Актер — человек без кожи. Поэтому сочетание «актер и война» – кажется невозможным. Одна из частей книги воспоминаний Иннокентия Смоктуновского «Быть» называется «Ненавижу войну». Коротко и точно. «Он попал на фронт совсем мальчиком в 16 лет, прошёл очень страшное испытание и на гамлетовский вопрос «быть или не быть» ответил «быть», – рассказывает режиссер Екатерина Гранитова.
Кто-то все время протягивал руку и буквально вырывал мальчика из рук смерти. Помощь могла прийти неожиданно, но приходила всегда. Это были то немецкий солдат, благодаря которому удалось бежать из плена, то семья крестьян, приютившая и выходившая его, ослабевшего от голода и дизентерии. Таких благодетелей тогда самый обычный мальчик Кеша встретил очень много. И благодаря доброте этих незнакомых людей он выжил. Книга «Быть» наполнена благодарностью к каждому из них, тем, кто согрел, поддержал, вовремя сказал теплое слово, не дал сойти с ума. Потом он окрепнет и закалится, станет освободителем, но никогда не забудет боль и страх, нечеловеческие страдания, которые видел и переживал сам. То, что 16-ти летний мальчишка смог выжить на войне, вернулся, стал гениальным актером, – это чудо. Перед режиссером стояла очень непростая задача: «как поговорить со зрителем о войне, чтобы не впасть в сентиментальность, не пережать, не испугать, найти язык. Это очень сложный поиск». То, что получилось — тонкий и очень человеческий разговор о войне без лишнего пафоса.
Спектакль не случайно обозначен в афише, как «Прерывистая нить воспоминаний». Таково его построение. Картины войны сменяются эпизодами из детства. Вот измученный и обессиленный мальчик идет по бескрайней степи в колонне военнопленных. Вот Кеше 10 лет, в его руках деревянный самолет, безоблачное небо, солнце, заливающее светом все вокруг создают ощущение безграничного счастья. Вот спустя много лет известный актер возвращается в маленькую польскую деревушку, где на его глазах в коротком и страшном бою погибло 134 человека. В спектакле роль главного героя исполняют несколько человек. Они показывают нам Иннокентия Смоктуновского разным: Людмила Дмитриева – нежным и романтичным, Наталья Благих – стойким и выдержанным. Особая благодарность Татьяне Владимировой за неповторимую интонацию, за глаза, в которых отражена жизнь. Ей удалось сказать и сыграть то, о чем молчат фронтовики во время минуты молчания. Отсутствие внешнего и возрастного сходства с героем нисколько не мешает воспринимать его чувства и внутренний мир.
Музыкальную основу постановки, заряжающую актеров на непростую работу, создал композитор Григорий Ауэрбах. «Он очень много вливал в нас темперамента», – говорит Людмила Дмитриева. В спектакле звучат произведения Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Софьи Губайдулиной. Прекрасный молодой художник Мария Бутусова создала среду, которая по словам режиссера «поддерживает актерское существование на сцене». Невысокая живая изгородь, перемещаясь формирует пространство каждой новой мизансцены. Среди декораций есть стена, играющая роль экрана, с которого к нам приходит еще один образ Смоктуновского через фрагменты спектаклей и его гениально сыгранные роли.
Прежде всего, спектакль «Быть» – это обращение к людям, которые знали и любили Иннокентия Смоктуновского, его работы в театре и кино. У них будет возможность соприкоснуться, вспомнить, узнать что-то новое. С другой стороны, перед создателями стоит задача наладить связь времен и познакомить молодое поколение с великим актером.
Рубрика: Культура. Метка: театр Et Cetera.