13.08.2020 23:32

Таганка открыла сезон «Белым шумом»

Несколько месяцев вынужденной изоляции не нарушили планов театра по открытию нового 57-го сезона. Театр ждал и готовился к встрече со зрителем в новых необычных условиях с масками, шахматной рассадкой, замерами температуры перед входом в зал. По словам директора, Ирины Апексимовой, они репетировали и переживали, придет ли зритель, заполнится ли зал? Похоже, опасения были напрасны, так как зрители успели соскучиться по любимым актерам, ждали открытия театра с нетерпением! И вот, наконец, первая ласточка: работа Галины Полищук «Белый шум». Эскиз, созданный всего за неделю, предстал перед нами целостным законченным произведением.

На сцене разворачиваются события одного дня из жизни федеральной радиостанции. Все сотрудники прекрасно понимают, что лозунг, под которым они работают: «Только позитивные новости!» по сути означает «никаких новостей», что настоящей журналистикой здесь не пахнет. Каждый находит свой способ существования в этом душном, ненастоящем пространстве. Отсюда и название пьесы «Белый шум», как синоним бесцветности и бессмысленности новостного потока. В эту компанию совсем не вписывается главный редактор службы новостей, известный журналист Евгений Акулов. Внутреннее достоинство этого человека настолько притягательно, что в него тайно или явно влюблены все женщины. Он принимает вполне понятное решение – уйти, и сегодня последний день его работы на радиостанции. Остается только проститься, угостить всех напоследок хорошей выпивкой, пожать друг другу руки и с улыбкой и наилучшими пожеланиями расстаться навсегда.

Но именно в этот день на радиостанцию обрушивается та самая неудобная реальность, которую здесь старательно игнорировали. Она появляется в виде девушки Ольги, отчаянно нуждающейся в помощи. Некоторое время назад она в составе радикальной арт-группы выражала свой нецензурный протест очередному беспределу власти. Дальше все как по нотам: ей подбрасывают наркотики, и теперь ее ждет суд и тюрьма. И вот, по дороге в суд она бежит из перевернувшегося автозака прямиком на радиостанцию к своему другу известному журналисту Акулову, который брал у нее то злосчастное нашумевшее интервью, ставшее причиной ее несчастий. Бежит с последней надеждой, что сможет рассказать правду в прямом эфире.

Но помочь ей – означает пойти против системы, и последствия могут быть крайне неприятными для всех. На это не решается даже искренне желающий помочь Ольге Акулов. Каждый реагирует по-своему. Генеральный директор звонит в полицию. Максим Ярушев из невинного балагура — ведущего превращается в яростного ненавистника режима, готового с одинаковым рвением сражаться за любимую девушку и «валить из этой страны». Ксению Осокину, программного директора, умную и яркую женщину, продолжает волновать только один вопрос: куда и почему уходит с радиостанции ее любимый мужчина. Критическая ситуация заставила каждого проявить себя, ненадолго вынырнуть из тихого болота и высказать друг другу всё, срывая маски и обнажая своё истинное лицо. Кульминация наступает, когда Акулов запирается в эфирной, чтобы провести свой последний выпуск новостей, скомкав и выбросив листок с заготовленным текстом. Все решили, что сейчас грянет гром, и наступит конец благополучной радиостанции! Что делать? Ломать дверь? Только дверь никто не ломает, потому что все, даже директор, втайне надеются, что Акулов наконец прорвет завесу белого шума, и в эфире наконец зазвучит голос правды.


О чем спектакль? О ситуации со свободой слова в стране? Да, но не только. О выборе, который каждый делает в критической ситуации. Внешние события – лишь фон, на котором происходит вечный спор в душе человека. Безусловная заслуга режиссера в том, что удалось удержать равновесие между внешним и внутренним, не превратить повествование в политический памфлет. Спектакль балансирует на грани. С одной стороны это чисто человеческая история, эмоциональная, с любовными треугольниками, лихими разворотами событий, смешными моментами. Но есть и другой ракурс: это история о том, как «белый шум», царящий в радио-эфире, постепенно размывает, казалось бы, такие незыблемые вещи, как человеческое достоинство, понятие о честности и порядочности. Он также легко поглощает яркий сильный голос талантливого журналиста. Всего полгода работы в жанре «позитивных новостей» производят в нем необратимую перемену.

