунзенская набережная, 30 – Всесоюзная строительная выставка (1933), выставочный комплекс «Росстройэкспо»
Арка Главного входа ПВСВ (1951, архитектор Я.Додиц)
Главной задачей Постоянной Всесоюзной строительной выставки стала пропаганда передового опыта и ударного труда в строительстве, ознакомление специалистов с передовыми идеями и новыми технологиями. Для размещения выставки Моссовет в 1932 году предоставил участок в 28 гектаров на Хамовнической (Фрунзенской) набережной, который был застроен выставочными павильонами по проекту архитектурной мастерской братьев Весниных. Комплекс зданий дополнили демонстрационные площадки для строительных конструкций, специализированной техники, крупногабаритных макетов. Официальное открытие ПВСВ состоялось 25 января 1935 года.
Главный павильон Постоянной Всесоюзной строительной выставки, известный как «Дом-самолёт», построен в 1933-1935 годах. Среди возможных авторов архитектурного проекта историки называют братьев Весниных, А.Корбут-Смирнова, Степана Лященко, Генриха Людвига. Фасад здания декорирован многотонным бетонным барельефом скульптора Менделевича на тему механизации строительства.
Смотрите старые фотографии: Главный павильон. 1934 год: https://pastvu.com/p/96987
Главный павильон ПВСВ открылся выставкой, посвящённой Генеральному плану реконструкции Москвы, также здесь можно было увидеть художественную экспозицию «Индустрия социализма». В 1950-е годы здание перешло научно-исследовательскому институту в ведении Минсредмаша и, по слухам, учёные работали здесь с радиоактивными изотопами. Действительно, часть территории строительной выставки занимало предприятие «Изотоп», но после его вывода исследование почвы не показало превышения радиоактивного фона. Главный павильон ПВСВ признан памятником истории и культуры, предполагается его реставрация.
Смотрите старые фотографии: Зал реконструкции Москвы в Главном павильоне. 1936 год: https://pastvu.com/p/107642
Смотрите старые фотографии: Открытая экспозиция строительной техники. 1956 год: https://pastvu.com/p/311524
Смотрите старые фотографии: Открытая экспозиция строительной техники. 1979 год: https://pastvu.com/p/877157
В 1958 году Совет министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР в Останкино и площадка на Фрунзенской стала одним из разделов ВДНХ. Как ни странно, при всём разнообразии открывшихся в Москве выставочных комплексов этот участок по-прежнему используется по первоначальному назначению и даже историческая входная арка сохранилась.
В павильонах выставочного комплекса «Росстройэкспо» проходят такие выставки, как «Стройматериалы», «Коттедж», «Строймаркет», «Ремонтно-строительные работы» и другие, пользующиеся большой популярностью у специалистов, профессионалов строительной отрасли, индивидуальных потребителей. Павильоны построены в разные годы.
Фрунзенская набережная, 36 – жилой дом (1959) в полосочку и с узорной кирпичной кладкой
Фрунзенская набережная, 38, 40, 42, 44 – элитный жилой комплекс (1955-1959, архитектор Ефим Вулых), который за сложную планировку называли «Дом-краб». Его заселили видные деятели советской науки и культуры, также здесь проживали работающие в Москве иностранные граждане и члены их семей.
Фрунзенская набережная, 44с1 – жилой дом (1943). Облицовка уже построенного дома была завершена после войны.
Смотрите старые фотографии: Фрунзенская набережная, 44с1. 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/106124
2-я Фрунзенская улица, 5 – Московская государственная академия хореографии (1967-1969, архитекторы В.Лебедев, А.Ларин, С.Кучанов), проект удостоен Государственной премии РСФСР.
Смотрите старые фотографии: Московское хореографическое училище. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/897424
3-я Фрунзенская улица, 1 – жилой дом (1953), мемориальные доски напоминают об именитых жильцах
3-я Фрунзенская улица, 5 – лепное украшение на фасаде школы № 49 (1953)
Пристань Фрунзенская набережная
Фрунзенская набережная, 46 – жилой дом (1939, архитекторы Н.Антонцев и А.Волков)
Фрунзенская набережная, 48 – жилой дом (1939) с театром «На набережной»
Фрунзенская набережная, 50 – жилой дом (1957, архитекторы Я.Белопольский и Е.Стамо) повторяет проект дома преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте.
Смотрите старые фотографии: Фрунзенская набережная, 50. 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/193009
В советское время здесь прописалось немало известных артистов и спортсменов, академиков и высокопоставленных чиновников, среди которых Вячеслав Молотов, Георгий Маленков, Лазарь Каганович.
Фрунзенская набережная, 52 – жилой дом (1939)
Фрунзенская набережная, 54 – жилой дом (1939)
Улица Хамовнический Вал, 2 – жилой дом (1956) с кинотеатром «Старт» (нынешней новой сценой Детского драматического театра «На набережной»)
Фрунзенская набережная завершается возле Андреевского моста, точнее, возле современной копии Андреевского моста. А историческая арка моста в 1999 году после анализа её состояния была перевезена баржами ниже по течению под устройство пешеходного Пушкинского моста.
Смотрите старые фотографии: Временный деревянный мост Московской Окружной железной дороги системы инженера Лембке. 1905 год: https://pastvu.com/p/375007
Смотрите старые фотографии: Строительство Сергиевского арочного моста. 1906-1907 гг.: https://pastvu.com/p/45287 Андреевский мост поначалу назывался Сергиевским, а после переезда стал Пушкинским. Вот такая путаница с этим сооружением.
Смотрите старые фотографии: Андреевский мост МОЖД. 1987 год: https://pastvu.com/p/1019531
Современный вид. Новый Андреевский железнодорожный и автомобильный мост сооружён в 1999-2000 годах при строительстве Третьего транспортного кольца.
Смотрите старые фотографии: Экскурсионный состав въезжает на Андреевский мост. 1992 год: https://pastvu.com/p/567335
В наши дни Московская Окружная дорога была упразднена и с 2016 года по мосту проходят электропоезда «Ласточка» Московского центрального кольца.
Смотрите старые фотографии: Андреевский мост МОЖД. 1973-1977 гг.: https://pastvu.com/p/840187
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, прогулки по Москве, набережные Москвы-реки, сталинки.