21.07.2020 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки

21 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки

Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей, ведущей от Северного порта (который ещё предстояло построить на Химкинском водохранилище) в центр столицы. До начала войны строители успели возвести несколько солидных жилых домов и в 1950-е годы застройка окрестностей шоссе продолжилась в том же стиле сталинского ампира.


Ленинградский проспект, 44 — жилой дом Военно-воздушной академии имени Жуковского (1937, архитекторы В.Лейбо и А.Сурис), в котором жили многие прославленные авиаторы.


Ленинградский проспект, 48 — жилой дом (1950, архитектор А.Мезьер)


Ленинградский проспект, 50 — жилой дом (1939, архитектор П.Александров) строился для работников Завода № 39


Ленинградский проспект, 56 — жилой дом (1939, архитектор Зиновий Розенфельд) — один из нескольких довоенных долгостроев на Ленинградском шоссе. Здание начали возводить в 1935 году для РЖСКТ «Инженер-ударник» по проекту Розенфельда, который задумал здание шестиэтажным. В связи с медленными темпами строительства дом передали заводу имени Менжинского, однако и новый заказчик смог построить к 1938 году лишь три этажа из шести запланированных. В первые послевоенные годы здание всё-таки дополнили недостающими этажами.

В 1944 году в этот дом врезался самолёт Ил-4, взлетавший с Центрального аэродрома имени Фрунзе. Катастрофа вызвала разрушения, пожар, были жертвы среди жителей.

На панораме: Ленинградский проспект, 58 — жилой дом (1940)
Ленинградский проспект, 58с2 — строение 1939 года, цветочный магазин
Ленинградский проспект, 60 — жилой комплекс «Автодорожник» Центрального управления дорожного транспорта состоит из трёх зданий (1933, 1934, 1938, архитектор Б.Ефимович). Два ранних корпуса на красной линии Ленинградского шоссе подверглись критике за излишнее украшательство и третий корпус во дворе выполнен, согласно пожеланиям, просто и скромно.


Ленинградский проспект, 62 — жилой дом Метростроя (1938, архитектор С.Кравец) изначально представлял собой два отдельно стоящих четырёхэтажных корпуса со встроенными вестибюлями станции метро «Аэропорт». В 1950-1954 годах дома были надстроены и соединены центральным корпусом в единое целое по проекту С.Кравеца и И.Мельчакова.

Станция метро «Аэропорт» Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена открылась в 1938 году в составе участка «Театральная» — «Сокол». Её наземные вестибюли встроены в жилое здание, станцию проектировали архитекторы Б.Виленский и В.Ершов. Основным мотивом в архитектурном оформлении стала тема «Советская авиация», которую авторы проекта выразили применением архитектурных форм, своим сочетанием создающих впечатление простоты, воздушности и лёгкости.

В мраморовидном известняке, которым облицованы путевые стены и вестибюль станции, можно заметить окаменелости морских организмов мелового периода, среди них встречаются кораллы и раковины моллюсков.


По надземному пешеходному переходу перемещаемся на противоположную сторону Ленинградского проспекта.

Земельный участок на нечётной стороне Петербургского шоссе занимал Алексеевский приют для раненых, увечных и престарелых офицеров Русско-турецкой войны, основанный в 1893 году. Главный двухэтажный дом с залом, столовой и ванной был построен в итальянском стиле архитектором И.Залесским. В глубине участка располагались владения ещё одной благотворительной организации — Сергиево-Елизаветинского убежища для увечных воинов Русско-японской войны, открывшегося в 1908 году.

В советские годы и инвалидные дома, и общежития авиаторов снесли под строительство научно-исследовательских институтов.


Ленинградский проспект, 47 — комплекс зданий Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) сложился постепенно с 1957 по 1974 год (архитекторы А.Сурис, М.Посохин, А.Жбанов). Во дворе сохранился отдельно стоящий самый старый двухэтажный институтский корпус 1953 года.

Ленинградский проспект, 49 — Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б) (начало 1950-х, архитекторы Б.Бранденбург и В.Степанов), Институт общественных наук при ЦК КПСС, Главный учебный корпус Финансового университета при Правительстве РФ.

В 1918 году по инициативе Якова Свердлова были открыты курсы агитаторов и пропагандистов при ВЦИК, которые меняли название, обретали новый солидный статус, обживали большие красивые здания и просуществовали до самого краха коммунистической идеологии. Без специально обученных людей, выпускников Высшей партийной школы, крестьяне не разобрались бы в выгоде вступления в колхоз, пролетарии не поняли бы смысл лозунга «Экономика должна быть экономной», и те и другие не догадывались бы, что коммунизм наступит уже в 1980 году. На учёбу в ВПШ можно было попасть только по рекомендации партийных органов, в этот элитный вуз принимались члены КПСС в возрасте до 40 лет, имевшие высшее образование и не менее пяти лет партийного стажа.

Московский финансово-экономический институт был основан в 1919 году и благополучно существует до сих пор уже в университетском ранге, так как готовит специалистов по вечным товарно-денежным отношениям, не зависящим от идеологии. Переехав в освободившееся сталинское здание на Ленинградском проспекте финансисты сохранили некоторые приметы советского прошлого, внутренние интерьеры и памятник Карлу Марксу, оставшийся в наследство от пропагандистов.


Новый учебный корпус и конгресс-центр Финансового университета на архитектурную ценность не претендуют. Старожилы вспоминают, что на месте конгресс-центра раньше работал протезный завод.


Ленинградский проспект, 57 — жилой дом («Дом учителя», «Дом Мосгороно», 1938-1939, архитекторы В.Кильдишев и А.Арутюнов)


Ленинградский проспект, 59 — жилой дом для семей сотрудников Министерства иностранных дел СССР (1950-1952, архитекторы И.Соболев, С.Тюков и А.Вассердам)


Дальше находился Детский парк культуры и отдыха Ленинградского района, ныне — Чапаевский парк.


Ленинградский проспект, 62А — торговый центр «Галерея Аэропорт» (2001—2003, архитекторы С.Киселёв и А.Ковалёва). Площадь Эрнста Тельмана перед нынешним торговым центром в народе называлась «пьяный скверик».

Памятник лидеру немецких коммунистов Эрнсту Тельману установлен в 1986 году к столетию со дня рождения политика (скульпторы Владимир Артамонов, Валентин Артамонов, архитектор В.Нестеров). Депутат Рейхстага Тельман был арестован после прихода Гитлера к власти и одиннадцать лет провёл в тюремной камере. В 1944 году, когда крах Третьего рейха был очевиден, Тельмана расстреляли по личному указанию фюрера.

На открытие памятника приезжал другой лидер немецких коммунистов — Эрих Хонеккер, с 1971 по 1989 год возглавлявший Германскую Демократическую Республику. После объединения двух Германий Хонеккер предстал перед судом по делу о нарушениях прав человека в ГДР (он являлся одним из организаторов строительства Берлинской стены и нёс ответственность за применение огнестрельного оружия в отношении перебежчиков из ГДР в ФРГ), но по состоянию здоровья был освобождён и эмигрировал в Чили.


Ленинградский проспект, 64 — Московский автомобильно-дорожный институт (1940, архитекторы А.Алхазов и А.Зильберт, 1956, архитекторы А.Алхазов и С.Чернышов). Строительство института было прервано войной и завершено уже по новому проекту, который также подвергся корректировке — исполняя постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» авторы отказались от украшения фасада скульптурными группами.

Памятник сотрудникам и выпускникам МАДИ, павшим в Великой Отечественной войне


Автомобиль ГАЗ-АА на постаменте


Две скульптурные композиции изображают учителя и студента

Ленинградский проспект, 66 — жилой дом (1945, 1950, архитектор А.Криппа, начало 1960-х) — ещё один дом, достроенный в несколько этапов, поэтому его правая и левая части сильно отличаются.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Ленинградский проспект, город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.