30.10.2020 01:45

Выставка в Еврейском музее знакомит с конструктивистской гаражной архитектурой

В Еврейском музее и центре толерантности, который располагается в здании бывшего Бахметьевского автобусного гаража, 29 октября открылась выставка «Дом для машин». Она показывает эпоху 1920—1930-х годов сквозь призму истории московского гаража. «Дома для машин», спроектированные архитекторами-конструктивистами стали одним из символов советской довоенной архитектуры, вдохновлённой индустриальной эстетикой.

Но экспозиция не ограничивается архитектурными изысками, представленными в чертежах, эскизах и документах, но и рассказывает о судьбах людей той эпохи — Владимира Маяковского, Лили Брик, Виктора Шкловского, Льва Давидовича, Константина Мельникова.

Автомобильный транспорт представлен легковым Renault («реношкой», как говаривала автовладелица Лиля Брик) и продукцией советского автопрома первых пятилеток — автобусом ЗиС-8, седаном ГАЗ-А, грузовыми автомобилями и пожарной машиной. Архивные документы, исторические фотографии и художественные произведения предоставили для выставки Государственный музей архитектуры имени Щусева, Российская государственная библиотека, Музей Москвы, Музей Маяковского, Мультимедиа Арт Музей, ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея. В рамках выставки «Дом для машин» запланированы семейные экскурсии и лекционная программа.

На церемонии открытия выступили основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода, кураторы выставки Лия Чечик и Ольга Шурыгина.

Самый первый московский автобусный парк был построен в 1926 году на Большой Ордынке по проекту М.Приёмышева, но оказался неудобен для использования. Архитектор Константин Мельников заинтересовался проблемой размещения машин в гараже и придумал способ парковки, который позднее стали называть «прямоточной системой». В своих эскизах и чертежах архитектор обозначал её как «система Мельникова». Смысл этой практичной идеи — отказаться от разворотов и заднего хода машин, автобусы должны заезжать в гараж с одной стороны, а с другой выезжать.

В верхней части главного фасада Мельников поместил крупную рельефную надпись: «Сторона въездов», крупными римскими цифрами над воротами были обозначены номера рядов. Выезд из гаража осуществлялся через ворота, расположенные на заднем торцевом фасаде. Над четырьмя центральными воротами заднего фасада размещаются большие круглые окна, напоминающие иллюминаторы.

Внутреннее пространство гаража не имеет перегородок и решается по типу крытого манежа: на стальные колонны опираются продольные лёгкие фермы, несущие средние и боковые стропильные фермы, удерживающие кровлю площадью более 8500 квадратных метров. У западной и восточной стен здания были устроены две металлические винтовые лестницы, ведущие на мостики, которые позволяли осматривать автотранспорт сверху. Металлические конструкции возведены по проекту инженера Владимира Шухова.

Автобусы с Большой Ордынки переехали в новый гараж, которому был присвоен номер один. Самый крупный столичный парк к 1931 году не только обслуживал 177 автобусов, но и осуществлял их ремонт. В наши дни Бахметьевский гараж признан объектом культурного наследия.

Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.11.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.12.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.19.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.21.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.23.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.20.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.27.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.25.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.29.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.32.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.37.Бахметьевский музей. Дом машин. 29.10.20.38.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метки: Бахметьевский гараж, Еврейский музей, ретроавтомобили, вернисаж.

Другие публикации

21.03.2020 в 11:29

«Город на память». 556. Автомобильная классика на прогулке


Увидеть ретроавтомобили можно не только в музейных залах, но и на московских улицах во время ралли, которые проводят клубы владельцев олдтаймеров.

18.03.2020 в 16:45

«Город на память». 555. «Олдтаймер-Галерея» особого назначения


В этом сюжете представлены выставки, посвящённые лимузинам из Гаража особого назначения, пожарным автомобилям, армейской технике первой половины ХХ века.

27.06.2019 в 02:00

Великая эпоха глазами фотографа Александра Устинова


Александр Устинов создал уникальный фотографический контент, рассказывающий об истории нашей страны.

22.04.2019 в 02:39

РККА открыл сезон ретро-ралли


21 апреля три десятка раритетных автомобилей проехали по улицам Москвы - это Ралли Клуб Классических Автомобилей открыл сезон.

02.03.2019 в 11:11

Звезда родилась


Стены теннисного клуба «Галерея» щедро украсили масштабные работы талантливого репортажного фотографа Александра Казакова.

28.12.2018 в 15:43

«Город на память». 415. Трёхгорный Вал


В 1799 году купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основали в Москве ситценабивную мануфактуру, которую назвали Трехгорной по названию местности.

22.12.2018 в 17:26

«Город на память». 358. Театральная площадь и Малый театр


Под руководством Осипа Бове был разработан проект будущей Театральной площади с четырьмя симметрично стоящими зданиями по периметру.

09.12.2018 в 11:43

«Город на память». 246. Университетская площадь


Университетская площадь - это эспланада, широкая аллея с клумбами и фонтанами, ведущая от смотровой площадки к Главному зданию МГУ имени М.В.Ломоносова.

30.10.2018 в 09:47

«Город на память». 107. Бахметьевский гараж — Еврейский музей


В 1926 году в Марьиной роще по соседству строились два совершенно разных по архитектуре и назначению здания - синагога и автобусный парк.

23.11.2020 в 11:28

Жизнь в красной зоне


Будни ковидного госпиталя на ВДНХ.

20.11.2020 в 20:57

Московский театр кукол отмечает 90-летие


Московский театр кукол отмечает юбилей и продолжает работать, соблюдая установленные Роспотребнадзором и указами мэра ограничения.

18.11.2020 в 15:11

Святая наука — расслышать друг друга


В театре имени Пушкина состоялся пресс-показ спектакля Данила Чащина «Обычный конец света» по пьесе французского драматурга Жана-Люка Лагарса.