19.07.2020 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»

19 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»

Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ». Заведение меняло хозяев и в июле 1896 года его приобрёл бывший ярославский крестьянин, официант Алексей Судаков, выбившийся в люди своим умом и талантом. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду.

По дороге к «Яру» можно осмотреть ещё несколько примечательных зданий разных эпох.


Ленинградский проспект, 21 — дачный жилой дом Постниковых–Коншиных–И.Манташева (1900, архитектор Фёдор Шехтель). Этот участок пустоши вдоль Петербургского шоссе стали застраивать дачными особняками в первой четверти XIX века. Сохранявшийся с тех времён барский дом стал подвергаться масштабным перестройкам в 1880 году после покупки земли супругами Андреем и Клавдией Постниковыми. Здесь были построены два фабричных здания Товарищества фабрики металлических изделий. Прилегающий к усадьбе сад арендовал французский антрепренёр Шарль Омон, поставивший деревянные увеселительные павильоны с летним рестораном, эстрадой, тиром, кегельбаном и катальной горкой.

Товарищество Постникова заказало Фёдору Шехтелю проект объединения усадьбы с театральным залом, эта идея не была реализована, но реконструкция здания всё же состоялась: в 1900 году Шехтель пристроил двухэтажный зимний сад со световым перекрытием. Изменения в оригинальной планировке продолжились при новых владельцах — Анне Коншиной и Иосифе Манташеве. При советской власти НКВД приспособил купеческие хоромы под общежитие для чекистов, затем здесь квартировали сотрудники Военно-воздушной академии РККА, а с 1949 года юные ленинцы занимались в кружках Дома пионеров. Со временем здание обветшало, пострадало от пожаров и в 1999 году потребовалась полная реконструкция памятника архитектуры с заменой деревянных перекрытий на железобетон, устройством мансардного этажа и пристроек, расширением подвала.


Ленинградский проспект, 23 — доходный дом М.Малич (1902, архитектор Г.Гельрих) находится напротив гостиницы «Советская» и здешнюю шашлычную ещё во времена СССР острословы прозвали «Антисоветской». В 2009 году народное название шашлычной стало официальным, но ненадолго.


Ленинградский проспект, 25 — доходный дом (1917) занимает Государственный академический театр классического балета, основанный в 1966 году и возглавлявшийся Игорем Моисеевым. С 1977 года руководят коллективом «Московского классического балета» художественный руководитель Владимир Василёв и главный балетмейстер Наталия Касаткина.


За доходным домом виден купол особняка и конюшен Леона Манташева на Скаковой улице. Манташев содержал около 200 чистокровных лошадей и являлся крупной фигурой российского скакового дела.


Ленинградский проспект, 27 — жилой дом (1936—1940, архитекторы А.Буров и Б.Блохин) исполнен в эклектичном стиле, сочетающем приёмы модерна и неоклассицизма. Некоторые специалисты относят стилистику фасадов этого здания к ар-деко, ажурные решётки на лоджиях были созданы по эскизам художника Владимира Фаворского. Это экспериментальный жилой дом, один из первых московских домов, построенных из крупных бетонных блоков заводского изготовления. Он проектировался как один из типовых домов перспективной столичной застройки.

Ворота в начале Беговой аллеи (1899) украшают бронзовые скульптуры «Диоскуры, укрощающие коней». Копии коней Петра Клодта на петербуржском Аничковом мосту выполнены по эскизам легендарного мастера его внуком К.Клодтом и С.Волнухиным. В старину Беговая аллея служила парадным въездом на Московский ипподром, а сейчас это просто внутридомовый проезд.

Кооператив «Дукстрой» масштабно занимался жилищным строительством и кроме нескольких капитальных домов на Ленинградском шоссе построил и коттеджный посёлок на пересечении с Беговой улицей. В 1978 году на этом месте вырос жилой дом для работников авиационного завода «Знамя труда».


Беговая улица, 34 — панельный жилой дом серии «Лебедь» (1973-1978, архитектор А.Меерсон) построен для работников авиационного завода «Знамя труда». Тринадцать этажей «дома-сороконожки» покоятся на мощных монолитных железобетонных опорах. Есть версия, что необычное брутальное здание изначально предполагалось разместить вдоль набережной реки, тогда он смотрелся бы эффектнее.


