30.09.2020 13:05

Не стреляйте в загнанных лошадей

Режиссер Владимир Панков вместе с хореографом Екатериной Кисловой создали потрясающий спектакль. Поскольку SounDrama подразумевает не ограничение, а расширение жанровых рамок, то и вход в эту историю получился необычно красивый. Представьте себе пронзительный на грани срыва голос девушки. На ее зов охотно отзывается саксофон. Они разговаривают, то подхватывая, то перебивая друг друга. Музыка разливается волнами, а их голоса переплетаются, пронизывая и наполняя пространство бесконечной невыразимой тоской. Музыкант сидит ссутулившись с очень грустным лицом в простой черной шляпе и строгом пиджаке. Он знает, что будет дальше. Каждый шаг девушки, каждый удар её каблучка отсчитывает бесконечно долгие последние секунды её жизни. Напряжение нарастает. Она грациозно прикуривает от направленного на нее пистолета. Раздается выстрел, и… дает старт воспоминаниям.

В этих воспоминаниях есть все: великая американская депрессия, мечты бедняков о яркой красивой жизни, бесконечный восторг и цинизм зрителей первого в истории реалити шоу под названием «танцевальный марафон». Начинается сумасшедшее действо, соединившее в себе глубокую драму, музыку, танец, элементы вестерна, комикса и даже детектива. На сцене происходит радостная вакханалия смешных и одновременно драматичных ситуаций. Интерьеры танцхолла 30-х годов великолепно воспроизвел художник Максим Обрезков. Подсвеченные окна-двери визуально расширяют границы сцены, а подвижные барные стойки все время перемещаются, изменяя пространство для каждой новой картинки.

Градус комичности и иронии все время нарастает. Дмитрий Костяев превращается то в громогласного устрашающего вида судью, то в грандиозную миссис Лейден, с огромными ресницами в огненном парике. Образ получился настолько объемный и гротескный, как будто в полный рост перед нами предстала сама Венера Пуговкина из «Необыкновенного концерта» Образцова.

Братья Рассомахины снова восхитили всех присутствующих своей пластикой и артистичностью в роли детективов. Великолепную пару составили маленькая Анна Волкова и большой Александр Занин, легко одной рукой удерживающий свою миниатюрную партнершу. Их персонажи, Джеймс и Руби Бейтс ожидают ребенка и при этом настроены на самую бескомпромиссную борьбу. Руби громко заявляет: «мы победим!» – расширяя глаза и делая при этом такое страшное лицо, что все вокруг осторожно расступаются. Балетное трио «Лига матерей за общественную мораль» – это высший пилотаж. Их бесподобный выход, подпрыгивание главной дамы в попытке встать на пуанты, очень точно попали в цель и показали все их ханжество и ограниченность, показную заботу и брезгливость.

Заправляет всем этим шоу неподражаемый ведущий, неустанно подогревающий публику, Сокс Дональд, в роли которого выступил энергичный и постоянно импровизирующий Григорий Данцигер. И мы смеемся вместе с нашими героями, потому что без иронии невозможно пройти сквозь жестокую и безнадежную реальность. По словам Екатерины Кисловой, «если бы они думали только о том, чтобы выжить, они бы не выжили». Смешные и комичные сцены в спектакле сменяют моменты, наполненные лиризмом и нежностью: мощное дыхание океана и вздыхающий вместе с ним саксофон, закат солнца, за которым наблюдает Роберт, путешествие солнечного луча, то скользящего по фигурам Роберта и Глории, то притаившегося в складках одежды. Это солнышко посылает нашим героям лучик надежды на благополучный исход. Вместе с тем, нарастает усталость и отчаяние главных героев Роберта и Глории. Харизматичная, яркая, уверенная в себе Глория становится похожа на загнанную лошадь.

Роберт держится до последнего. Какое-то время в нем хватает жизненных сил на двоих. Но и они иссякают. И в этот момент полного опустошения они оказываются очень близки и понимают друг друга, как никогда. Единственная последняя просьба Глории к Роберту — выстрелить. В висок. И эта просьба уже не кажется ему безумной. Раздается выстрел, гаснет свет, исчезает весь мир, его краски и звуки. В наступившей тишине раздается дрожащий голос саксофона, полный внутреннего трагизма и тоски. Живая музыка здесь является полноправным действующим лицом. В этом безусловно заслуга музыкантов, их высочайшего профессионализма. Восхищает их включенность и способность вплетать звучание музыкальных инструментов в общую драматическую ткань спектакля.

Режиссер назвал выбор произведения далеко не случайным: «Наше направление – SounDrama, и это произведение — очень логичный выбор. В спектакле выстраивается вертикаль не только из музыки и драмы, но также добавляется танец». Екатерина Кислова создала совершенно новую синтетическую хореографию, где артисты балета вступают в танцевальный диалог с драматическими актерами и музыкантами, а неповторимая Яна Чекина совершает невообразимые пируэты с виолончелью. «Это произведение дает возможность хулиганить и иронизировать. Мы хулиганим и иронизируем над танцевальными стилями» – замечает хореограф. В постановке использован целый каскад танцев: рок-н-ролл, джайв, акробатический танец. Для Елизаветы Костюковой, исполнительницы роли Глории самым сложным оказался танец лошади, «это женский танец, где мы все превращаемся в лошадей, чувствуем их пластику». Виктор Сапелкин, сыгравший Роберта, считает, что танцевальный марафон в спектакле – это лишь предлагаемые обстоятельства, а главное, это «на что способен человек в экстремальной ситуации, может ли убить? Масштаб трагедии от этого становится всё больше и больше. А где предел? Предел это жизнь».

И все же спектакль проникнут светом надежды. В этом уверен Владимир Панков: «Загнанных лошадей пристреливают. Не правда ли? – это всегда знак вопроса. Мы должны себе доказать, что не надо стрелять. Вот это самое главное».

SSR_7902SSR_7780SSR_8719SSR_8670SSR_8632SSR_8581SSR_8549SSR_8503SSR_8925SSR_9162SSR_9319SSR_9345SSR_9961SSR_9457SSR_9577SSR_9668SSR_9694SSR_9702SSR_9735SSR_9707SSR_9898SSR_9621SSR_0040SSR_0102

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Соколе.

Другие публикации