8 ноября 2020 года
Фотопроект «Город на память». 624. Рогожская слобода и Рогожское кладбище
Основанная в XVIII веке Рогожская старообрядческая слобода стала центром культурной и духовной жизни московских старообрядцев – православных верующих, не принявших церковную реформу патриарха Никона. Несмотря на сложные отношения с официальной Церковью, многие из них занимали высокие государственные должности, стали известными промышленниками, учёными и меценатами.
За Рогожской заставой вырос огороженный деревянным забором городок с четырьмя храмами, шестью богадельнями, больницей, училищем, богословским институтом и типографией, в поселении проживали 1600 человек. Своим возникновением Рогожская старообрядческая слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей земли и разрешившей строить церкви в благодарность за вклад старообрядцев в борьбу с эпидемией чумы.
Смотрите старые фотографии: Рогожская слобода. 1912-1920 гг.: https://pastvu.com/p/6581
Русско-турецкая война 1768-1774 годов завершилась для Российской империи победоносным выходом к Чёрному морю, в её состав вошли первые земли в Крыму – порты Керчь и Еникале. Но успехи армии и флота были омрачены страшным заболеванием, проникшем в 1770 году в Москву вместе с ранеными солдатами и трофейными обозами. Одними из первых жертв эпидемии чумы стали пациенты военного госпиталя в Лефортове. Предпринятые карантинные меры оказались запоздалыми, «моровая язва» уже распространилась по городу, а московский генерал-губернатор Пётр Салтыков предпочёл сбежать в своё загородное имение.
Граф Григорий Орлов, прибывший в Первопрестольную по приказу императрицы Екатерины II, взял ситуацию под контроль, ужесточил карантин и подавил восстание простолюдинов, вошедшее в историю как «чумной бунт». Выполняя указ императрицы «умерших от болезни по городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые кладбища за городом на выгонных местах», в 1771 году за городской чертой образовались новые кладбища – Пятницкое, Ваганьковское, Преображенское, Рогожское.
Памятный знак жертвам чумы
Считается, что первым умершим чумным, похороненным на Рогожском кладбище, стал купец-старообрядец Матвей Сумнин, скончавшийся 11 сентября 1771 года. Уже после завершения эпидемии на погосте обрели последний приют многие представители нескольких поколений знаменитых и малоизвестных старообрядческих родов – купцы, священники, крестьяне.
Под старообрядцами понимают православные религиозные общины, которые в XVII веке не приняли церковную реформу патриарха Никона. Среди старообрядцев, вписавших свои имена в историю Российской империи, – купцы Шелапутины, книгоиздатель Козьма Солдатёнков, фарфорозаводчик Матвей Кузнецов, текстильные фабриканты Рябушинские и многие другие.
Смотрите старые фотографии: Рогожское старообрядческое кладбище. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/51516
Смотрите старые фотографии: Старообрядческий крестный ход. Верующие направляются на Рогожском кладбище. 1906 год: https://pastvu.com/p/6588
В ХХ веке Рогожское кладбище перестало быть только старообрядческим, а самые ранние надгробия были уничтожены в первые десятилетия советской власти. Распиленные надгробные камни использовались при облицовке набережных Москвы-реки и строительстве станций метрополитена.
До наших дней здесь сохранилась усыпальница семьи Морозовых. Основателем династии стал Савва Морозов – крепостной крестьянин, который с юности брался за любую работу и смог на накопленные деньги выкупить себя и семью из крепостной неволи. Предпринимательскую деятельность он начал с небольшой ткацкой мастерской, а его сыновья продолжили дело и создали в России сеть ткацких и красильных мануфактур. Помимо большого вклада в экономику страны, Морозовы вошли в историю благотворительными делами: на их средства построены Морозовская детская больница на Шаболовке и корпуса клинического городка на Девичьем поле, меценаты Морозовы платили стипендии студентам, щедро помогали Московскому художественному театру, основали первую в Москве бесплатную библиотеку – читальню имени Тургенева, а коллекция Ивана Морозова из 600 картин французских импрессионистов украсила залы ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажа.
Захоронение старообрядческого духовенства располагается на возвышенном месте за старинной оградой, здесь можно увидеть ряды чёрных саркофагов и белых восьмиконечных крестов. Под ними покоятся старообрядческие архиепископы Антоний, Саватий, Аркадий, Конон, Иринарх, Иосиф, епископы Анастасий и Геронтий, священники и монахи.
На Рогожском кладбище можно почтить память героев Великой Отечественной войны, возложить цветы к мемориалу защитникам Москвы, которые умерли от ран в госпиталях в 1941 году.
Долгое время Рогожская слобода сохраняла патриархальный жизненный уклад, а в советское время территория Рогожского посёлка была занята общежитиями и различными организациями. После 1997 года началась передача Церкви рогожских строений, реставрация и ремонт обветшавших зданий при содействии московских властей. Теперь здесь размещается Духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище.