В 2015 году на Ленинградском проспекте осуществлены масштабные работы по замене коммуникаций


Ленинградский проспект, 26к1 — жилой дом кооператива «Дукстрой». (1928, архитектор А.Фуфаев) с коридорной системой и малометражными квартирами. Конструктивистское здание выглядело оригинально, пока в 1954 году к нему не пристроили новые корпуса вдоль проспекта.


Ленинградский проспект, 28 — жилой дом (1932-1940, архитекторы З.Розенфельд и Н.Жуков) несколько раз перепроектировали уже в ходе строительства. Первоначально жилой комбинат, предназначавшийся для сотрудников Комакадемии, заложили в 1932 году по проекту архитектора А.Жукова. В нём были запланированы 200 квартир, столовая, клуб, ясли и магазины. Однако предложенное автором решение фасадов не удовлетворило заказчика и проект передали архитекторам Розенфельду и Шлезингеру. Разработанный ими проект также был отвергнут. Достраивалось здание по третьему проекту Розенфельда уже для другого заказчика — РЖСКТ «Научный работник имени О.Ю.Шмидта». Здесь жили многие известные люди — поэт Степан Щипачёв, актриса Рина Зелёная, архитектор А.Кобрин, биохимик Р.Хесин-Лурье.


Ленинградский проспект, 30с1 — доходный дом Алексея Судакова (1904, архитектор Адольф Эрихсон), сейчас здесь располагается административная часть театра «Ромэн», а раньше жил обслуживающий персонал ресторана «Яръ».


Ленинградский проспект, 32 — ресторан «Яръ» Алексея Судакова (1909-1910, архитектор Адольф Эрихсон), Дворец рабочих и красноармейцев, Кино-фабрика Товарищества «Межрабпом-Русь», Центральный дом Гражданского воздушного флота, гостиница «Советская», кинотеатр «Победа», Цыганский театр «Ромэн».

По соседству с рестораном были построены дома для служащих и особняк владельца заведения Судакова. Роскошью интерьеров поражали Большой и Малый залы ресторана, императорская ложа и кабинеты, один из которых получил название «Пушкинский» в память о поэте, написавшем строки:

«Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?»

Современные интерьеры ресторана «Яръ»

А здесь при Судакове был садовый участок с летними террасами

Пролетарская революция пресекла лихие кутежи, ресторан был закрыт, а Судаков арестован. В 1918 году над входом появилась вывеска «Дворец рабочих и красноармейцев Бутырско-Всехсвятского района».

«Открыт клуб им. Ленина в помещении прежнего ресторана «Яр». Устроители превратили бывший дом капиталистического разврата в красивый и светлый рабочий дворец», — сообщала в 1918 году газета «Правда».

В период НЭПа в здании «Яра» некоторое время ещё работал ресторан, а потом чревоугодников и сибаритов изгнали из гастрономического рая, разместив в его залах спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, киностудию «Межрабпом-Русь». Интерьеры остались запечатлены в художественном кинофильме «Человек из ресторана».

В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П.Рагулиным, роспись потолка осуществлял художник П.Корин. Здесь обосновался Центральный дом Гражданского воздушного флота (Московский клуб лётчиков), Московский Дом авиационной промышленности. Легкомысленные женские фигурки в круглых барельефах на фасаде были заменены на бюсты учёных и авиаторов. В июле 1941 года в здании формировалась Дивизия народного ополчения Ленинградского района, проявившая доблесть в боях с фашистами и преобразованная в 11-ю Гвардейскую стрелковую дивизию.

После войны зал Клуба лётчиков стал кинотеатром «Победа». В 1952 году по распоряжению генерал-лейтенанта авиации Василия Сталина архитекторами Павлом Штеллером, Иосифом Ловейко и Виктором Лебедевым здание было вписано в единый архитектурный ансамбль гостиницы «Советская». Вдоль улицы Расковой к существующему зданию пристроили новый корпус с гостиничными номерами, при этом ресторан оказался ловко встроен внутрь новой сталинки без потери исторической планировки. В этой фешенебельной гостинице останавливались многие высокопоставленные зарубежные гости, кинозвёзды, спортсмены.

