13.12.2020 11:33

Тереза Ракен – от преступления к наказанию

«Сколько преступлений все-таки остается нераскрытыми! Сколько убийц ускользает от людского правосудия!»
Эмиль Золя

Преступление и наказание – тема волновавшая многие передовые умы 19 века. Среди них знакомые каждому классики мировой литературы Федор Достоевский и Эмиль Золя. Почему человек идет на преступление? Что им движет? Как приходит наказание? Ведь преступления совершаются не только ради наживы, но и на почве страсти. Это может быть страсть к идее, как у Раскольникова, а может быть любовная, телесная страсть, как у героев Золя. Для Марка Розовского эта тема стала предметом исследования на театральной сцене. Ранее он поставил мюзикл «Убивец» по «Преступлению и наказанию» Достоевского, а теперь как продолжение размышлений на эту тему, пьесу Эмиля Золя «Тереза Ракен». В спектакле мы встречаем уже знакомые имена актеров. Сергей Рожнов перевоплощается из Раскольникова в Лорана, а Юрий Голубцов превращается из Парфирия Петровича в отставного полицейского комиссара Мишо. И пусть сюжеты совершенно непохожи, оба произведения перекликаются в стремлении раскрыть психологию героев, совершивших преступление.

Главная героиня спектакля Тереза была воспитана тётей и получила в ее доме кров и пищу. Но главной заботой и любовью всей жизни тетушки был сын Камилл. Все её усилия были направлены на опеку этого болезненного мальчика и обустройство его жизни. В результате такой слепой любви вырос самовлюбленный эгоист, абсолютно лишенный доброты и сердечности, ни минуты не думающий об окружающих.

Тереза с самого детства была вынуждена выполнять роль сиделки. Желая сыну наилучшей судьбы, тетя решила поженить их. Никто никогда не спрашивал мнение Терезы. Девушка научилась скрывать свои истинные чувства и желания. Она очень старалась быть удобной для тех, кто рядом. Таким был ее способ выжить. Близкие воспринимали её как туповатую сестрёнку и племянницу, способную лишь хорошо ухаживать за братом, а потом и мужем. А между тем девушка очень страдала от отсутствия свободы и со временем возненавидела своих благодетелей. Позже она скажет: «Они задушили меня в своем мещанском благодушии, и я не понимаю, каким образом в жилах моих еще течет кровь… Своей вялой доброжелательностью и тошнотворной нежностью они превратили меня в покорную скотину». Она ненавидела все, связанное с семейством Ракенов: затхлое темное жилище, хилого, инфантильного мужа и его друзей, которые приходили каждый четверг, чтобы убить время за пустыми разговорами и партией домино. «Тереза не находила ни одного живого человека среди этих картонных паяцев, дергающихся вокруг нее…»(Э. Золя).

Внутри нее скопилось столько невыраженных чувств, что достаточно было малейшей искры, чтобы вся эта энергия вырвалась наружу. Этой искрой стало появление в доме Лорана, старого друга Камилла, очень быстро ставшего её любовником.

«Сама природа и обстоятельства, казалось, создали эту женщину именно для этого мужчины и толкнули их друг другу в объятия. Нервная, лицемерная женщина и сангвинический мужчина, живущий чисто животной жизнью, составили тесно связанную чету» (Э. Золя). Они совершают преступление, и это полностью меняет их жизнь. В спектакле прослеживается весь путь наших героев: как зарождается идея преступления, как Мишо в обычной беседе произносит фразу о безнаказанности убийц, свободно разгуливающих по улицам, невольно придав решимости преступникам, как они тщательно и хладнокровно планируют свое преступление, мечтая о безмятежном счастье, и реальный ад, в который превращается их жизнь после.

Режиссер определяет жанр спектакля как мелодраму с элементами детектива, при этом поставленного «в духе Станиславского, в духе психологического театра, который иногда устраняется или самоустраняется». На его место приходят мелодраматические страсти «на грани».

Среди актеров хочется отметить Николая Рингбурга, исполнителя роли Камилла. Актёр замечательно передал безграничную влюбленность персонажа в самого себя. Как самозабвенно он позирует своему другу Лорану, рисующему его портрет и приоткрывает ротик, чтобы Тереза влила ему ложечку отвара! Кажется, что перед нами на троне восседает сам король Франции. Получился очень яркий образ инфантильного и эгоистичного существа, упивающегося чувством собственной важности. Юрий Голубцов мастерски исполнил роль отставного комиссара Мишо, друга семьи, «мудрого» подсказчика, активно участвующего во всех событиях.

Его племянницу Сюзанну сыграла Сандра Элиава. Эта девушка – антипод Терезы— активная, дружелюбная, во всем видящая повод для радости. Она – живой пример совершенно иного мировоззрения, когда внутреннее счастье не зависит от внешних обстоятельств.

Роман «Тереза Ракен» вызвал очень негативную реакцию современников, что неудивительно. Эмиль Золя исследует столь неудобную тему со спокойствием патологоанатома. Сыграть на сцене животную страсть и абсолютный цинизм еще сложнее. Возможно, природная интеллигентность помешала Кристине Айвазовской погрузиться до той степени цинизма, которой наделил свою героиню Золя. Исполнители ролей Терезы и Лорана честно пытаются нырнуть в пучину животных страстей своих героев, но их как будто выбрасывает на поверхность некая выталкивающая сила, сродни инстинкту самосохранения. В этом смысле жанр мюзикла в “Убивце” оказался спасительным для актера, где сама среда, музыка, стихотворный ряд рисуют образ преступника и его преступления, благодаря чему нет концентрации на личности главного героя. Его играют все, ему все помогают. В «Терезе Ракен» во второй части герои лишены такой поддержки. Тереза и Лоран вынуждены переживать душевные муки в одиночку. Это безумно сложная задача – “агонизировать” на сцене в течение целого акта.

В спектакле Марка Розовского наказание за преступление приходит изнутри и делает невозможным ту безмятежную счастливую жизнь, к которой так стремились наши герои. И так важно, что рядом с погибающей в собственном аду Терезой мы видим совершенно очаровательную в своем естестве Сюзанну. Есть надежда, что ее судьба сложится иначе и эта юная девушка сумеет найти путь к счастью, не отяготив свою душу преступлением.

SSR_7590SSR_7695SSR_7906SSR_7981SSR_8031SSR_8149SSR_8305SSR_8451SSR_8603SSR_8671SSR_8710SSR_8722SSR_9002SSR_9016SSR_9041SSR_9111SSR_9257SSR_9406SSR_9473SSR_9536SSR_9540

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации