18 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»
В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя месье Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик». В наши дни производство в исторических корпусах свёрнуто и горожане могут прогуляться по архитектурному ансамблю, созданному французским архитектором Оскаром Дидио. На противоположной стороне в отреставрированном особняке Рябушинских открыт Китайский культурный центр, а под уникальным деревянным куполом 1934 года во Дворце спорта «Крылья Советов» проходят турниры по боксу.
Ленинградский проспект, 16с1 и 16с2 – богадельня княгини Надежды Черкасской Императорского Человеколюбивого общества (1858, архитектор Николай Финисов, реконструкция 1898-1899, архитектор Иван Машков) с храмом Живоначальной Троицы (1858, архитектор Николай Финисов).
Смотрите старые фотографии: Богадельня Императорского человеколюбивого общества. 1901 год: https://pastvu.com/p/1111635
На этом земельном участке с начала XIX века располагалась загородная дача знаменитого архитектора Осипа Бове, по проектам которого восстанавливалась Москва после наполеоновского пожара. В 1856 году княгиня Надежда Черкасская приобрела дачу семейства Бове, чтобы открыть благотворительное заведение «для пожилых лиц женского пола неимущественного состояния». В деревянном доме поселились 15 женщин на полном содержании, а после смерти княгини делами богадельни занялись купец Николай Спиридонов с супругой Верой, при которых открылась ремесленная школа для девочек, а число постоялиц значительно увеличилось. Вместо деревянных построек в 1899 году выросли кирпичные корпуса в псевдорусском стиле, а богадельню переименовали в Спиридоньевское убежище для неизлечимых больных. В архитектурный ансамбль входил и храм Живоначальной Троицы, построенный во времена княгини Черкасской. В крипте этого храма захоронены супруги Черкасские – Николай и Надежда.
После Октябрьской революции богадельня была упразднена, запрещены богослужения в храме, в кирпичных корпусах разместились новые социальные учреждения: с 1922 года – Дом матери и ребёнка имени Лениной-Крупской, с 1928 года – амбулатория имени П.Лесгафта, а после войны – детская инфекционная больница, в наши дни – филиал Детской клинической больницы № 9 имени Г.Сперанского. В постсоветское время началось возвращение исторических зданий в ведение Русской Православной Церкви, где-то этот процесс происходит быстро, где-то тормозится из-за нехватки средств. Ремонт храма Живоначальной Троицы начался силами прихода и первые Божественные литургии совершались ещё в больничных интерьерах.
Ленинградский проспект, 18 – жилой дом сотрудников Генпрокуратуры СССР (1955, архитекторы Н.Селиванов и Ю.Дыховичный) на момент постройки был самым высоким зданием на Ленинградском шоссе.
Ленинградский проспект, 20 – усадьба Ксении Беллик (1914-1917, архитектор Д.Сухов) построена в стиле неоклассического модерна и отличалась роскошью интерьеров парадной лестницы, гостиной, кабинетов и залов. Терраса придавала дому облик загородной виллы, что вполне соответствовало дачной атмосфере Петербургского шоссе. В 1945 году особняк был передан болгарскому коммунисту Георгию Димитрову, а после основания Народной Республики Болгария здесь разместилось болгарское посольство. Некоторое время здание занимал Культурно-информационный центр Болгарии, после чего объект культурного наследия оказался в частных руках.
Ленинградский проспект, 22 – доходный дом торговца парфюмерией Д.Калиниченко (1910—1912, архитектор Богдан Нилус). Спустя несколько лет купец решил продать дом Степану Рябушинскому, представителю знаменитой династии купцов-старообрядцев, одному из основателей автомобильного завода АМО, коллекционеру и меценату. Советская власть национализировала владение, уплотнила жильцов и вплоть до московской Олимпиады несколько поколений людей испытывало тесноту коммунального быта. После расселения старый дом был подвергнут реконструкции под размещение контор, причём здание утратило купол на крыше, парадное крыльцо и балконы. Сейчас здесь размещается Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) – крупнейший российский медиахолдинг.
Ленинградский проспект, 15 – архитектурный ансамбль кондитерской фабрики Сиу (1884, архитектор Оскар Дидио), кондитерской фабрики «Большевик». Француз Адольф Сиу в 1853 году решил заняться бизнесом в России и вместе с супругой переехал в Москву. Вскоре предприниматель открыл на Тверской улице небольшой магазин, торгующий конфетами ручной работы. Дела Сиу шли настолько успешно, что его сыновья Луи, Шарль и Адольф решили заняться производством сладостей в промышленных масштабах. В 1881 году братья посетили кондитерские предприятия Америки и Европы, ознакомились с технологиями и основали в Москве торговый дом «А.Сиу и Ко».
