15 октября 2020 года
Фотопроект «Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020
На канале Москва-Волга, который был введён в эксплуатацию 15 июля 1937 года, а к 800-летнему юбилею столицы получил название канал имени Москвы, расположены более 240 различных гидротехнических сооружений: земляные и бетонные плотины, шлюзы, гидроэлектростанции и насосные станции, причалы и пристани. А главным украшением канала стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского ещё до заполнения Химкинского водохранилища.
Благодаря открытию канала Москва-Волга, речные суда получили возможность дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого. Представление Москвы как порта пяти морей и стало главной темой архитектурно-художественного оформления здания вокзала. Оно напоминает огромный двухпалубный корабль: центральная часть с главным входом и башней — это корпус корабля с каютами, открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон напоминают нос и корму, вереница колонн — огороженную палубу, а шпиль со звездой на башне — это мачта. Стены здания практически не видны за многочисленными галереями. Повторения пилонов, столбов, облегчённых колонн, арок придают ему прозрачность и лёгкость.
Смотрите старые фотографии: Северный речной вокзал. 1958-1963 гг.: https://pastvu.com/p/26989
Для эксплуатации на канале была специально построена целая флотилия новых пассажирских теплоходов, которые курсировали на линиях Москва — Горький и Москва — Астрахань. Теплоходы разных типов, сооружения канала и прибрежный ландшафт можно увидеть в музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга». Вышедшая в 1938 году кинолента упоминается как любимый фильм Иосифа Сталина, вероятно, вождю нравилась праздничная атмосфера открытия водной артерии. В реальной жизни 1937-1938 годы стали пиком репрессий властей в отношении советского народа, а строительство канала велось силами заключённых Дмитровлага. По данным НКВД, 22 842 каналоармейца умерло на строительстве от непосильного труда и истощения. Подробная история великой стройки представлена на сайте: http://moskva-volga.ru
Смотрите старые фотографии: Строительство здания речного вокзала. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/37419
Смотрите старые фотографии: На балконе Северного речного вокзала. 1937-1938 гг.: https://pastvu.com/p/96397
В советские годы канал имени Москвы использовался для транспортировки строительных материалов, леса, зерна, нефти, угля и для перевозки пассажиров. На пике популярности речных перевозок в шестидесятых годах пассажиропоток Северного речного вокзала с учётом пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1 550 000 человек. В наши дни регулярное пассажирское сообщение стало нерентабельным и по каналу ходят только круизные туристические теплоходы. Сокращение перевозок стало основной причиной упадка вокзала, который с 1990-х годов сдавался в аренду под магазины и склады, а в 2010-м закрылся по причине аварийного состояния.
В 2017 году Северный речной вокзал был передан в собственность города, вскоре начались реставрационные работы и в сентябре 2020 года мэр столицы Сергей Собянин сообщил горожанам: «Искания, проектирования, обсуждения проектов реконструкции и восстановления… И около двух лет интенсивной работы дали свой результат, сегодня можно сказать, что такая жемчужина города возвращена москвичам». Вокзал сейчас действительно прекрасен, как и благоустроенный парк, который был создан на площади в 24 гектара в 1936–1938 годах по проекту инженера Тимофея Шафранского. В основу планировки легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, характерная для советского садово-паркового искусства того времени.
Изначально в парке установили 14 скульптурных групп и фонтанов, из которых сохранились лишь две композиции – «Водный путь» и «Спорт». Скульптура «Водный путь» (1937, скульптор Юлия Кун) встречает посетителей у входа в парк в начале центральной аллеи и изображает девушку, держащую над головой модель парусника.
Смотрите старые фотографии: Автостоянка у Северного речного вокзала. 1938-1939 гг.: https://pastvu.com/p/104877
Со стороны Ленинградского шоссе сохранилась историческая фигурная ограда (архитектор Иннокентий Мельчаков), а на аллее поставлены торговые павильоны, современные, но в эстетике советских парков культуры и отдыха.
Было-стало: воссозданы два парковых фонтана
Было-стало: отреставрированная скульптурная композиция «Спорт», изображающая юношу и двух девушек, играющих в баскетбол
Летний кинотеатр
В административном здании 1935 года откроется семейное кафе
За административным зданием (1937) начинается территория действующего Северного речного порта, который ежегодно принимает 3 500 000 тонн песчано-гравийной смеси, используемой на московских стройках.
