01.11.2020 22:56

Стерва – путешествие по страницам памяти

«Мой театр — это я сам. Мои мысли, душевные переживания, проявления, которые я фиксирую»
Михаил Левитин

Спектакль «Стерва» – это возвращение к написанному ранее роману и возможность дать ему новую, теперь сценическую жизнь. Для автора это оказалось совсем непросто. Литература и театр, по мнению Михаила Левитина, «вещи разные по природе и по способу жить, и по способу работать. Когда я почувствовал потребность в сосуществовании одного и другого, то возникла пропасть, непреодолимый ров в моих ощущениях». В спектакле «Стерва» этот ров оказался преодолен. Театр просочился в книгу, оживил страницы романа, героев и их чувства. Текст стал объемным и трансформировался в звук, в пластику, в шум моря, в песни, в голоса мальчишек одесского двора. Произошло взаимопроникновение литературы и театра.

События спектакля переносят зрителя в послевоенную Одессу. В центре повествования папа и дочь, трагедия их отношений. У Люси есть замечательная подруга и самый лучший на свете папа, который очень любит свою дочку. Мир безмятежного счастья рушится в один момент, когда девочке становится известно, что у отца кроме мамы есть другая женщина. Об измене узнает мама, и папе приходится уйти. Люси тяжело переживает измену отца, не может простить, но пытается его найти, мучается чувством вины. Судьба наносит девочке еще один удар – погибает любимая подруга Франческа, но остается ее дневник с фантастическими историями и последней фразой-обещанием: «Я верну тебе отца!» Люси углубляется в чтение, и с этого момента начинается долгий путь к прощению и желанной встрече.

Спектакль получился очень добрый и искренний. В постановке занято молодое поколение актеров, учеников Михаила Левитина. Актеры играют очень искренне, открыто. На сцене две озорные веселые девчонки, сочиняющие свой тайный роман. В своей фантазии они преображаются в прекрасных дам Люси Борнфилд и Франческу Римини. Их играют Диана Шульмина и Анна Богдан. Изумительно переданы их молодость, стремительность, красота, чудесная юная грация. Великолепен в роли отца Станислав Сухарев – актер, способный выдать за минуту целую гамму эмоций. Сначала это мальчишка из послевоенного времени. Видно, как он одновременно и стесняется, и радуется, бежит навстречу друзьям, чтобы рассказать им очередную историю о Стерве. Потом герой предстает взрослым мужчиной, глубоко переживающим разрыв с любимой дочерью. Особый колорит создают песни мальчишек, наполненные дворовой и воровской романтикой.

Мир героев на сцене состоит из лаконичных и содержательных деталей. Голубая ткань, сверкающая шелковым отливом – бесконечный голубой фон, символ детства в приморском городе – стране бескрайнего моря и такого же бескрайнего неба. Мусорный бак, излюбленное место сбора мальчишек. Кран, из которого громко капает вода – необходимый элемент одесского двора, как часть ощущения детства и родины. Мотоцикл, притаившийся на сцене, который все ждет, когда наконец его оседлает главная героиня романа и спектакля.

Михаил Левитин определил жанр спектакля как мелодрама. А в мелодраме обязательно присутствует открытое противостояние, конфликт, глубоко и эмоционально переживаемые героями. Здесь конфликтуют жестокость окружающей действительности и детское восприятие жизни, помогающее эту жестокость преодолеть. Но самое главное противоречие, кажущееся неразрешимым — между предательством и прощением. Сверхзадача и основная идея спектакля в том, что единственно верный путь для человека — это сквозь все предательства, ошибки и обиды прийти к прощению. Но мелодрама от Левитина не имеет ничего общего со слезливой сентиментальностью. Михаил Захарович в своих спектаклях умеет говорить о самых важных и даже трагических вещах как бы с легкой иронической усмешкой, с интонацией мудрого сказочника, который очень любит своих героев и точно знает, что в конце концов все будет хорошо.

Ценность каждого спектакля Михаила Левитина не измеряется зрительским успехом. Она сосредоточена в том настроении, с которым его создавали, в умении не показать чувства, а прожить, не поразить зрителя, а вовлечь. Вот слова Михаила Захаровича: «Наши лучшие спектакли были рассчитаны на нас самих, мы должны были насытиться ими сами, а то, что к столу подсело еще несколько человек — их дело».

Мы к левитинскому столу подсели давно и прочно. Все, кто не очерствел окончательно душой, присоединяйтесь. Не пожалеете.

Стерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил ЛевитинСтерва, реж. Михаил Левитин

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр Эрмитаж.

Другие публикации