Как страшный приговор звучат последние слова главного героя: «Вы хотели, чтобы я был вашим голосом, вы ждали откровения в эфире… Дорогие мои, мне нечего вам сказать. Слова у меня закончились». Кто же теперь осмелится бросить вызов фальши, грязи, несправедливости? На экране как проблеск надежды на будущее, проявляется образ молодого ведущего Максима Ярушева, и постепенно исчезает, тонет в пелене белого шума.


Спектакль производит сильное впечатление благодаря великолепной игре актеров. Роль Евгения Акулова, главного героя, яркой личности, сыграл Александр Резалин. Образ испуганной, раненой, похожей на взъерошенного воробья Ольги, точно воспроизвела Марфа Кольцова. Генерального директора радиостанции сыграл Роман Стабуров. Ему удалось создать объемный, многогранный образ думающего, незаурядного человека, хорошего руководителя, умеющего быть мягким и держать удар, но тем не менее способного на подлость. Анастасия Колпикова представила нам свою героиню Ксению Осокину яркой красивой, и в то же время безнадежно любящей женщиной, в каждом слове и взгляде которой сквозит боль и обида. Молодые актеры Теймураз Глонти и Дина Губайдулина прекрасно вписались в коллектив мастеров.
Эскиз получился очень мощным и безусловно заслуживает воплощения в полноценный спектакль, который, я уверена, найдет своего зрителя.

SSR_4077SSR_4104SSR_4169SSR_4202SSR_4274SSR_4341SSR_4361SSR_4418SSR_4488SSR_4559SSR_4610SSR_4630SSR_4654SSR_4678SSR_4691SSR_4721SSR_4737SSR_4772SSR_4775SSR_4782SSR_4871SSR_4890SSR_4983SSR_5007

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр на Таганке.

Другие публикации

30.08.2020 в 10:29

Детективные страсти на Таганке


Работа режиссерской лаборатории в театре на Таганке продолжилась показом эскиза Александра Софонова "Фандорин" по мотивам романа Бориса Акунина "Весь мир — театр".

29.08.2020 в 23:14

Капитал для чайников: открытая репетиция в театре на Таганке


В театре на Таганке показали очередной эскиз из проекта "Репетиции" под названием "Капитал". Так же называется эпохальный труд Карла Маркса. И это не совпадение!

03.02.2020 в 10:15

Новый Тартюф в стиле Дель-Арте


В копилке театра на Таганке появился ещё один яркий спектакль — новый Тартюф с приставкой Lё на французский лад.

10.10.2019 в 10:56

Хармс, cтаруха и коза на веревочке


1 октября в рамках проекта «Репетиции» в Театре на Таганке прошел показ спектакля «Старуха» по одноименной повести Даниила Хармса.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

11.11.2018 в 21:52

«Город на память». 138. За кулисами Театра на Таганке


Справедливости ради надо сказать, что режиссёр Юрий Любимов пришёл не на пустое место, в старом Театре драмы и комедии уже служили интересные актёры.

03.10.2018 в 00:32

«Город на память». 062. Театр на Таганке


В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы.

22.10.2017 в 19:58

К 80-летию Александра Вампилова в театре на Таганке поставили «Старшего сына»


Это одна из популярнейших пьес драматурга, много раз поставленная в разных театрах.

02.07.2017 в 20:33

Диагноз — «тургеневская девушка»


На Малой сцене театра на Таганке состоялся показ эскиза к будущему спектаклю по пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне".

20.10.2016 в 22:20

Смертельное искушение в Театре на Таганке


Проект «Репетиции» порадовал спектаклем режиссера Александра Баркара «Вий» по мотивам одного из самых мистических произведений Гоголя.

07.10.2016 в 08:10

Лунные зайчики


В Театре на Таганке был показан очередной эскиз в рамках проекта «Репетиции».

15.09.2016 в 19:20

Что такое осень? Это праздник!


День Города в этом году выдался пасмурный, но Москва умеет веселиться в любую погоду!

12.09.2016 в 09:47

Сбор труппы Театра на Таганке


После летних каникул Ирина Апексимова собрала свою труппу в саду Эрмитаж.

11.02.2016 в 09:50

«Бесконечный апрель» показали в театре на Таганке


5 февраля в театре на Таганке состоялся показ эскиза спектакля Валентины Куваевой "Бесконечный апрель" по пьесе Ярославы Пулинович.

09.02.2016 в 12:50

Сергей Чехов поделился эскизом спектакля «Бесы»


В начале февраля театр на Таганке продолжил проект «Репетиции» эскизом спектакля «Бесы» по роману Достоевского.