Святые врата
Южные врата
Смотрите старые фотографии: Южные врата. 1906 год: https://pastvu.com/p/427058
В 1771 году в разгар эпидемии на Рогожском старообрядческом кладбище была сооружена первая деревянная часовня во имя святителя Николы Чудотворца, спустя пять лет заменённая на каменный храм. В 1854 году Никольский храм отобрали у старообрядцев в пользу единоверцев, после чего полностью перестроили по проекту архитектора Василия Карнеева. Архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX веке русско-византийскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами кокошников относятся к более раннему периоду.
Смотрите старые фотографии: Единоверческая церковь святого Николая Мирликийского. 1883 год: https://pastvu.com/p/638071
Проект главного кафедрального собора подготовил знаменитый русский зодчий Матвей Казаков, немало преуспевший в украшении Москвы в годы правления императрицы Екатерины II. Впрочем, митрополит Санкт-Петербургский Гавриил запретил раскольникам возводить столь огромный храм и размеры сооружения пришлось уменьшить. И даже с учётом этого ограничения открывшийся в 1792 году собор Покрова Пресвятой Богородицы считался самым большим в Москве до постройки храма Христа Спасителя и мог вместить 7000 верующих.
Фасады здания были оформлены скромно и строго, а внутренние интерьеры поражали богатым убранством: стены и своды расписали палехские мастера, помещения освещались лампадами и паникадилами из бронзы, серебра, золота, в храме хранилось более 1500 икон древнего византийскаго письма, работы царского иконописца Никиты Павловца и мастеров школы Андрея Рублёва. Во время наполеоновского нашествия прихожане успели спрятать святыни до прихода французской армии.
Смотрите старые фотографии: Покровский собор. 1883 год: https://pastvu.com/p/638067
Смотрите старые фотографии: Распечатанный алтарь в Покровском соборе. 1905 год: https://pastvu.com/p/77157
Смотрите старые фотографии: Покровский собор и стадион. 1988 год: https://pastvu.com/p/173591
Вид со стороны стадиона
В середине XIX века старообрядцы впали в немилость и с 1856 по 1905 год алтари Покровского собора были опечатаны, гонения прекратились после выхода указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Советская власть в принципе не жаловала верующих, государство конфисковало часть церковных ценностей Рогожской общины, вывезя более тонны жемчуга и серебра. Прямо у стен старинного храма был устроен стадион, но богослужения в Покровском соборе продолжались всегда. Храмовый комплекс стал возрождаться в 1995 году с началом реставрационных работ, проект которых позднее стал лауреатом конкурса столичного правительства «Московская реставрация».
Собор Рождества Христова сооружён в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова как зимний отапливаемый храм. Богослужения были прекращены в 1929 году решением советских властей и в здании открыли рабочую столовую и буфет. Позднее храм использовался для размещения запасных фондов музеев Московского Кремля и игровых автоматов «Союзаттракцион». Внутреннее убранство оказалось полностью уничтожено, здание пришло в аварийное состояние и было восстановлено в наши дни. В Христорождественском храме проходят молебны, открыта выставка по истории старообрядчества.
Смотрите старые фотографии: Собор Рождества Христова. 1883 год: https://pastvu.com/p/638068
Смотрите старые фотографии: Интерьеры собора Рождества Христова. 1913 год: https://pastvu.com/p/6585
Храм-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы построен в 1908-1913 годах на пожертвования прихожан по проекту архитектора Фёдора Горностаева, а руководил строительством купец Иван Трегубов. По установившейся московской традиции высота колокольни не превышала высоты кремлёвской колокольни Ивана Великого и достигала 80 метров. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц Сирина, Алконоста и Гамаюна, а внутри храм расписан в новгородском стиле XVI века. В ней предусматривались помещения для ризницы, архива и книгохранилища. Большевики конфисковали ценности, редкие книжные издания передали в Библиотеку имени Ленина, демонтировали колокола, а самый большой колокол весом в тысячу пудов был разбит. Один из старинных колоколов оказался в театре МХАТ и был возвращён на звонницу в 1990 году.
Смотрите старые фотографии: Храм-колокольня. 1914 год: https://pastvu.com/p/80556
Новые палаты (Дом причта), построенные в 1863-1866 годах вплотную к колокольне церкви святого Николая Чудотворца, представляли собой кладбищенскую контору с кабинетами, кухней и складом церковно-хозяйственных принадлежностей. На втором этаже располагалась гостиница для паломников, а в двух больших залах можно было проводить собрания или поминки. Во время Первой Мировой войны здесь размещался госпиталь для раненых воинов, а в советские годы здание приспособили под школу, затем – под жилой дом и студенческое общежитие. Новые палаты сильно пострадали во время пожара и были восстановлены из руин. В настоящее время здание обустроено для пребывания митрополита и проведения соборов Рогожской общины и Митрополии.
Больничные палаты возведены в 1909 году на средства Феодосии Морозовой в память об умершем сыне Сергее Морозове по проекту архитектора Василия Борина. Лечебница была оснащена современным оборудованием, включая один из первых в Москве холодильников, и укомплектована квалифицированными медиками. На первом этаже находились сени, аптека, гардеробная и зал ожидания, а на втором – лечебные палаты и процедурные. В советское время в здании размещалась стоматологическая поликлиника, а после возвращения Церкви в нём начались ремонтные работы.
Певчие палаты представляют собой здание XIX века, перестроенное в 1913 году. В палатах были оборудованы квартиры на 20 семей для проживания певчих и священнослужителей.
Смотрите старые фотографии: Здание часовни при церкви Рождества Христова. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/1054818 В часовне XIX века в советское время располагался склад и домоуправление, ныне здесь – резиденция старообрядческого митрополита Московского и Всея Руси.
Поклонный крест старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, герою Отечественной войны Матвею Платову. Прославленный атаман посетил Рогожский некрополь и оставил в дар свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы. На поклонном кресте высечена надпись: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложится вам».
Неподалёку от поклонного креста находилось здание женских келий XIX века. Большой дом был разделён на множество помещений – жилых комнат, трапезных, моленных с лабиринтом внутренних переходов, светёлок, чуланов, подклетов.
Дом Акимова – под историческое здание закамуфлирована современная распределительная подстанция
Служебные постройки с конюшнями (гаражом), трапезная и бухгалтерия Рогожской общины
Богаделенный дом владельца шерсто-бумагопрядильной фабрики, купца Якова Белова был построен во второй половине XIX века, использовался при советской власти в качестве начальной школы и Дома малютки для детей-отказников, а сейчас в нём ведутся реставрационно-ремонтные работы.
Богадельня Бугровых построена во второй половине XIX века, в настоящее время здесь находится старообрядческое Духовное училище.
Бани Рогожской слободы использовались по прямому назначению с конца XIX века и до 1960-х годов. По субботам и перед большими праздниками жители слободы целыми семьями ходили в баню, а после собирались на послебанное чаепитие за медным самоваром. Во второй половине ХХ века в банях разместилась зеркальная мастерская, а после возвращения Церкви – старообрядческая трапезная, продуктовая, книжная и казачья лавки. Трапезная открылась в 2010 году по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия. По домашним старинным рецептам здесь готовят щи, кашу, пироги, сладости и прочую снедь. В лавке представлены изделия народных промыслов и предметы быта, посуда, рушники, деревянная игрушка, традиционная одежда: сарафаны, косоворотки, платки, папахи, пояса.
В восточной части Рогожского посёлка расположены два пруда с узким проливом, которые прежде были проточными и наполнялись родниковой водой. В советский период пруды полностью засыпали и на этом участке обустроили стадион. Пруды и три моста вновь появились в посёлке уже в наши дни.
Беседка-Иордань
Смотрите старые фотографии: Иордань Рогожской старообрядческой общины. 1933 год: https://pastvu.com/p/17598
Шатровая Водосвятная часовня над колодцем
Подъёмная улица, 2 – здание Старообрядческого богословско-учительского института на Подъёмной улице сооружено в 1915 году по проекту архитектора Фёдора Ганешина. Основанный в 1911 году институт являлся средним образовательным учреждениям и приравнивался к гимназии. Выпускники института получали специальность учителя и право продолжить образование в высших учебных заведениях. В четырёх классах обучались 90 учеников, которым преподавали теологические дисциплины, математику, физику, географию и другие науки. Для педагогической практики студентов при институте открылась начальная школа. Весь советский период в бывшем институте размещались различные образовательные учреждения, пока в 2008 году средняя школа № 459 не была выведена в связи с отсутствием капитального ремонта старого здания. С тех пор дом пустует.
Подъёмная улица, 3 – на окраине посёлка в 1964-1965 годах в ряд выстроились три кирпичных пятиэтажки серии I-511.
Подъёмная улица, 9 – дворец культуры Московского завода автоматических линий имени 50-летия СССР (1975, архитектор В.Алепов, инженер И.Герасимов). В наши дни фасад отделан сайдингом, демонтирована скульптурная композиция, а здание занимает кинопроизводственный комплекс R-STUDIOS, предоставляющий услуги для производства кинофильмов и сериалов, музыкальных клипов и рекламных роликов.
Смотрите старые фотографии: Фойе ДК Завода автоматических линий имени 50-летия СССР. 1981-1983 гг.: https://pastvu.com/p/153760
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: религия, кладбище, город на память, храмы Москвы, Рогожская слобода.