Место для размещения кондитерской империи выбирали долго и остановились на нескольких гектарах на Петербургском шоссе. По проекту французского архитектора Оскара Дидио в 1884 году на Петербургском шоссе был построен архитектурный ансамбль из красного кирпича с широкой парадной лестницей, фонтаном у входа и ажурной кованой решёткой. Передовое производство было электрифицировано, электроэнергию вырабатывали динамо-машины, установленные в цехах. В нескольких корпусах размещались шоколадное, конфетное, карамельное, мармеладное, бисквитное, вафельное, мороженое и другие отделения. На территории фабрики находились склады, производство упаковки, прачечная. Вскоре для расширения производства наследники выкупили соседние участки с прудом, над водоёмом было построено новое фабричное здание на сваях. В 1904 году архитектор А.Вюльфинг произвёл надстройку фабричных корпусов.
Смотрите старые фотографии: Кондитерская фабрика «А.Сиу и Ко». 1897-1898 гг.: https://pastvu.com/p/78241
Смотрите старые фотографии: Кондитерская фабрика «А.Сиу и Ко». 1884-1890 гг.: https://pastvu.com/p/3989
Смотрите старые фотографии: Карамельное упаковочное отделение. 1900-1909 гг.: https://pastvu.com/p/78242
Братья Сиу открыли для москвичей целый мир сладостей. Они первыми запустили производство твердого шоколада в России. Для его изготовления завозили специальный шоколад-сырец из Европы. Также они стали выпускать какао-порошок и кофе. Изначально, при ручной обработке, сырье прожаривалось неравномерно, подгорало или оставалось сырым. Фабрика купила автоматические жаровни: после жарки зерна высыпали на стол, под мощными вентиляторами быстро остужали и рассыпали по жестяным банкам. Так сохранялся неповторимый аромат, а кофе торгового дома «А.Сиу и Ко» считалось одним из самых лучших в стране.
Здесь выпускали десятки видов карамели — с фруктовыми соками, пралине и вареньем. Каждая конфета заворачивалась вручную в пергамент, а затем в фантик с виньеткой. Сиропы и варенье варили на фабрике, закупая ягоды и фрукты у местного населения. А мармелад изготавливали только из яблок, сахара и фруктовых соков. Большим спросом пользовалась диковинная сладость — пастила. Мастерам фабрики пришлось усовершенствовать не один рецепт, чтобы добиться неповторимого вкуса лакомства. Москвичам понравились и пришедшая в Россию с востока нуга с миндалём и фисташками, и карамельные конфеты сафо, похожие на современные тянучки и ирис. До 1927 года на фабрике также выпускались косметические, парфюмерные товары и мыло.
Над эскизами упаковки работали российские и зарубежные художники. В коробках со сладостями можно было найти вкладыши, из которых собиралась коллекция на определённую тему: серии «Азбука», «География» и «История» предназначались для детей, а «Пушкин», «Русский романс» и «Кабинетный портрет» — для взрослых. К Новому году фабричная типография печатала календари, которые вкладывались в коробки с печеньем и конфетами.
Знаковое для кондитеров событие произошло в 1913 году, когда Российская империя готовилась к празднованию 300-летия царствующей династии, – фабрика была удостоена высокого звания «Поставщик двора Его Императорского Величества». В том же году в ассортименте появилось печенье «Юбилейное», производящееся и в наши дни.
После Октябрьской революции семья Сиу эмигрировала из Советской России, производство временно остановилось, но уже в 1919 году открылось под новым названием – Государственная кондитерская фабрика № 3. Спустя год по инициативе Владимира Ленина у предприятия появилось революционное название — «Большевик». Все десятилетия советской власти фабрика радовала сладкоежек вкусной продукцией, прерываясь лишь во время войны, когда в цехах готовили ампулы для бутылок с зажигательной смесью и приспособления для смазки орудийных стволов. В семидесятых годах количество наименований печенья, пряников, вафель, рулетов, тортов и пирожных достигло 170.
В 1994 году «Большевиком» вновь начали управлять французы – 80% акций приобрела компания Danone, но земляки Адольфа Сиу не достигли успехов основателя фабрики. Контрольный пакет переходил из рук в руки, в 2011 году владельцы объявили о закрытии фабрики в Москве, переносе производства во Владимирскую область и продаже исторической недвижимости на Ленинградском проспекте. После реконструкции фабричные корпуса занял культурно-деловой комплекс «Большевик» с частным Музеем русского импрессионизма. В ходе восстановительных работ реставраторы по архивным чертежам воссоздали оригинальный орнамент Оскара Дидио на фасаде, напоминающий узор печенья, – вставки светлого кирпича на красной кладке.
Архитектурный ансамбль составляют: цех № 2 (Ленинградский проспект, 15с1, 1883), жилой дом для служащих (15с2, 1896), кондитерский магазин (15с3, 1902), цех № 3 (15с14, 1895), склад готовой продукции (15с15, 1895), строение (15с6, 1880), строение (15с12, 1900), цех № 4 (15с9, 1915), административный корпус (15с28, 1974), производственный корпус (15с35, 1980), цех № 1 (15с10, 1880), склад сырья (15с18, 1969), строение (15с36, 1959), строение (15с17, 1906), склад сырья (15с21, 1989), цех обжарки (15с20, 1959), строение (15с19, 1974), мукомольный склад (15с11, 1960-е).
