«Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь… и в сердце… и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви!»
Александр Островский
Вечно повторяющаяся история о неутолимой жажде любви и о цене, которую приходится за нее платить. Эта тема одна из ключевых в творчестве Александра Островского. Катерина из «Грозы», Оксана из «Бесприданницы» и Снегурочка. Три женских образа, три образца притягательной женской красоты и три жертвы, принесенные на алтарь любви. Что есть любовь? Ускользающее щемящее чувство, таящее в себе бесконечную сладость, томительное обещание счастья. Только зародившись глубоко внутри, это чувство сразу обрастает завистью, болью, ревностью. Снегурочка не подвержена людским страстям, «младенчески чиста душа ее». Но стремление к любви настолько сильно, что даже предчувствуя скорую гибель, она все равно выбирает любовь. «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез».
Получился красивый зрелищный спектакль с яркими актерскими работами.
Мария Матвеева создала чудесный образ Весны. От нее веет свежестью, лёгкостью, щебетанием птиц. По-женски нетерпеливо она переодевается из тяжелых зимних сапог в легкие босоножки, затем активно, очень по-деловому разгребает и выносит со сцены картонные сугробы. Ее вторая роль – прекрасной Елены оставила не менее сильное впечатление. Мороз — холодный, суровый, гордый и непреклонный. Такой образ создал Александр Трофимов. И в то же время, он по-настоящему любящий отец и всячески оберегает свою дочь от опасности.
Роль Снегурочки, незнающей любви красавицы, немного инертной, холодноватой сыграла Дарья Авратинская.
Марфа Кольцова сыграла яркую чувственную Купаву, то влюбленную и счастливую, то несчастную и брошенную, но очень земную и понятную.
В роли харизматичного и эпатажного царя Берендея, этакой звезды шоу-бизнеса был великолепен Павел Комаров. В его манерах легко узнаваемы черты наших звезд Баскова, Зверева, Леонтьева. Он долго сдерживался, но все же спустился в зал, в объятья своих поклонников, а завершение своего выступления сел на шпагат, чем окончательно покорил публику.
Группе берендеев большой респект. Подобострастно влюблённые в своего царя-кумира, всегда готовые подставить спину, сделать массаж, выполнить любой каприз. Каждый их выход на сцену дарил массу положительных эмоций зрителям. Евгении Романовой отдельное спасибо за очень выразительное без единого слова исполнение своей роли.
Павел Левкин создал необычный образ Леля с томными жеманными манерами, благосклонно принимающего любовь всех окружающих девушек. Еще одна звезда на берендейском небосклоне. Запомнилось его неповторимое исполнение «Я спросил у ясеня» в стиле Фреди Меркьюри.
Особую роль в постановке играет небо. В какой-то момент оно превращается в огромный экран, чтобы показать кадры из старого советского фильма про Снегурочку. Очень чутко, как живой организм, небо реагирует на происходящее: то нависает и почти физически начинает давить, то поднимается, даруя свет и простор, то принимает облик крыши, давая всем ощущение защищенности. В конце каждого действия небеса поворачивались к зрителям своей оборотной стороной и время как будто останавливалось для берендейского царства. Еще один постоянный участник постановки – мистический туман. Благодаря ему возникает новое пространство, портал, через который к людям приходит Снегурочка. Во втором акте вместо снежных сугробов сцена заполняется водой. В ожидании восхода всемогущего Ярило, разгорается настоящая берендейский праздник, больше напоминающий корпоративную вечеринку в сауне.
Постановка наполнена юмором, интересными техническими решениями, отсылками к персонажам сегодняшнего дня, благодаря чему действие становится очень увлекательным и иногда напоминает шоу. Вместе с тем, авторы очень аккуратно сохранили основную идею пьесы, ее классический контекст.
В спектакле важная роль отведена Масленице, как символу времени и неотвратимости конца. Ее прекрасно сыграла Елизавета Высоцкая . Она появляется в самом начале спектакля с протяжной щемящей песней, когда еще нет ни намека на печальный конец. Масленицу всегда сжигают и она предчувствует это. Ее финальный танец, танец смерти наполнен и пляской огня и принятием своей судьбы. Круг замкнулся. Весна сделала свою работу, наполнила любовью весь мир. Таково ее предназначение. И чем прекраснее и сильнее жизнь, пробужденная Весной, тем ярче пламя, в котором сгорает Масленица. Любовь – это высшая точка жизни, и удержаться на ней невозможно. Жизнь идет дальше, оставляя позади и лютые морозы, и Весну-Красну и прекрасную растаявшую от любви Снегурочку.
Премьера намечена на 25 сентября.
Рубрика: Культура. Метка: Театр на Таганке.