06.07.2020 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя

6 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя

Сквер в завершении бульвара в народе называют «на ГоголЯх», вероятно, множественное число подразумевает, что Гоголей здесь было два — «скорбный» и «весёлый». Первый памятник писателю был установлен в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения Николая Гоголя. Торжественное открытие состоялось при огромном стечении публики, юбилейные торжества продолжались три дня официальными мероприятиями и театральными постановками.

Идея монументально увековечить Гоголя в Москве возникла в 1880 году, когда столь же пышно открывали памятник Александру Пушкину. Почин поддержало московское купечество, однако сбор средств проходил неспешно и лишь спустя 16 лет была набрана минимально необходимая сумма в 70 000 рублей. Затем выбиралось место для установки будущего монумента, объявлялся творческий конкурс на лучший проект, так и не выявивший лауреата. Почему-то по условиям конкурса литератор должен был изображаться в сидячем положении, возможно, это обстоятельство ограничивало полёт фантазии художников.

Лишь в 1906 году составление проекта было поручено скульптору Николаю Андрееву, уже известному мастеру, но в монументальной скульптуре дебютировавшему. Однако первая же работа в этом жанре стала одной из лучших в его творчестве (позднее он создаст памятник Александру Островскому возле Малого театра и станет автором множества изображений Ленина, Сталина и других большевистских лидеров).

Николай Андреев изобразил Гоголя в тяжёлом размышлении в период душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Такой трактовки образа великого писателя никто не ожидал: большинство современников отметило живописность пластических форм, технику исполнения и новаторство скульптора, при этом считая, что национальный герой должен предстать во всём блеске славы. Впрочем, комитет по установке памятника единогласно одобрил проект «скорбного» Гоголя.

Пьедестал памятника и оформление сквера разработал архитектор Фёдор Шехтель. Пьедестал обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из произведений Гоголя — «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других.

Раритетные издания Николая Гоголя из фондов Государственной публичной исторической библиотеки


Программа юбилейных торжеств

При советской власти споры о трагическом образе Гоголя вышли на новый виток, Вера Мухина и другие признанные мастера соцреализма отдавали дань таланту скульптора, но категорически не соглашались с идеей. Главная советская газета «Правда» написала, что памятник искажает «образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика». По легенде, решающую роль в демонтаже скульптуры сыграл Иосиф Сталин, который часто проезжал по Арбатской площади и грустный вид Гоголя навевал на вождя тоску. В 1951 году памятник убрали с Гоголевского бульвара в Донской монастырь, где тогда располагался Музей архитектуры, а в 1959 году на волне хрущёвской оттепели его «вернули из ссылки», установив на Никитском бульваре возле дома, где Гоголь жил последние четыре года и где он скончался.

Свято место не оставалось пустым долго и в год столетия со дня смерти писателя на бульваре был установлен новый памятник с посвящением на пьедестале: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Автором проекта стал скульптор-монументалист Николай Томский, опередивший в конкурсе таких мэтров, как Сергей Меркуров, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич.

В новой интерпретации Николай Гоголь предстал полным сил, стоящим во весь рост на высоком постаменте, улыбающимся и излучающим оптимизм. Такой лишённый индивидуальности Гоголь понравился властям и прессе, но стал мишенью ироничных стихов:
«Юмор Гоголя нам мил,
Слёзы Гоголя — помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит — для смеха!»
Да и сам скульптор Томский вскоре заявил: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя».

В современной России внезапно возник вопрос о рокировке памятниками — возвращение андреевского Гоголя на Арбатскую площадь поддерживали мэр Юрий Лужков, Дмитрий Лихачёв, Михаил Ульянов, Марк Захаров и ещё многие деятели культуры. Однако очередной перенос был чреват повреждением обоих скульптур и позитивный Гоголь так и остался на бульваре, носящем его имя. Вся эта суета с переездами не коснулась планировки сквера, фонарей и бронзовых львов, сохранившихся здесь с дореволюционных времён.


Олег Скрипка, лидер украинской рок-группы «Вопли Видоплясова» приехал к памятнику в день рождения Гоголя

Как отдыхают горожане:

По давней традиции 1 апреля у подножия памятника русско-украинскому литературному классику неформалы собираются на хиппятник. Кажется, с каждым годом праздник проводов зимы на Гоголях приобретает всё больше поклонников. Правоохранители обычно не препятствуют культурному аполитичному отдыху горожан, а вот весна иногда запаздывает. Но хиппи философски относятся к капризам природы и не слишком обращают внимание на такие мелочи, как вода с неба и снежная каша под ногами.

Хипповской стиль жизни проник в СССР из США в середине 1970-х годов. Советские хиппи, подражая американским братьям и сёстрам, путешествовали, слушали Джима Моррисона, плели фенечки, вышивали на протёртых джинсовых куртках пацифик и курили траву. Создавая свой маленький закрытый мир, хиппи вынужденно искали компромиссные варианты в отношениях с властями, ведь в Уголовном кодексе существовала статья, предусматривающая наказание за тунеядство. Поэтому многие где-то работали по трудовой книжке, но были и такие, кто занимались исключительно попрошайничеством (на сленге — «аск»).

Хиппи слушали классику американского рок-андеграунда, доставая забугорные виниловые диски через знакомых и спекулянтов-фарцовщиков, при этом создавали свою отечественную хипповскую культуру. К примеру, Аня Герасимова, более известная как Умка, обладает двумя дипломами о высшем образовании, что не помешало в свободное от сессий и аспирантуры время объехать автостопом всю страну и сочинить множество стихов, озвученных музыкальным коллективом «Умка и Броневичок».

Предупреждение: курение опасно для вашего здоровья.
Радуйтесь жизни и любите друг друга! Короче, как говаривал Джон Леннон, «All you need is love».

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, проогулки по Москве, хиппятник.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».