В цилиндрическом здании бывшего склада муки и сахара открыт Музей русского импрессионизма. Архитекторы британского архитектурного бюро John McAslan+Partners придали зданию вид арт-объекта с облицовкой фасадов блестящим перфорированным металлом. В Музее русского импрессионизма планируется развернуть экспозиционную, научную, просветительскую и издательскую деятельность, здесь расположатся кинотеатр, образовательная мультимедийная зона, детский учебный класс, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией. В экспозицию войдут более семидесяти полотен выдающихся русских живописцев, начиная с 1870-х годов,- Константина Коровина, Игоря Грабаря, Константина Юона, Петра Кончаловского, Юрия Пименова и других.
Ленинградский проспект, 17 – Высшая партийная школа (1955, архитектор Т.Макарычев). До революции земельный участок принадлежал купцу Николаю Малютину, в советское время здесь построили школу, перепрофилированную в ремесленное училище.
Совпартшкола создавалась в 1939 году для подготовки руководящих партийных и советских кадров и поначалу размещалась на Миусской площади. Предшественниками Высшей партийной школы были курсы агитаторов-инструкторов при ВЦИК, Коммунистический университет имени Я.Свердлова, Высшая школа пропагандистов имени Я.Свердлова. После краха коммунистической идеологии здание на Ленинградке занял Московский международный университет, основанный в 1991 году в рамках совместного советско-американского образовательного проекта. Международный университет считается первым в современной России аккредитованным негосударственным высшим учебным заведением.
Ленинградский проспект, 24 – жилой дом (1937)
Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе. 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/97304
Улица Правды, 1с1 – купеческий особняк (1898) с довольно запутанной историей. Последним дореволюционным владельцем особняка стал купец Степан Рябушинский (записавший особняк на свою супругу), перестроивший здание в 1915 году по проекту архитектора В.Адамовича совместно с В.Маятом. Рябушинский изучал историю русской иконописи, писал статьи для журналов и проводил выставки из своего собрания, включающего иконы XIII-XIV веков. В доме на Петербургском шоссе коллекционер предполагал открыть Музей русской иконописи, но помешала революция.
Смотрите старые фотографии: В клубе Чкалова. 1952 год: https://pastvu.com/p/50918
При советской власти здание переоборудовали под рабочий клуб имени Чкалова – кстати, Ленинградский проспект исторически связан с лётчиками и авиацией: лётное поле на Ходынке стало одним из первых аэродромов в Российской империи, здесь был построен первый в СССР аэропорт, открылись несколько крупных авиастроительных предприятий и конструкторских бюро. Дом культуры авиаработников имени Чкалова был реконструирован с обустройством зрительного и лекционного залов на 500 и 100 мест.
В лихие девяностые Дом культуры отдали на откуп игорным заведениям – здесь по очереди крутили рулетку казино «Мадам София», «Бинго», «Империал», «Габриэлла». После запрета на азартные игры особняк передали Китайскому культурному центру, причём внутри воссоздан интерьер в дореволюционном стиле. Сложно судить, насколько точно декор соответствует недолгому периоду, когда домом владел Рябушинский, но выглядит красиво.
Китайские оперные певцы Чжан Ян и Сюй Сяоин, исполнители ролей старшины Васкова и Риты Осяниной в опере «А зори здесь тихие». Сюжет повести Бориса Васильева оказался близок и понятен китайцам, так, телесериал «А зори здесь тихие», снятый совместно с российскими кинематографистами в 2005 году, посмотрели 400 миллионов зрителей.
Ленинградский проспект, 24А – Дворец физкультуры завода имени Авиахима (1934), Дворец спорта «Крылья Советов» построен заводом № 1 «АВИАХИМ» по проекту архитектора Николая Метлина. За долгую историю спортивного сооружения в «Крылышках» состоялось около 3 500 соревнований различного ранга. В 1940-1950-е годы здесь зарождалась отечественная спортивная гимнастика, а список именитых боксёров, выходивших на этот ринг, окажется весьма длинным.
Смотрите старые фотографии: Дворец физкультуры завода имени Авиахима. 1932-1935 гг.: https://pastvu.com/p/355404
Смотрите старые фотографии: Дворец спорта «Крылья Советов». 1956 год: https://pastvu.com/p/240544
Большой купольный зал был построен в 1930-х годах архитекторами Л.Лурье, Н.Метлиным и В.Минаковым. Сведения о Большом купольном зале как выдающемся объекте включены во «Всемирную историю архитектуры», деревянный купольный свод признан выдающимся инженерным творением.
Смотрите старые фотографии: Показ моделей одежды французского дома мод Кристиан Диор в зале «Крылья Советов». 1959 год: https://pastvu.com/p/709563
На ринге проходят поединки по боксу и тайскому боксу
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Ленинградский проспект, город на память, прогулки по Москве.