03.10.2020 02:17

Яхтенные права – мечты и реальность

Летний вечер, берег моря, чарующий закат – вот это счастье!
(Энрико Ферми)

Мечты… у всех есть мечты, но у каждого они разные. Кто-то мечтает о полёте в космос, кто-то объездить весь мир, кто-то встать за штурвал яхты и отправиться в кругосветное плавание. Море – это бесконечная романтика и незабываемые приключения. Магические волны и ветер покоряют сердца страстных открывателей и любителей неопознанного и гонят их в поисках неизведанного.

Самостоятельно взяться за штурвал – для многих это кажется совершенно несбыточным. На самом деле это не так сложно. Самый простой и быстрый вариант — записаться в парусную школу, пройти там и теоретический и практический курс и после этого уже смело отправляться в увлекательное путешествие под парусами.

Рассмотрим, какие системы обучения доступны в России сегодня:

  • ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного Спорта)
    Лучше всего проработана программа рулевого. Права ВФПС необходимы, если вы планируете ходить в основном на спортивной яхте и принимать участие в соревнованиях. Экзамен ориентирован в первую очередь на умение управлять яхтой под парусом без мотора и безопасность
  • ГИМС (Государственная Инспекция по маломерным судам)
    Права, выдаваемые Государственной инспекцией по маломерным судам, являются самым распространенным легитимным документом в России. Обязательны, если вы планируете ходить по внутренним водным путям Российской Федерации. При этом программы обучения парусу у ГИМСа нет, так что парусные знания придется получать в других местах
  • права Минтранса
    Выдаются профессиональным судоводителям, задумываться о них стоит, если вы решили серьезно связать свою профессию с морем
  • IYT – International Yacht Training
    Частная компания со штаб-квартирой в Канаде. Преподавание может вестись на любом национальном языке, благодаря чему сеть и получила столь широкое распространение в России и странах СНГ. Несмотря на «канадскую прописку», сертификаты IYT признаются многими чартерными компаниями Европы
  • RYA – Royal Yachting Association, или Английская королевская ассоциация
    Дипломы, выдаваемые школами этой системы легитимны и узнаваемы многими чартерными компаниями мира. Минусом данной системы для российских яхтсменов может стать то, что обучение ведется на английском языке, и, следовательно, недостаточный уровень владения языком может послужить причиной провала на экзамене
  • ISSA – International Sailing School Association
    Старейшая системой яхтенного обучения в мире, сертификаты признаются многими чартерными компаниями Европы. Обучение можно проходить на Русском языке

А теперь самое интересное. Все эти сертификаты не имеют в Европе никакой юридической силы. С точки зрения Европейского законодательства, любой гражданин, который собирается ходить на яхте в иностранных водах, должен иметь документ, подтверждающий его компетенцию. Для этого комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии в 1998 году принял Резолюцию об образцах Международного удостоверения на право управления прогулочным судном. Такое удостоверение носит название ICC – International Certificate of Competence.

Многие страны, входящие в состав Европейского союза, подписали данную Резолюцию и самостоятельно (или с помощью школ) выдают права ICC своим гражданам. Такие страны как Греция, Испания, Португалия, США и некоторые другие еще не подписали данный документ и не считают права ICC легитимными. К таким странам относится и Россия. Так что пока наши яхтсмены могут получить данный сертификат либо в других странах, либо в комплекте с правами RYA или IYT, завершив обучение по этим программам. Стоит это удовольствие дополнительных финансов, но это оправданная трата, если вы планируете посещать, например, Францию или Италию.

Однако не стоит забывать о том, что удостоверение ГИМС является единственным легитимным документом российского частного судоводителя и оно признается в большинстве сопредельных государств и стран ЕС.

Все яхтенные школы выдают по окончанию обучения выдают сертификаты, только правомерность и доверие у них в различных странах мира разная.

Для того чтобы не прогадать лучше образовательную площадку c именем и репутацией. Одной из таких мест является Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова http://www.sailingcenter.ru/.

У них представлено три основных образовательные программы:

  • «Рулевой парусного спортивного судна» (парусность – до 80 м2, удаление от берега – 50 миль)
  • «Яхтенный капитан прибрежного плавания» (без ограничения парусности, удаление – 200 миль)
  • «Яхтенный капитан» (без ограничений парусности и района плавания)

Так же существует и дополнительная подготовка яхтсменов при обмене квалификационных документов.

По окончании курсов выдается свидетельство, на основании которого слушатели могут пройти квалификационные испытания в любой Администрации морского порта, включая «Большой порт СПб», с последующим получением удостоверения государственного образца Минтранса РФ, дающего право управлять парусной яхтой в России и других территориальных водах. Одновременно, после сдачи экзамена в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), можно получить удостоверение на управление парусной яхтой и маломерным или прогулочным судном. Все указанные документы действует не только в России, но и признаются за границей, позволяют арендовать яхты и управлять ими.

Обучение на данных курсах имеет целый ряд преимуществ:

  • Это единственная в Санкт-Петербурге государственная яхтенная школа;
  • Наличие собственного учебного флота (12 яхт)
  • Проведение занятий в лабораториях и тренажерных классах
  • При успешном окончании курсов слушатели получают удостоверение Минтранса РФ/ГИМС
  • Высокий уровень преподавательского состава, это сотрудники ГУМРФ, кандидаты наук, мастера парусного спорта международного класса
  • Учиться теории можно находясь не только в Санкт-Петербурге, для желающих доступен онлайн формат
  • Выпускники и слушатели курсов ежегодно участвуют в дальних морских походах, российских и международных регатах, международных практиках как члены экипажей яхт ГУМРФ им. Адмирала С.О. Макарова

ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Хочу управлять яхтой в России и за границей, что для этого требуется?

Пройти обучение, получить бесценный опыт и подтвердить квалификацию – сдать на права ГИМС / ВФПС

Являются ли права ГИМС международными?

Всемирных прав или сертификатов, признаваемых абсолютно любой страной, вообще не бывает. Удостоверение ГИМС является единственным легитимным документом российского частного судоводителя и оно признается в большинстве сопредельных государств и стран ЕС.

Достаточно ли удостоверения ГИМС, чтобы взять яхту в чартер?

Да, выданные в ГИМС документы, являются правами на управление яхтой международного образца. В большинстве мест проблем с получением яхт не должно возникнуть.

Как получить права ГИМС?

ГИМС – это всего лишь контролирующий орган, никаких аккредитованных центров при нем не существует. При наличии соответствующих знаний смело идём и сдаём экзамены.

Школ яхтинга много, какую выбрать?

Выбирайте образовательную площадку c именем и репутацией, не ошибётесь. Одной из таких мест является Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова http://www.sailingcenter.ru/

Подойдут ли в России сертификаты IYT, RYA, ICC или ВФПС?

Юридически нет. Вы можете ходить по территориальным водам РФ только с удостоверениями ГИМС или Минтранса. На практике подойдут любые.

06_IMG_8940_sm07_IMG_8944_sm10_IMG_9029_sm05_IMG_8958_sm04_IMG_8964_sm03_IMG_8927_sm13_IMG_8946_sm12_IMG_8984_sm14_IMG_9045-2_sm15_IMG_9048_sm16_IMG_9055_sm

Вы должны понимать, что сами по себе права на яхту, для исполнения давней мечты, являются не более чем бюрократическим нюансом, нисколько не гарантирующим ваши истинные знания, опыт и навыки. Обучаться и повышать свою квалификацию надо постоянно, как при помощи различных ассоциаций, так и самостоятельно!

Текст и фото: Евгений Юршин

Рубрика: Репортаж. Метки: спорт, яхтинг.

Другие публикации