Проекту «Открытые репетиции» в театре на Таганке пять лет, и в этот раз под свежим соусом подан серьезный материал, перевернувший судьбы миллионов людей – молодой режиссер Надя Кубайлат вытащила на сцену, ого, «Капитал» Карла Маркса.
Спектакль начинается со скандирования популярной рекламы, которую в детстве крутили по телевизору, если в доме стоял телевизор. Резанули слух воспоминания о рекламном потоке, на котором построена экономика страны. Продукты, бытовые товары, предметы первой необходимости. На сцене видим молодых девушек в вечерних платьях и на тонкой шпильке. Волосы завиты в вечерние прически, яркий макияж. Девушки и молодые люди читают рекламный текст с музыкальной партитуры. Хочется осознать смысл аллегории, но пока не удается.
Завершенный образ намекает на то, что в таком случае в руках появится скрипка или, минимум, клавиши рояля, и мы вовсе не на открытой репетиции театра на Таганке, а на классическом концерте консерватории. В мозгу пробежала мысль-ухмылка: «так вот что теперь считается классикой!» Память снова зашуршала разномастными воспоминаниями из детства.
Словно бесконечные, проигрыши рекламы эры потребления начинают раздражать и доводить до тошноты. Надежда на сюжет с хрустом ломается и сгорает в предсмертной агонии, как тот умный дом из фантастического рассказа Рея Бредбери «Будет ласковый дождь». Со сцены непрерывно доносятся нарочито эмоциональные возгласы фальшивых улыбок: «Я знал, что ты идеальная хозяйка». То ли дань моде, то ли плевок в бездну отчаяния потребительской бездуховности.
Но вот выходит университетский преподаватель, и рекламные скрипки уходят, не прекращая свою главную тему.
«Цель данного курса – убедить вас прочитать вот эту книгу», – словно извиняясь, признается актер театра Василий Уриевский, загримированный под вашего молодого отца или дедушку. Преподаватель с трепетом перекладывает из руки в руку здоровенный пыльный том «Капитала». Легкое заикание, рубашка в затхлую клетку, баночка напитка «Cola» на столе. Внутри некое ощущение сочувствия за отсутствие интереса к предмету экономической теории, которая за пределами университета обрастает практическим опытом, даже если мы этого упорно не замечаем.
Спектакль – несуразная какофония попсы, рекламы, эпохи потребления, диджитал-инноваций, свежий уорхоловский крик о важном. Об экономических законах, по которым развивалось и продолжает развиваться общество.
Режиссер спектакля Надя Кубайлат окончила ГИТИС в 2018 году и уже успела войти в лонг-лист премии «Золотая маска» со спектаклем «Мой Папа — Питер Пэн» по пьесе Керен Климовски. Молодой цепкий ум горит идеей донести до аудитории базовые экономические понятия, смешав их с примером айфона, чехла для айфона, стекла для айфона, зарядки для айфона, пауэр банка для айфона. Этот безумный, безумный мир.
С обсуждением и примерами того, чем отличается потребительская стоимость товара от меновой стоимости, незаметно проходит час. Проходит в шутках, хохоте, аплодисментах, восхищении и снисходительных улыбках на лицах зрителей. Каждый современный зритель в чем-то, да узнал себя.
Девизом спектакля может быть фраза, сказанная со сцены: «шаурма, как результат работы труда». Налицо социокультурный феномен, который, при желании, может быть изучен с точки зрения экономики. А может уже появились подобные исследования?
Спасибо актерам Павлу Бессонову, Илье Михайлову, Полине Куценко, Анастасии Захаровой, Ксении Орловой за неожиданные театральные вставки по Чехову, за французский шансон прошлого века. Все это напоминало шоу, пока преподаватель прятался в дымке настоящего, затем появлялся в короне и пытался донести до нас, «студентов», бессмертные азы «Капитала». Каждому преподавателю серьезного предмета приходилось «попрыгать с цирком перед студентами» с разъяснениями важного материала.
Пропустит ли зрительская цензура данную репетицию, решать вам, будущим гостям спектакля. Спектакль свеж, современен, амбициозен в попытке обратиться к серьезному труду и умилительно трогателен в манере исполнения.
А «Капитал», возможно, стоит перечитать. Некоторым – ознакомиться впервые.
Ммм… Данон.
Рубрика: Культура. Метка: Театр на Таганке.