11.10.2020 15:14

Водевиль умер? Да здравствует водевиль!

«Мы говорим, что у современного зрителя клиповое мышление. А что такое клиповое мышление? Событие-событие-событие. Так это же водевиль!»
Михаил Цитриняк

В бесконечном море творчества, разнообразии направлений, театр Вахтангова остается примером высочайшего уровня режиссуры, игры актеров, организации сценического пространства. В преддверии своего столетнего юбилея театр подарил своим зрителям чудесный водевиль «Соломенная шляпка». Пьесу Эжена Лабиша впервые поставили на этой сцене 80 лет назад. Спектакль сразу завоевал сердца зрителей и надолго вошел в репертуар театра. Время идёт, вкусы меняются. Неужели и сейчас могут быть интересны истории про пожилых ревнивых мужей и коварных красавиц, разбивающих сердца?

В начале спектакля на сцене появляются бравые гвардейцы и дружно раскручивают огромное сверкающее колесо. То ли это колесо фортуны, то ли старинная шарманка, разрисованная сельскими пейзажами в стиле Анри Руссо. По замыслу сценографа Марии Рыбасовой это вращение сразу погружает нас в атмосферу праздничного карнавала и запускает круговерть событий. Звучит старинная музыка и начинают двигаться и кружится фигурки: дамы в пышных платьях, кавалеры на механических лошадках, старинные напольные часы, стулья на ажурных ножках. Фигурки оживают и весёлая история, полная неожиданных поворотов, хитросплетений, каламбуров, песен и танцев начинает свой путь. И вот уже по кругу двигается свадебная процессия: жених Фадинар, невеста Элен, ее отец Нонакур и многочисленные родственники.

Находчивого пройдоху Фадинара всю дорогу сопровождают приключения. Сначала его лошадь съедает шляпку из итальянской соломки, и теперь ему просто необходимо найти точно такую же, иначе пострадает честь ее хозяйки. В поисках шляпки наш герой попадает в разные переделки, из которых всегда находит неожиданный выход.


В спектакле нет большого количества декораций. Каждая мизансцена обозначена буквально несколькими деталями: ширма, бюро, часы. Только самое необходимое. Все остальное дополняет свет и воображение зрителя. Зато платья, как будто пошитые для королевских особ, поражают вкусом и утонченностью стиля. Имя кутюрье от театра Вахтангова – Виктория Севрюкова.

В спектакле заняты заслуженные мастера сцены: Рубен Симонов, Олег Форостенко, Михаил Васьков. Они задают тон и демонстрируют высочайший уровень мастерства. Рядом с ними на сцену выходит среднее поколение и молодые актеры, для которых это счастливое сотворчество является самой лучшей школой. Здесь, как в хорошей семье, прекрасно уживаются опыт и молодость. Главное, чем наполняется молодые актеры, работая рядом со старшим поколением – это врожденная, не убиваемая интеллигентность, легкость и аристократизм подачи. Леонид Бичевин очень органично чувствует себя в роли Фадинара. Ему близки и дороги в этом спектакле «свобода, атмосфера влюбленности, брызги шампанского, скорость». Исполнительница роли Клары, Нонна Гришаева считает для себя подарком, «когда артист может себя проявить во всех качествах, со всех сторон — и петь, и танцевать, и играть в нашей любимой вахтанговской школе».

Спектакль играют 2 состава, и по выражению режиссера, оба первые. На пресс-показе у зрителей была возможность убедиться в этом. После спектакля мы увидели основные мизансцены в другом исполнении. И это было настолько интересно: две совершенно разные Клары, каждая по-своему хороша. Клара Нонны Гришаевой – тонкая и вкрадчивая. Клара Александры Стрельцовой – внушительная, властная с немецким акцентом и очень убедительная. Сразу становится понятно, почему Фадинар от нее когда-то сбежал. Две баронессы де Шампиньи, Лидия Вележева и Марина Есипенко раскрыли образ своего персонажа очень по-разному, свежо и с юмором. Если продолжать список хорошо, ярко сыгранных ролей, то придется перечислить всех актеров, занятых в спектакле.

Как заметил режиссер спектакля Михаил Цитриняк, «самое трудное — выпускать легкий жанр. Смешное-то у каждого свое». Главный результат – это впечатление зрителя. После спектакля остаётся радостное ощущение, чувство наполненности и естественности. Здесь всего в меру. Идеальные пропорции юмора, иронии, самоиронии. В спектакле создана замечательная атмосфера, где зритель чувствует себя в своей тарелке, на своем месте. От него не требуется быть философом или психологом, разбирающимся в потемках чужой души. Высокое мастерство превращает любое искусство в воздух. Им можно просто дышать. Без опаски. Водевиль жив. Приходите и наслаждайтесь!

SSR_0448SSR_0511SSR_0556SSR_0602SSR_0618SSR_0628SSR_0674-2SSR_0706SSR_0761SSR_0831SSR_0990SSR_1351SSR_1420SSR_1519SSR_1659SSR_1716SSR_1777SSR_1819SSR_1857-EditSSR_2416

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: театр Вахтангова.

Другие публикации

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

04.12.2019 в 10:38

Звезда Театрала 2019


2 декабря в театре Вахтангова в 12-й раз прошло вручение премии зрительских симпатий «Звезда Театрала».

13.09.2019 в 03:09

Пер Гюнт — герой нашего времени


Начало сезона в Театре им. Е.Вахтангова ознаменовалось громкой премьерой спектакля, поставленного новым Главным режиссером театра Юрием Бутусовым.

30.03.2019 в 21:04

Девять выпускников Щуки, желание и книжка с пьесой Лопе де Вега


В спектакле «Комедия о вдове» главное, что он был создан без режиссёра, - все участники творческой труппы являются полноправными режиссёрами, авторами, сочинителями.

22.12.2018 в 22:01

«Город на память». 362. Калошин переулок


В наши дни в Калошин переулок зачастили театралы - на премьеры Симоновской сцены Театра имени Вахтангова и в Центральный Дом актёра на спектакли и концерты.

30.11.2018 в 08:51

Любовь — её отсутствие и её имитация


Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат режиссеру Андрею Максимову, создавшему на сцене театра имени Вахтангова спектакль «Брюсов переулок».

26.11.2018 в 11:22

Колдовство в хрустальном мраке. «Брюсов переулок» в Театре Вахтангова


На суд театральной публики режиссёр Андрей Максимов представил свой авторский спектакль по мотивам произведений поэта-символиста Валерия Брюсова — «Брюсов переулок».

17.09.2018 в 14:59

«Фальшивая нота»: без фальши


После летних каникул театр имени Вахтангова открыл свой девяносто восьмой сезон. Сбор труппы традиционно начался с поздравления юбиляров.

22.03.2018 в 20:27

Люби меня, как я тебя. «Бовари» в Театре Вахтангова


В Вахтанговском событие – премьера Флобера на Симоновской сцене.

01.02.2018 в 11:10

Да придёт Спаситель!


Завтра наверняка придет Годо, жизнь продолжается, значит, у ночи отвоёван ещё один день.

07.12.2017 в 19:52

«Звезда Театрала» — эпизод 10


Под музыкальную тему из «Звездных войн» состоялось X юбилейное вручение премии «Звезда Театрала». Церемония награждения победителей прошла в театре им. Вахтангова на Арбате.

05.11.2017 в 22:52

«Вахтанговская империя» разрастается


2 ноября Московская театральная общественность собралась на Арбате, чтобы увидеть обновлённые интерьеры Театра-студии имени Рубена Симонова, переданного на баланс Театру имени Вахтангова.

12.10.2017 в 10:55

Ричард III — личный демон Шекспира


Театр имени Вахтангова взялся за постановку одной из самых сложных, интригующих и драматичных пьес о короле-узурпаторе, чьи 500-летние останки были найдены в Англии в феврале 2013 года.

11.09.2017 в 21:42

Планы на будущее в Театре имени Вахтангова


Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас твердо намерен повторить прошлогодний успех – заполняемость зрительного зала в завершившемся сезоне составила 97%.