21.07.2020 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки

21 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки

Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей, ведущей от Северного порта (который ещё предстояло построить на Химкинском водохранилище) в центр столицы. До начала войны строители успели возвести несколько солидных жилых домов и в 1950-е годы застройка окрестностей шоссе продолжилась в том же стиле сталинского ампира.


Ленинградский проспект, 44 – жилой дом Военно-воздушной академии имени Жуковского (1937, архитекторы В.Лейбо и А.Сурис), в котором жили многие прославленные авиаторы.

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект, 44. 1956 год: https://pastvu.com/p/10519

Смотрите старые фотографии: Школа № 150. 1938 год: https://pastvu.com/p/480178 Ленинградский проспект, 46 – школьное здание (1935, архитекторы А.Антонов и А.Швецов)


Ленинградский проспект, 48 – жилой дом (1950, архитектор А.Мезьер)

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект, 48. 1951-1954 гг.: https://pastvu.com/p/41540


Ленинградский проспект, 50 – жилой дом (1939, архитектор П.Александров) строился для работников Завода № 39


Ленинградский проспект, 56 – жилой дом (1939, архитектор Зиновий Розенфельд) – один из нескольких довоенных долгостроев на Ленинградском шоссе. Здание начали возводить в 1935 году для РЖСКТ «Инженер-ударник» по проекту Розенфельда, который задумал здание шестиэтажным. В связи с медленными темпами строительства дом передали заводу имени Менжинского, однако и новый заказчик смог построить к 1938 году лишь три этажа из шести запланированных. В первые послевоенные годы здание всё-таки дополнили недостающими этажами.

В 1944 году в этот дом врезался самолёт Ил-4, взлетавший с Центрального аэродрома имени Фрунзе. Катастрофа вызвала разрушения, пожар, были жертвы среди жителей.

На панораме: Ленинградский проспект, 58 – жилой дом (1940)
Ленинградский проспект, 58с2 – строение 1939 года, цветочный магазин
Ленинградский проспект, 60 – жилой комплекс «Автодорожник» Центрального управления дорожного транспорта состоит из трёх зданий (1933, 1934, 1938, архитектор Б.Ефимович). Два ранних корпуса на красной линии Ленинградского шоссе подверглись критике за излишнее украшательство и третий корпус во дворе выполнен, согласно пожеланиям, просто и скромно.

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект, 60. 1939 год: https://pastvu.com/p/107498


Ленинградский проспект, 62 – жилой дом Метростроя (1938, архитектор С.Кравец) изначально представлял собой два отдельно стоящих четырёхэтажных корпуса со встроенными вестибюлями станции метро «Аэропорт». В 1950-1954 годах дома были надстроены и соединены центральным корпусом в единое целое по проекту С.Кравеца и И.Мельчакова.

Смотрите старые фотографии: Новые жилые дома и станция метро «Аэропорт». 1939 год: https://pastvu.com/p/862441

Станция метро «Аэропорт» Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена открылась в 1938 году в составе участка «Театральная» — «Сокол». Её наземные вестибюли встроены в жилое здание, станцию проектировали архитекторы Б.Виленский и В.Ершов. Основным мотивом в архитектурном оформлении стала тема «Советская авиация», которую авторы проекта выразили применением архитектурных форм, своим сочетанием создающих впечатление простоты, воздушности и лёгкости.

В мраморовидном известняке, которым облицованы путевые стены и вестибюль станции, можно заметить окаменелости морских организмов мелового периода, среди них встречаются кораллы и раковины моллюсков.

Смотрите старые фотографии: Станция метро «Аэропорт». 1938 год: https://pastvu.com/p/442528


По надземному пешеходному переходу перемещаемся на противоположную сторону Ленинградского проспекта.

Смотрите старые фотографии: Петербургское шоссе. Часовня во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины, храм Александра Невского при Александровском убежище для инвалидов и аптека имени князя Владимира Долгорукова. 1883-1890 гг.: https://pastvu.com/p/38264

Смотрите старые фотографии: Алексеевский приют для увечных офицеров. 1915-1917 гг.: https://pastvu.com/p/39383

Земельный участок на нечётной стороне Петербургского шоссе занимал Алексеевский приют для раненых, увечных и престарелых офицеров Русско-турецкой войны, основанный в 1893 году. Главный двухэтажный дом с залом, столовой и ванной был построен в итальянском стиле архитектором И.Залесским. В глубине участка располагались владения ещё одной благотворительной организации – Сергиево-Елизаветинского убежища для увечных воинов Русско-японской войны, открывшегося в 1908 году.

Смотрите старые фотографии: Сергиево-Елизаветинское убежище. 1908 год: https://pastvu.com/p/357500

Смотрите старые фотографии: Общежитие команды школы авиации Императорского Московского общества воздухоплавания. 1915-1917 гг.: https://pastvu.com/p/39379

В советские годы и инвалидные дома, и общежития авиаторов снесли под строительство научно-исследовательских институтов.


Ленинградский проспект, 47 – комплекс зданий Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) сложился постепенно с 1957 по 1974 год (архитекторы А.Сурис, М.Посохин, А.Жбанов). Во дворе сохранился отдельно стоящий самый старый двухэтажный институтский корпус 1953 года.

Ленинградский проспект, 49 – Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б) (начало 1950-х, архитекторы Б.Бранденбург и В.Степанов), Институт общественных наук при ЦК КПСС, Главный учебный корпус Финансового университета при Правительстве РФ.

Смотрите старые фотографии: Партийная школа. 1957 год: https://pastvu.com/p/14781

В 1918 году по инициативе Якова Свердлова были открыты курсы агитаторов и пропагандистов при ВЦИК, которые меняли название, обретали новый солидный статус, обживали большие красивые здания и просуществовали до самого краха коммунистической идеологии. Без специально обученных людей, выпускников Высшей партийной школы, крестьяне не разобрались бы в выгоде вступления в колхоз, пролетарии не поняли бы смысл лозунга «Экономика должна быть экономной», и те и другие не догадывались бы, что коммунизм наступит уже в 1980 году. На учёбу в ВПШ можно было попасть только по рекомендации партийных органов, в этот элитный вуз принимались члены КПСС в возрасте до 40 лет, имевшие высшее образование и не менее пяти лет партийного стажа.

Московский финансово-экономический институт был основан в 1919 году и благополучно существует до сих пор уже в университетском ранге, так как готовит специалистов по вечным товарно-денежным отношениям, не зависящим от идеологии. Переехав в освободившееся сталинское здание на Ленинградском проспекте финансисты сохранили некоторые приметы советского прошлого, внутренние интерьеры и памятник Карлу Марксу, оставшийся в наследство от пропагандистов.


Новый учебный корпус и конгресс-центр Финансового университета на архитектурную ценность не претендуют. Старожилы вспоминают, что на месте конгресс-центра раньше работал протезный завод.


Ленинградский проспект, 57 – жилой дом («Дом учителя», «Дом Мосгороно», 1938-1939, архитекторы В.Кильдишев и А.Арутюнов)

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект, 57. 1957 год: https://pastvu.com/p/33706


Ленинградский проспект, 59 – жилой дом для семей сотрудников Министерства иностранных дел СССР (1950-1952, архитекторы И.Соболев, С.Тюков и А.Вассердам)


Дальше находился Детский парк культуры и отдыха Ленинградского района, ныне – Чапаевский парк.


Ленинградский проспект, 62А – торговый центр «Галерея Аэропорт» (2001—2003, архитекторы С.Киселёв и А.Ковалёва). Площадь Эрнста Тельмана перед нынешним торговым центром в народе называлась «пьяный скверик».

Памятник лидеру немецких коммунистов Эрнсту Тельману установлен в 1986 году к столетию со дня рождения политика (скульпторы Владимир Артамонов, Валентин Артамонов, архитектор В.Нестеров). Депутат Рейхстага Тельман был арестован после прихода Гитлера к власти и одиннадцать лет провёл в тюремной камере. В 1944 году, когда крах Третьего рейха был очевиден, Тельмана расстреляли по личному указанию фюрера.

Смотрите старые фотографии: Открытие памятника Эрнсту Тельману. 1986 год: https://pastvu.com/p/575253

На открытие памятника приезжал другой лидер немецких коммунистов – Эрих Хонеккер, с 1971 по 1989 год возглавлявший Германскую Демократическую Республику. После объединения двух Германий Хонеккер предстал перед судом по делу о нарушениях прав человека в ГДР (он являлся одним из организаторов строительства Берлинской стены и нёс ответственность за применение огнестрельного оружия в отношении перебежчиков из ГДР в ФРГ), но по состоянию здоровья был освобождён и эмигрировал в Чили.


Ленинградский проспект, 64 – Московский автомобильно-дорожный институт (1940, архитекторы А.Алхазов и А.Зильберт, 1956, архитекторы А.Алхазов и С.Чернышов). Строительство института было прервано войной и завершено уже по новому проекту, который также подвергся корректировке – исполняя постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» авторы отказались от украшения фасада скульптурными группами.

Смотрите старые фотографии: Московский автодорожный институт. 1995 год: https://pastvu.com/p/89614

Смотрите старые фотографии: Автобус НАМИ-ЗИЛ во время испытаний. 1958 год: https://pastvu.com/p/83946

Памятник сотрудникам и выпускникам МАДИ, павшим в Великой Отечественной войне


Автомобиль ГАЗ-АА на постаменте


Две скульптурные композиции изображают учителя и студента

Ленинградский проспект, 66 – жилой дом (1945, 1950, архитектор А.Криппа, начало 1960-х) – ещё один дом, достроенный в несколько этапов, поэтому его правая и левая части сильно отличаются.

Смотрите старые фотографии: Трамвай на Ленинградском проспекте. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/27900

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Ленинградский проспект, город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации