Несколько месяцев вынужденной изоляции не нарушили планов театра по открытию нового 57-го сезона. Театр ждал и готовился к встрече со зрителем в новых необычных условиях с масками, шахматной рассадкой, замерами температуры перед входом в зал. По словам директора, Ирины Апексимовой, они репетировали и переживали, придет ли зритель, заполнится ли зал? Похоже, опасения были напрасны, так как зрители успели соскучиться по любимым актерам, ждали открытия театра с нетерпением! И вот, наконец, первая ласточка: работа Галины Полищук «Белый шум». Эскиз, созданный всего за неделю, предстал перед нами целостным законченным произведением.
На сцене разворачиваются события одного дня из жизни федеральной радиостанции. Все сотрудники прекрасно понимают, что лозунг, под которым они работают: «Только позитивные новости!» по сути означает «никаких новостей», что настоящей журналистикой здесь не пахнет. Каждый находит свой способ существования в этом душном, ненастоящем пространстве. Отсюда и название пьесы «Белый шум», как синоним бесцветности и бессмысленности новостного потока. В эту компанию совсем не вписывается главный редактор службы новостей, известный журналист Евгений Акулов. Внутреннее достоинство этого человека настолько притягательно, что в него тайно или явно влюблены все женщины. Он принимает вполне понятное решение – уйти, и сегодня последний день его работы на радиостанции. Остается только проститься, угостить всех напоследок хорошей выпивкой, пожать друг другу руки и с улыбкой и наилучшими пожеланиями расстаться навсегда.
Но именно в этот день на радиостанцию обрушивается та самая неудобная реальность, которую здесь старательно игнорировали. Она появляется в виде девушки Ольги, отчаянно нуждающейся в помощи. Некоторое время назад она в составе радикальной арт-группы выражала свой нецензурный протест очередному беспределу власти. Дальше все как по нотам: ей подбрасывают наркотики, и теперь ее ждет суд и тюрьма. И вот, по дороге в суд она бежит из перевернувшегося автозака прямиком на радиостанцию к своему другу известному журналисту Акулову, который брал у нее то злосчастное нашумевшее интервью, ставшее причиной ее несчастий. Бежит с последней надеждой, что сможет рассказать правду в прямом эфире.
Но помочь ей – означает пойти против системы, и последствия могут быть крайне неприятными для всех. На это не решается даже искренне желающий помочь Ольге Акулов. Каждый реагирует по-своему. Генеральный директор звонит в полицию. Максим Ярушев из невинного балагура — ведущего превращается в яростного ненавистника режима, готового с одинаковым рвением сражаться за любимую девушку и “валить из этой страны”. Ксению Осокину, программного директора, умную и яркую женщину, продолжает волновать только один вопрос: куда и почему уходит с радиостанции ее любимый мужчина. Критическая ситуация заставила каждого проявить себя, ненадолго вынырнуть из тихого болота и высказать друг другу всё, срывая маски и обнажая своё истинное лицо. Кульминация наступает, когда Акулов запирается в эфирной, чтобы провести свой последний выпуск новостей, скомкав и выбросив листок с заготовленным текстом. Все решили, что сейчас грянет гром, и наступит конец благополучной радиостанции! Что делать? Ломать дверь? Только дверь никто не ломает, потому что все, даже директор, втайне надеются, что Акулов наконец прорвет завесу белого шума, и в эфире наконец зазвучит голос правды.
О чем спектакль? О ситуации со свободой слова в стране? Да, но не только. О выборе, который каждый делает в критической ситуации. Внешние события – лишь фон, на котором происходит вечный спор в душе человека. Безусловная заслуга режиссера в том, что удалось удержать равновесие между внешним и внутренним, не превратить повествование в политический памфлет. Спектакль балансирует на грани. С одной стороны это чисто человеческая история, эмоциональная, с любовными треугольниками, лихими разворотами событий, смешными моментами. Но есть и другой ракурс: это история о том, как «белый шум», царящий в радио-эфире, постепенно размывает, казалось бы, такие незыблемые вещи, как человеческое достоинство, понятие о честности и порядочности. Он также легко поглощает яркий сильный голос талантливого журналиста. Всего полгода работы в жанре «позитивных новостей» производят в нем необратимую перемену.
Как страшный приговор звучат последние слова главного героя: «Вы хотели, чтобы я был вашим голосом, вы ждали откровения в эфире… Дорогие мои, мне нечего вам сказать. Слова у меня закончились». Кто же теперь осмелится бросить вызов фальши, грязи, несправедливости? На экране как проблеск надежды на будущее, проявляется образ молодого ведущего Максима Ярушева, и постепенно исчезает, тонет в пелене белого шума.
Спектакль производит сильное впечатление благодаря великолепной игре актеров. Роль Евгения Акулова, главного героя, яркой личности, сыграл Александр Резалин. Образ испуганной, раненой, похожей на взъерошенного воробья Ольги, точно воспроизвела Марфа Кольцова. Генерального директора радиостанции сыграл Роман Стабуров. Ему удалось создать объемный, многогранный образ думающего, незаурядного человека, хорошего руководителя, умеющего быть мягким и держать удар, но тем не менее способного на подлость. Анастасия Колпикова представила нам свою героиню Ксению Осокину яркой красивой, и в то же время безнадежно любящей женщиной, в каждом слове и взгляде которой сквозит боль и обида. Молодые актеры Теймураз Глонти и Дина Губайдулина прекрасно вписались в коллектив мастеров.
Эскиз получился очень мощным и безусловно заслуживает воплощения в полноценный спектакль, который, я уверена, найдет своего зрителя.