19.10.2020 21:04

Как поживает лысая певица?

Пьеса Эжена Ионеско «Лысая певица» – признанная классика театра абсурда. Почему именно сейчас в РАМТе обратились к этому жанру? Абсурд в искусстве становится особенно актуален, когда в реальной жизни происходят вещи, которые не укладываются в привычные рамки. Пандемия разрушила наш обычный мир. Мы не можем, путешествовать, строить планы, понятия не имеем, что нас ждет впереди. Все наработанные схемы, которые мы считали надежными и незыблемыми, перестали работать. Старые рамки восприятия стали тесны, и если не расширить их, то может разрушиться жизнь. Абсурд в театре призван вытащить героя, а вместе с ним и зрителя, из границ привычной логики.

Перед началом спектакля режиссер рассказывает нам историю облысения певицы, ее мытарств, связанных с этим обстоятельством ее жизни. И весь спектакль мы ждем ее появления. Вместо этого на сцене появляется семейство Смиттов. Их история — обычная драма человеческих отношений. В ней нет ничего абсурдного. Они ведут странные диалоги ни о чем, сохраняют внешние приличия. Изначально автор назвал свою пьесу «Английский без труда» и вложил набор стандартных фраз из учебника английского в уста реальных людей. Получилась говорящая улыбающаяся оболочка, в высшей степени учтивая и приветливая. Но где же сам человек, его мысли, чувства, страсти? Они изредка прорываются в виде коротких реплик из преисподней и составляют непримиримый контраст с благопристойной реальностью. Маска оказывается роднее и прирастает настолько, что человек начинает полностью отождествлять себя с ней. Отношения давно перестали приносить героям радость. Они чувствуют, что зашли в тупик, но продолжают играть, так как не видят другого выхода.

В гости к Смиттам приходят Мартины. Эти двое вдруг перестали узнавать друг друга. Что это — игра или психическое расстройство, причем сразу у обоих? А ведь любой человек боится, что его сочтут сумасшедшим. И этот страх также толкает их надеть маску, чтобы соответствовать привычному образу. И вот, путем сложных логических рассуждений они выясняют, что живут в одной квартире, спят в одной постели, и у них есть общая дочь с разными глазами. То есть, они действительно супруги Мартин.

Интереснейший персонаж в пьесе – Мэри. Она хоть и служанка, но не подчиняется никому. Она может ворваться в любой момент и эпатировать наших героев демонстрацией нового ночного горшка или 4 часа продержать гостей за дверью. Мэри символизирует неумолимое и безжалостное время. Его роль в театре абсурда — срывать маски, расставляя все по своим местам. Время невозможно уговорить подождать. Тем временем, внутри каждого из героев нарастает конфликт, который уже начинает «искрить». А из искры, как известно, может разгореться пламя! Поэтому на всякий случай появляется пожарник, профессия которого тушить необычные пожары, возникающие из вырывающихся наружу искр подавленных эмоций. С Мэри-временем их связывает давняя дружба. Дальше было огненное стихотворение Мэри, нудные и бессмысленные анекдоты пожарника, собственно метафизический пожар, ради которого он и приехал. Пожарник и Мэри персонажи из параллельной вселенной, их задача – встряхнуть наших героев, оживить, выдернуть из механического неживого состояния. Но несмотря на их усилия, в конце пьесы Мартины оказываются в гостиной Смиттов, сидят в их креслах и слово в слово повторяют их бессмысленные учтивые диалоги. Они даже не заметили, как превратились в Смиттов.

В героях нам легко узнать себя – внешне тишь да гладь, внутри – буря. Их история как в зеркале отражает жизнь многих семейных пар, когда после долгой совместной жизни им оказывается не о чем поговорить. Или приходит понимание, что рядом чужой человек, с которым они совершенно незнакомы. Что же должно произойти, чтобы мы стряхнули с себя все оболочки и стали сами собой? Вот что думает об этом режиссер Екатерина Половцева: «Отсутствие любви в браке это драма. Эти люди несчастны, и им из этого никак не выбраться. Когда ты всерьез живёшь в этом, конечно тебе очень тяжело. Иногда полезно чуть-чуть отстраниться и посмотреть на свою драму со стороны. И когда понимаешь, что ты сейчас в этой своей драме ужасно смешной, ужасно трагикомичный, то как-будто освобождаешься от этой тяжести, и это дает безумную свободу и радость».

Мир абсурда требует соответствующих декораций. Интерьер на сцене создан в основном из картона. Такой картонный ненастоящий мир. При этом герои в этом очень условном мире существуют максимально достоверно. В момент столкновения внешней и внутренней ипостаси благообразная картинка исчезает, появляется контрастный свет и по картонным стенам скользят зловещие тени. Вместо милых безобидных диалогов звучат истинные, порой даже кровожадные мысли героев.

Вот как о двойственной природе персонажей говорит актер Алексей Бобров: «Есть внешняя оболочка обстоятельств, в которой они находятся, а есть персонаж внутри. Выплески, которые происходят – это борьба двух состояний человека. Первый, который вынужден приспосабливаться, и второй, открытый свободный человек, который хочет вырваться из своей оболочки, разрушить ее, чтобы улететь, стать свободным». Перед актерами стояла задача сыграть эту двойственность, быть одновременно и внутри, и снаружи. И с этой задачей актеры прекрасно справились. Екатерина Половцева назвала актеров «просто фантастическими» и поделилась своим впечатлением от общей работы: «У нас создалось безумно вдохновляющая компания, свой язык, своя атмосфера. Мы абсолютно счастливы». По словам актрисы Анны Ковалевой, «это те репетиции, на которые бежишь, где происходит какой-то праздник, феерия поиска и смеха».
Спектакль на мой взгляд стал очень удачной постановкой сложнейшего материала. Режиссеру и актерам удалось воплотить в жизнь лозунг «абсурд без труда». Зрителей ждет много юмора, прекрасная игра актеров, и ответ на вопрос: как все-таки поживает лысая певица? Если вы готовы расстаться с шаблонным восприятием, любите необычные подходы, и вас не смущает отсутствие логики, то «Лысая певица» для вас. Режиссер Екатерина Половцева надеется, что спектакль поможет вам «посмотреть на трагические моменты своей жизни через сарказм, посмеяться над своими обидами, освободиться от ощущения жизненного тупика».

SSR_5210SSR_5252SSR_5290SSR_5371SSR_5562SSR_5576SSR_5698SSR_5761SSR_5822SSR_5846SSR_5894SSR_5923SSR_5933SSR_5972SSR_6058SSR_6097SSR_6122SSR_6228SSR_6268SSR_6307SSR_6376SSR_6536SSR_6564SSR_6579

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: РАМТ.

Другие публикации