Было-стало: Северный речной вокзал (Ленинградское шоссе, владение 51) до и после реставрации, проводившейся в 2018-2020 годах под контролем специалистов Департамента культурного наследия города Москвы.
К реставрации были привлечены 400 архитекторов-реставраторов и 800 рабочих. В первую очередь были проведены неотложные противоаварийные работы. Нестабильные основания и фундамент вокзала усилили инъекционным методом. Также укрепили несущие конструкции здания — колонны, стены, перекрытия.
Затем начали воссоздавать исторический облик и планировку вокзала с максимальным сохранением оригинальных элементов памятника. Были выполнены следующие работы:
— сделаны конструкции и перегородки, восстановлено гранитное покрытие галерей по архивным фотоматериалам;
— отреставрированы и воссозданы осветительные приборы (фонари-ландыши на вентиляционных шахтах, расположенные на кровле, торшеры на площадках центральной лестницы, круглые светильники на стенах галерей);
— восстановлена обшивка и отремонтированы металлоконструкции и подъёмный механизм шпиля;
— восстановлено покрытие эксплуатируемой кровли (с исторической раскладкой рисунка);
— отреставрированы четыре якоря башни и скульптурная композиция шпиля, а также четыре исторических скульптуры: «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец» — для установки на третьем ярусе башни (на здании размещены точные копии);
— воссозданы балюстрады на кровле, первом и втором этажах;
— сделаны облицовочные работы по реставрации гранитных лестниц, устройству лестничных маршей и площадок.
— подобран и выложен натуральный белый камень по карнизам здания;
— восстановлено терразитовое покрытие фасадов, гранитная облицовка цоколей и подпорных стенок.
Все подробности о реставрации на сайте: https://www.mos.ru/mayor/themes/19299/6767050/
Башню вокзала венчает 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. Согласно проекту, с началом навигации шпиль должен был выдвигаться из башни, а по её завершении убираться внутрь, однако в советское время механизм запускался всего несколько раз.
Во время реставрации восстановлена звезда, изготовленная в 1935 году на заводе имени Молотова, — из каркаса нержавеющей стали с соединением точечной сваркой и облицованная гальванически позолоченным медным листом.
Смотрите старые фотографии: Монтаж звезды на Химкинском речном вокзале. 1937 год: https://pastvu.com/p/1034605
В центре звезды закреплены серп и молот, выполненные из посеребренных листов меди и украшенные аквамаринами. Каждый самоцвет установлен в отдельную ячейку-каст, покрытую золотом. Утраченные за восемьдесят лет самоцветы и заклёпки были воссозданы по историческим фотографиям и чертежам.
Утраченный механизм башенных часов заменили новым, который работает при помощи современных средств автоматизации.
Копии скульптур «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец» установлены на третьем ярусе башни, а подлинники пока хранятся под парадной лестницей со стороны причалов.
Фонари-«ландыши» на вентиляционных шахтах
На фасаде вокзала со стороны причалов и со стороны парка отреставрированы 24 полихромных керамических медальона с изображениями парусных судов и теплоходов, ландшафта и гидротехнических сооружений канала Москва-Волга, технических достижений СССР и достопримечательностей Москвы. На одном из медальонов можно увидеть Дворец Советов – строительство гигантского здания началось на месте взорванного храма Христа Спасителя, но так и не было завершено.
В дни открытия вокзала после реставрации на набережной экспонировалась современная реплика первого советского серийного самолёта-амфибии Ш-2 конструкции В.Шаврова. Около 700 подобных самолётов эксплуатировались в 1930-1950-е годы на реках, озёрах и морях СССР. В 1933 году Ш-2 использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин».
Исторические фонтаны «Север» и «Юг» украшают внутренние дворы, образованные галереями на торцах здания Северного речного вокзала. Дельфины на мраморном пьедестале фонтана «Юг» (скульптор Иван Ефимов) напоминают о Крыме и Чёрном море.
Смотрите старые фотографии: Фонтан «Юг». 1939 год: https://pastvu.com/p/49124
Фонтан «Север» (скульптор Лев Кардашев) сделан из природного камня. Его композиция посвящена Арктике: на пьедестале с барельефами мраморных белых медведей расположился птичий базар — фигуры гагар и диких гусей.
Смотрите старые фотографии: Фонтан «Север». 1938 год: https://pastvu.com/p/1081597
До начала реставрации оба фонтана находились в неудовлетворительном состоянии: скульптуры гагар были утрачены, мраморные и гранитные элементы имели многочисленные сколы, не работали инженерные сети. После укрепления монолитных оснований и замены внутренних коммуникаций по историческим слепкам были заново отлиты чаши фонтанов, отреставрированы скульптуры, воссозданы недостающие детали.
Фонтанчик и пожарная сигнализация
Современные цветники в общем повторяют историческую планировку этого сквера конца 1930-х годов.
Смотрите старые фотографии: Скульптура Сталина. 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/79767
В интерьерах вокзала выполнены отделочные работы и отреставрирован декор – потолочные фрески в стиле гризайль, витражи с государственными гербами советских республик, художественные изображения в стиле соцреализма, панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы, вентиляционные решетки.
В 1937 году на вокзале установили 500 осветительных приборов, которые за время эксплуатации пришли в негодность. Реставраторы очистили люстры и бра от грязи, исправили деформированные металлические детали, устранили трещины и укрепили конструкции, а разбитые плафоны заменили новыми — они выполнены из стекла, которое было специально заказано на стекольном заводе в Пензе. Во время работ были найдены коробки с запасом оригинальных плафонов, которые также использовали взамен старых. Современные лампы, патроны и заменённая электропроводка обеспечат безопасную эксплуатацию и экономию электрической энергии.
В историческом зале ожидания открылась тематическая обновляемая выставка музея «Московский транспорт», смена экспозиции планируется раз в четыре месяца. Первая выставка посвящена освоению Арктики советскими полярниками, здесь, в частности, представлен макет самолёта-амфибии Сикорского.
В ресторане «Волга-Волга» можно попробовать костромской борщ, жареных карасей по-ростовски, волжских раков и другие блюда.
Смотрите старые фотографии: Оформление ресторанного зала. 1940 год: https://pastvu.com/p/82172
Капитально отремонтированы все 17 причалов вокзала. Во время работ специалисты выровняли уровень дна (сейчас глубина у причалов составляет от 2,1 до 3,6 метра), расчистив его от бытового и строительного мусора. Также заменили систему отбойных устройств причаливания судов 1937 года на современную и обеспечили электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети. Это позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки, что позитивно скажется на экологии парка.
Теперь Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырех судов одновременно и до 24 судов в сутки. Как и в лучшие годы, пропускная способность вокзала составит свыше 1 500 000 пассажиров за сезон. Основные направления навигации — Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич, Кострома, Самара, Саратов, Городец, Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев. Москва вновь может называться портом пяти морей.
На набережной создан аттракцион – 400-метровый ручей со всеми шлюзами канала имени Москвы. для обеспечения судоходства на 128-километровой трассе канала было построено 8 шлюзов: Шлюз 1 (Дубна), шлюз 2 (Темпы), шлюз 3 (Яхрома), шлюз 4 (Деденево), шлюз 5 (Икша), шлюз 6 (Икша), шлюз 7 (Тушино), шлюз 8 (Тушино), а также три шлюза на реке Москве в черте города – шлюз 9 (Мневники), шлюз 10 (Нагатино), шлюз 11 (Нагатино).
В южной части набережной продолжается благоустройство, здесь появится зона отдыха с тремя бассейнами и кафе, откроется транспортно-пересадочный узел.
Но чтобы подъехать к причалу, надо будет воспользоваться местным транспортом – уже приобретено 57 пассажирских электромобилей: 43 тринадцатиместных шаттла, 10 электрокаров повышенной комфортности на пять мест, три автомобиля для людей с ограниченными возможностями, а также 10 грузовых электромобилей. В планах на ближайшие годы — построить пассажирскую канатную дорогу длиной 2,3 километра между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Таким образом будут соединены разделённые Химкинским водохранилищем районы Левобережный и Тушино.
В парке можно увидеть и брендированный Речфлотом ретроавтомобиль – польский микроавтобус Nysa (Ныса). Модель Nysa-521/522 производилась с 1968 года на автозаводе Fabryka Samochodow Dostawczych (Фабрика самоходов доставчих, что можно перевести как Завод развозных автомобилей) в городе Ныса, поставлялась на экспорт в СССР и другие социалистические страны, в Финляндию, Турцию, Гану.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, Северный речной вокзал, прогулки по Москве.