27.09.2020 10:52

Образ жизни – террор

«Есть что-то, что выше самой любви. Это террор. Террор – это мое наслаждение, моя единственная грандиозная любовь, мое священнодействие».
Из пьесы Марка Розовского «Фанни»

Историю Фанни Каплан никогда не ставили на театральной сцене. Дело покушения на Ленина само по себе очень запутано и окутано тайной. Тем более интересным материалом оно стало для талантливого драматурга и режиссера. В результате появилась новая работа мастера с неожиданными поворотами и элементами мистики. В этой истории 100-летней давности Марк Розовский увидел повод поговорить об истории нашей страны, сталинских репрессиях и о советском режиме в целом. Сейчас эта тема приобретает особую актуальность на фоне поднимающейся волны любви к «великому» Сталину, который «поднял страну» и «выиграл войну». По словам режиссера, «есть огромное желание противостоять этому и напомнить о том, какой ценой всё это было сделано».

Действие спектакля происходит в тюремной камере, где Фанни Каплан ожидает расстрела после неудавшегося покушения на Ленина. Ее, почти полностью ослепшую, наощупь передвигающуюся по камере, посещают видения будущего. В отрывочных картинках, лозунгах, высказываниях («ГУЛАГ», «дело врачей-убийц») мы легко узнаем черты и знаки ушедшей в прошлое советской эпохи. Для самой предсказательницы это страшный сон о будущем, зловещем и непонятном. Действующих лиц всего трое. Главная героиня — террористка Фанни Каплан, уверенная, что можно изменить ход истории, уничтожив одного человека. Второй персонаж — комендант Кремля, бывший матрос Мальков. Верный ленинец, он готов выполнить любой приказ партии, и не утруждает себя размышлениями на морально-этические темы. Для него убить врага это дело чести, даже если враг – женщина. И третий — представитель новой чекистской формации, который приходит и записывает предсказания Фанни. Перед нами три очень разные силы, ставшие прародителями страшного будущего из видений Фанни. В скором будущем их всех перемелют жернова революции. Первую – Фанни, остальных чуть позже. Еще один интересный персонаж пьесы — крыса. Фанни не страшит смерть, но обычная крыса может испугать ее до смерти. Когда первый страх проходит, героиня пересказывает крысе историю своей жизни. И крыса становится единственным живым существом, готовым выслушать Фанни просто «по-человечески». Мышеловка, которую ставит Мальков, а потом сам в неё попадает — образ революции, как монстра поедающего своих детей.

С одной стороны спектакль располагает к размышлениям, возможно ли было избежать кровавого сценария развития страны и направить историю в другое русло. С другой стороны, это безусловно личная трагедия человека в ожидании собственной смерти. Хотелось бы, чтобы этот аспект личностной трагедии героев был проявлен сильнее. Фанни и Мальков как в зеркале отражают друг друга. Они наперебой спорят, кому принадлежит фраза «цель оправдывает средства». Они совершенно не понимают, что этот принцип уравнивает их, делает абсолютно одинаковым злом. Мы видим Фанни в момент откровения в потоке света, и замершего Малькова, с поднимающейся огромной тенью за спиной. Третий участник событий, чекист, возвышается над их взаимной ненавистью. Он нашел иной путь развития для себя, пусть некрасивый, отвратительный, но это путь выживания, путь наверх. Ведь «все, что полезно революции, то можно». Спектакль позволяет увидеть историю глазами людей, творящих ее, и даже не представляющих себе, что они сотворили. Когда пройдена тонкая грань человечности, то и сторонники кровавого режима и те, кто против него борются, оказываются по одну сторону.

С самого начала в спектакле звучит патетическая музыка, как внутренний фон всех присутствующих. И только она может заглушить боль страх, мысли о близких, непонятную тревогу, разбуженную предсказаниями. Видения Фанни сопровождает мистический туман, странный холодный свет и нарастающий низкочастотный звук. Он хорошо слышен зрителям. Мы чувствуем его давление и не можем его игнорировать, потому что знаем, что будет дальше. А в головах наших героев звучит Бетховен, символ высокой и чистой цели, оправдывающей любые средства.

Каждый спектакль Марка Розовского — это встреча с качественными актерскими работами, яркими и объемными образами персонажей. Вера Десницкая удивительным образом переняла патетическое настроение героини. Ей удалось передать даже внешнее сходство. Она как будто сошла со старинной фотографии. Владимир Давиденко создал яркий хорошо узнаваемый образ матроса, горячо переживающего за дело революции. Игорь Скрипко сыграл утонченного, подчеркнуто вежливого и циничного представителя высшей революционной касты.

Обсуждая свой новый спектакль в кругу близких друзей, Марк Григорьевич Розовский поделился, для чего он затеял этот проект: «Я хочу вас заставить задуматься, а был ли возможен другой ход истории? Может быть хотя бы малая часть молодых людей заинтересуется темой насилия, темой бунта бессмысленного и беспощадного». Фанни Каплан не смогла убить Ленина, но совершенное ею покушение спровоцировало большой террор. Это развязало руки беспощадной борьбе с врагами революции. Фанни Каплан — незначительная фигура. Она та самая щепка из пословицы «лес рубят — щепки летят». Но в какой-то поворотный момент истории маленький человечек вдруг оказывается выплеснутым на самое острие социальной жизни. Чем закончилась история Фанни Каплан, террористки-неудачницы, которая из своих 38 лет 20 провела на каторге? Расстрелом и сожжением на хоздворе Кремля? Нет. Здесь, под кремлевскими стенами, история большого красного террора только началась. И продолжается по сей день.

Из сообщения ЧК, 30 августа 1918 года: «Этот день злодейского покушения на товарища Ленина позволяет нам отказаться от сентиментальности и твердой рукой совершить диктатуру пролетариата. Да разгорится костёр красного террора!»

Марк Розовский предлагает творцам революции через пророчества Фанни заглянуть в будущее и увидеть последствия своего творения. Готовы ли наши герои взять ответственность за будущее, за свой выбор? История повторяется, поэтому так важно учить ее уроки. Готово ли нынешнее поколение взять ответственность за свое будущее?

Фанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк РозовскийФанни, реж. Марк Розовский

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации