21.07.2020 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское

21 июля 2020 года
Фотопроект «Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское

До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву. В советские годы сельская деревянная застройка сменилась солидными жилыми домами и зелёными аллеями Чапаевского парка, а по чётной стороне шоссе дореволюционные фабричные строения заменил мощный корпус конструкторского бюро Яковлева.


Ленинградский проспект, 68 — бизнес-центр «Авиапарк» на территории, принадлежавшей ОКБ имени А.С.Яковлева. Почти все корпуса занимают арендаторы, в том числе воздухоплавательный центр «Авгуръ», производящий дирижабли и аэростаты. На красной линии проспекта расположено главное здание конструкторского бюро Яковлева (1958).


В Чапаевском парке установлен бюст авиаконструктора, генерал-полковника авиации, академика Александра Яковлева (1976, скульптор М.Аникушин). С 1932 года под его руководством конструкторское бюро выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.


Снос завода «Изолятор», в советские годы — крупного предприятия в сфере энергетики


Ленинградский проспект, 72 — деловой комплекс «Алкон» построен на месте снесённого завода «Изолятор» имени А.Баркова


Ленинградский проспект, 65 — жилой дом (1935)


Ленинградский проспект, 67к1 — жилой дом (1939)


Село Всехсвятское спряталось за сталинскими парадными фасадами, следующий квартал составили несколько зданий, объединённых в единый комплекс с просторным двором.

Ленинградский проспект, 69с1 — жилой дом (1940, архитектор В.Ерамишанцев) называли «Домом авиаторов»
Ленинградский проспект, 69с2 — жилой дом (1953)
Ленинградский проспект, 71Б — «Адмиральский» жилой дом (1949-1953, архитекторы Александр Хряков и Зоя Брод) строился для Министерства автомобильной промышленности, Министерства морского флота и Главного управления гражданского воздушного флота СССР. В доме жил авиаконстркутор Александр Яковлев.
Ленинградский проспект, 71В — жилой дом (1953)
Ленинградский проспект, 71Г — жилой дом (1953) с кинотеатром «Сокол» — ныне Центром драматургии и режиссуры
Ленинградский проспект, 71Д — жилой дом (1955)


Песчаная улица, 3 — Песчаные бани (1933)


Ленинградский проспект, 71А — Октябрьское пожарное депо (1929, архитектор А.Куровский), пожарная часть № 19

Здесь завершалась первая в столице троллейбусная линия, ведшая от Белорусского вокзала до села Всехсвятского.

Станция метро «Сокол» открылась в 1938 году как конечная Горьковско-Замоскворецкой линии (архитекторы Юрий Яковлев и Константин Яковлев). Она получила своё название по расположенному в полукилометре кооперативному посёлку Сокол.

Считается, что «Сокол» — единственная в Москве двухсводчатая станция, у неё нет распределительного зала пассажиропотока, посередине расположен ряд опорных пилонов. Такое решение обусловлено инженерными расчётами давления при наличии слабых и неустойчивых пород (неслучайно здешние улицы названы Песчаными). Впрочем, московское метро строится быстро и, возможно, на каких-то новых станциях также использована двухсводчатая конструкция.

На момент открытия «Сокола» пассажиры использовали только восточный вестибюль станции, который находился в окружении малоэтажных сельских домов, а городская застройка в районе в тридцатые годы практически отсутствовала. Но вскоре после войны появились планы масштабной застройки окрестностей и для удобства пассажиров в 1949 году открылся западный вестибюль (В.Поликарпова и В.Андреев). Проведённые позднее подсчёты зафиксировали на «Соколе» самый большой пассажиропоток в московском метро — 124 000 человек в сутки (как и на станции «Комсомольская»), поэтому в 1960 году в торце станционного зала был оборудован ещё один выход.

Восточный вестибюль

Западный вестибюль

Оригинальное оформление зала в полном объёме не сохранилось, в частности, утрачены светильники-торшеры на парапетах лестниц и часы на колоннах. А пустые прямоугольники на путевых стенах всегда были такими: на них планировалось зафиксировать цитаты из сталинской Конституции о правах советского гражданина «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых» и «Право на обеспеченную старость», но по каким-то причинам идея не была реализована.

Для обслуживания поездов Горьковско-Замоскворецкой линии в 1938 году было введено в эксплуатацию электродепо «Сокол», расположенное севернее Ленинградского проспекта.


Ленинградский проспект, 73А — храм Всех Святых построен в 1733-1736 годах и напоминает о старинном селе Всехсвятском. В XVIII веке в Москве обосновалась большая колония знатных выходцев из Грузии, поселившая на Пресне и во Всехсвятском. Здесь гостили грузинские цари и князья, а служба в храме некоторое время велась на грузинском языке. Это было время расцвета Всехсвятского, село украсил Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. Позднее во Всехсвятской роще охотно селились дачники, в том числе семьи офицеров, служивших в Ходынских лагерях московского гарнизона.

Храм Всех Святых неоднократно поновлялся и перестраивался до революции, а в 1939 году богослужения были запрещены, пятиярусный иконостас XVIII века выломан и сожжён перед храмом. Во время Великой Отечественной войны Сталин пересмотрел отношение к православию и храм во Всехсвятском был реабилитирован одним из первых, заново освящён в 1946 году. В постсоветский период храм получил статус патриаршего подворья, во дворе установлены мемориальные знаки в память священнослужителей — жертв красного террора и воинов Белой армии.


Ленинградский проспект, 75 — жилой дом Хозяйственного управления Наркомата обороны (1938, архитектор Павел Стенюшин, боковые крылья 1953 и 1958) — элитный «Генеральский дом» для проживания высшего офицерского состава. Квартиры в нём также получили заслуженные спортсмены и тренеры армейского клуба ЦДСА (ЦСКА) Всеволод Бобров, Григорий Федотов, Анатолий Тарасов.


Ленинградский проспект, 77 — комплекс из четырёх кирпичных корпусов (1958-1962)


Ленинградский проспект, 77А — Центральный диспетчерский пункт управления движением занимается мониторингом ситуации на эстакадах и в тоннелях (2012). Под зеркальным остеклением скрывается бетонная пятиэтажная конструкция, поделённая на небольшие комнаты. Некоторые местные жители называют необычное строение «Яйцом Сокола».


Вокруг павильона восстановлено прежде разобранное трамвайное разворотное кольцо.


Ленинградский проспект, 80 — Специальное бюро Министерства вооружения № 1 (1953, архитекторы В.Андреев и Г.Вульфсон), позднее известное как конструкторское бюро КБ-1, «Стрела» и «Алмаз» — одно из самых успешных предприятий оборонно-промышленного комплекса, признанный во всём мире лидер в области разработки новейших зенитных ракетных систем.


Некоторые разработки можно увидеть на военных парадах


Ленинградский проспект, 80к17 — производственное здание (1953), ныне — торговый центр «Алмазный» и концертный клуб Stadium Live. Часть территории конструкторского бюро уже лет десять передана под коммерческое использование, в бывших цехах 1950-1960-х годов разместились музей «Экспериментаниум», магазины, офисы, склады, кафе и концертный клуб Stadium Live с танцполом на 7000 зрителей.

На сцене: Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Илья «Чёрт», Сергей Шнуров, Юрий Шевчук.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Ленинградский проспект, город на память, прогулки по Москве.

Другие публикации

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.