После распада СССР ресторану вернули историческое название «Яръ», но и гостинице «Советской» родное название оставили. Причудливым образом здесь пересеклись две эпохи и лепные ангелочки соседствуют с пятиконечными звёздами. В 1998 году началась реконструкция здания, возрождающая былую славу «Яра». В залах ресторана восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах. Сейчас отель «Советский» — это элитный четырёхзвёздочный отель с национальным колоритом и на уровне западных стандартов.

Этот участок Ленинградского шоссе советские кинематографисты частенько использовали для натурных съёмок. Пионер Алёша из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) жил в одной из сталинок, ходил в школу мимо гостиницы «Советская» и мечтал заниматься коньками на стадионе Юных пионеров. Шофёр «полуторки» номер 22-12 Синичкин (Николай Крючков в ленте «Счастливый рейс», 1949) не только ездил по Ленинградке, но и был оштрафован сотрудницей ОРУДа. Ну а драматическая история Якова Протазанова «Человек из ресторана» (1927) с великолепным Михаилом Чеховым в роли бесправного официанта ресторана «Яръ» там же в ресторане и снималась.

Цыганский театр «Ромэн» перекидывает мостик из царской России через советскую эпоху в современность. В старой Москве «Яръ» был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители, с конца XIX века в «Яре» работал хор Ильи Соколова, здесь исполняли романсы знаменитые певицы Олимпиада Фёдорова (Пиша) и Варвара Панина (Васильева). Цыганское творчество издавна вдохновляло русских литераторов и музыкантов — среди ценителей цыганских песен и танцев были Пушкин, Толстой, Куприн и ещё многие замечательные деятели культуры.

Пролетарская Октябрьская революция почти не отразилась на кочевом цыганском укладе. Несмотря на то, что цыгане воздерживались от работы на фабриках и в общем-то не подпадали под категории рабочих или крестьян, советская власть отнеслась к ним лояльно и предоставила возможность заниматься тем, что они умеют и любят делать — нет, не красть коней и не попрошайничать, а выступать на сцене. В 1931 году состоялось открытие цыганской театральной студии, которая представила премьеру спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах» и вскоре была переименована в Цыганский театр «Ромэн» («рома» — означает «цыган»). Первые артисты театра стали основателями семейных династий Оглу, Жемчужных, Золотарёвых, Шишковых, их дети и внуки посвятили жизнь сцене.

«Ромэн» поначалу ставил пьесы цыганских драматургов и на цыганском языке, но в 1937 году с приходом Михаила Яншина на должность главного режиссёра в репертуаре появились «Цыгане» по Пушкину, «Макар Чудра» по Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Лорки. Как грамотный режиссер, Яншин не ломал традиции, но добавил мхатовской драматургии в удалой фольклор.

В 1951 году в театр артистом вспомогательного состава пришел Николай Сличенко. В 1977 он стал главным режиссёром и возглавляет «Ромэн» по сей день уже в качестве художественного руководителя. В театре Сличенко сыграл свыше 60 ролей, поставил спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане», «Огненные кони», «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Таборные игры», исполняет цыганские песни и романсы в кино и на эстраде.

«Ромэн» вёл кочевую жизнь, выступая на разных сценических площадках, а свой дом на Ленинградском проспекте обрёл в 1969 году. В связи с многочисленными перестройками значительная часть оригинальных деталей интерьеров была утрачена, но то, что мы сейчас видим в театре — мраморные полы, паркет, лепнина на потолке, люстры, стены, облицованные декоративной штукатуркой «венецианкой» — всё это наслоение разных эпох — по-своему интересно. А по доскам, которыми застелен планшет театральной сцены, ходил Фёдор Шаляпин.

Из классических постановок единственного в мире цыганского репертуарного театра можно вспомнить «Кармен», «Сломанный кнут», «Цыганку Азу», «Живой труп». Театралы рекомендуют посмотреть спектакли «Мы — цыгане», «Поющие струны души» об истории становления театра «Ромэн», программу «У нас сегодня концерт», в которой чередуются старинные романсы и весёлые плясовые, музыкально-драматические спектакли «Колокола любви», «Колдовская любовь», «Грушенька». Из постановок «Цыганская свадьба» и «Таборные игры» можно узнать много интересного о цыганских обычаях и традициях.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Ленинградский проспект, город на память, прогулки по Москве, ресторан Яръ, Цыганский театр Ромэн.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.