17.07.2020 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки

17 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки

Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы – Москву и Санкт-Петербург, в 1817-1822 годах была проложена трасса Петербургского шоссе. Город – колыбель революции – в советское время получил имя Ленина, соответственно и шоссе было переименовано. В 1957 году пятикилометровый городской участок шоссе от Белорусского вокзала до метро «Сокол» стал Ленинградским проспектом. Царский дворец, фабрики и доходные дома, конструктивизм и сталинский ампир, гостиницы, стадионы, театр и аэропорт – в архитектурном плане Ленинградка остаётся интереснейшей магистралью, несмотря на недавние значительные утраты.

Тверской путепровод через Алексеевскую ветку Московской железной дороги (1904, инженер И.Струков, реконструкция 1946, инженер Н.Ермолин, архитектор И.Ройтенберг) построен по образцу сооружений Венской железной дороги и стилизован под морской причал, декорированный башенками-маяками.

Смотрите старые фотографии: Тверская застава. 1931-1933 гг.: https://pastvu.com/p/760928 Взгляд назад, на Тверскую улицу и Триумфальную арку, про которые можно прочитать в предыдущих сюжетах «Город на память».

Смотрите старые фотографии: Тверской путепровод. 1908-1909 гг.: https://pastvu.com/p/7536 А это вид в сторону окраины, на начало Петербургского шоссе, где в старину можно было увидеть Крестовоздвиженский храм, доходный дом с куполом, мраморную и цинколитейную мастерские.

Смотрите старые фотографии: Кордегардия у Тверского путепровода. 1931-1934 гг.: https://pastvu.com/p/727259 Лишившаяся декоративных украшений кордегардия простояла до шестидесятых годов.

В 1933 году на московских улицах появился новый вид общественного транспорта – троллейбус. У него было, как минимум, два очевидных преимущества перед конкурентами: троллейбус вмещал больше пассажиров, чем автобусы того времени, и был экономичным, как трамвай, но не требовал расходов на прокладку рельсов. Считается, что идея запуска троллейбусного движения в Москве принадлежит одному из Первых секретарей Московского горкома – то ли Лазарю Кагановичу (чьим именем назван первый советский троллейбус «ЛК»), то ли сменившему его на этом посту Никите Хрущёву (который принимал троллейбус на испытаниях).

Первые две машины «ЛК» были выкрашены в тёмно-синий цвет, который станет традиционным для московских троллейбусов. Троллейбус имел деревянный кузов с обшивкой бортов металлическими листами, салон выгодно отличался от аскетичных трамваев – пассажиры сидели на 37 мягких креслах с зимним подогревом электрокалориферами, а двери пока открывались вручную: передние – водителем, задние – кондуктором.

Первая в Москве и СССР троллейбусная линия связала Тверскую заставу (Белорусский вокзал) и село Всехсвятское (Сокол). На момент открытия 15 ноября 1933 года значительная часть линии была однопутной, а гараж для троллейбусов даже не был построен. Интересно, что движение торжественно открыл один-единственный троллейбус, потому что второй экземпляр некстати сломался.

Смотрите старые фотографии: Троллейбус «ЛК» на Тверском путепроводе. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/111711

Троллейбусы вытеснены автобусами


Ленинградский проспект, 1 – жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга (конец 1930-х годов, архитекторы М.Готлиб, Б.Мезенцев и А.Хилькович, реконструкция 1949-1952).

По первоначальному проекту объёмно-пространственную композицию здания составляли центральная восьмиэтажная часть и боковые девятиэтажные крылья, уходящие вглубь дворового пространства. Такое расположение здания обеспечивало наилучшие условия инсоляции корпуса. После возведения здания планировалось обустроить обширный двор с детской площадью, сквером и хозяйственными службами. На первом этаже располагались магазины, а остальные этажи были заняты двух- и трёхкомнатными квартирами.

К 1953 году в ходе реконструкции строение приобрело иную объёмно-пространственную композицию, которую составили основной шестиэтажный П-образный в плане объем и дополнительный двухэтажный с антресолью объём, установленный на открытой площадке основного объёма в его центральной части и завершённый четырьмя прямоугольными башнями.


Подземный переход под железнодорожными путями к турникетам пригородных электричек


Нижняя улица, 3 – конструктивистский жилой дом (1928)
Вдоль железной дороги в сторону ипподрома ведёт Нижняя улица, носившая когда-то полное имя Нижняя улица Тверской Петербургской Слободы.


Нижняя улица, 5 – конструктивистский жилой дом (1930)


Ленинградский проспект, 2 – жилой дом Белорусско-Балтийской железной дороги (1935-1938, архитектор Д.Фридман) и Ленинградский проспект, 4 – жилой дом 1964 года состыкован со сталинкой, решение рациональное, хотя и чрезмерно эклектичное.


Ленинградский проспект, 8 – Московский часовой завод № 2 «Слава» основан в 1924 году в результате слияния Московского радиотелеграфного завода, электромеханических и часовых мастерских. Первый заводской корпус был построен в 1930 году по проекту архитектора А.Юганова, а новый корпус возведён в конце шестидесятых по проекту Валентина Степанова, многие горожане заглядывали в это здание в часовой магазин или в мастерскую по ремонту часов, которые занимали первый этаж.

Смотрите старые фотографии: Второй Московский часовой завод. 1976-1977 гг.: https://pastvu.com/p/1096386

Советские часовщики освоили массовое производство карманных, стенных, автомобильных и шахматных часов, ходиков, будильников, уличных электрочасов. В 1950-х годах появилась марка «Слава». В 2008 году завод был выведен на Калужскую, а на Ленинградку вскоре пришли экскаваторы, чтобы создать пустырь вместо производственного комплекса. По мнению пользователей wikimapia.org, снос лоббировал мэр Юрий Лужков и после его отставки у застройщиков возникли трудности.

Смотрите старые фотографии: Старый корпус Второго Московского часового завода и строительство нового. 1965-1966 гг.: https://pastvu.com/p/456229


Ленинградский проспект, 8с10 – дореволюционное строение

Смотрите старые фотографии: Петербургское шоссе. 1912-1917 гг.: https://pastvu.com/p/68619 Две фотографии примерно с одного места иллюстрируют перемены, произошедшие в советские годы.

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект. 1960 год: https://pastvu.com/p/30449


Ленинградский проспект, 10 – жилой дом (1940, архитектор Виктор Биркенберг) был завершён уже после смерти Биркенберга, арестованного в 1938 году по обвинению в шпионаже и расстрелянного на полигоне в Коммунарке. Первоначальный проект создавался для кооператива РЖСКТ «Культурный быт», затем у дома появился новый заказчик – Наркомат финансов и другие авторы – архитектор Б.Тарелин и конструктор В.Николаев. Считается, что окончательная сдача дома в эксплуатацию состоялась лишь в 1949 году.


Ленинградский проспект, 12 – жилой дом табачной фабрики «Ява» (1939-1943, архитектор И.Маркузе)


Ленинградский проспект, 14с1 – жилой дом кооператива «Новая Москва» (1924—1928, архитекторы Н.Колли и С.Кожин, надстройка 1956, архитектор Н.Селиванов)


Ленинградский проспект, 14с2 – строение 1917 года


Ленинградский проспект, 14с7 – последний деревянный дом на Ямском поле используется для нужд ЖКХ

Современная коммунальная техника на Ленинградском проспекте

А такие поливальные машины трудились в 1950-е годы

Смотрите старые фотографии: Поливальные машины на Ленинградском шоссе. 1948-1953 гг.: https://pastvu.com/p/48410


Ленинградский проспект, 3с1 – воинская часть НКВД (1932), Высшая Краснознамённая школа КГБ СССР, Пограничная академия ФСБ РФ


Ленинградский проспект, 5с7 – цинколитейный завод Георга Поля (1877, архитектор Н.Шустов)


Ленинградский проспект, 5с8 – доходный дом И.Юрасова (1898, архитектор С.Воскресенский) и Ленинградский проспект, 5с2 – доходный дом с панорамным остеклением мастерских художников на восьмом этаже (1911), первоначальный готический декор фасада утрачен.


Ленинградский проспект, 5с1 – доходный дом (1880-е годы)


Ленинградский проспект, 7 – первая в Москве фабрика-кухня МОСПО № 1 (1926-1929, архитектор А.Мешков, МОСПО – Московский союз потребительских обществ). Здание проектировалось с учётом поточного приготовления блюд и производства полуфабрикатов. В подвальном этаже размещались склады, холодильники и другие подсобные помещения, на первом — главная кухня, магазин-кулинария и закусочная, а второй этаж занимали три обеденных зала на 1200 человек.

Смотрите старые фотографии: Фабрика-кухня МОСПО № 1. 1930-1931 гг.: https://pastvu.com/p/1056752

Как писал в 1931 году журнал «Пролетарское фото», «Общественное питание – путь к коренному улучшению снабжения рабочих масс, устранению текучести рабочей силы и выполнению промфинплана. Фабрика-кухня № 1 в Москве обладает пропускной способностью в 30.000 обедов в сутки и обслуживает восемь крупнейших заводов». Позднее в здании размещался ресторан «Спорт», а начиная с семидесятых годов – Институт прикладной механики (ИПРИМ) РАН, сейчас помещения разделены между научными сотрудниками и частными арендаторами.


Ленинградский проспект, 9 – жилой дом (1949)


Ленинградский проспект, 11 – административное здание Мосгоргеотреста (1957, архитекторы А.Курносов, М.Хажакян, А.Дмитриева), одновременно во дворе к нему была пристроена жилая кирпичная девятиэтажка. В 1929 году архитектор А.Юганов построил здесь конструктивистское здание для конторы «Моспроект», но вскоре появились планы реконструкции под размещение отдела проектирования Моссовета и управления киностудии «Межрабпомфильм», однако проект законсервировали и к строительным работам вернулись лишь после войны.


Ленинградский проспект, 13с1 – жилой дом работников фабрики «Большевик» (1949, архитектор А.Митлаевский) с запутанной историей строительства, которое началось в 1935 году по проекту А.Кеслера и Б.Блохина. Первоначально дом предназначался для работников «Мосфильма» и должен был стать частью соседнего дома № 11, но стройку заморозили и продолжили в 1939 году с новым заказчиком – авиационным заводом № 39 имени Менжинского при участии других архитекторов, однако работы прервала начавшаяся война. Лишь после Победы долгострой был завершён и в него вселились сотрудники кондитерской фабрики «Большевик».

Прохождение парадной колонны бронетехники

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Ленинградский проспект, город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации