«…стараясь изобразить его страшным, я лишь сделал его смешным, и казнил его именно этим старым испытанным способом».
Владимир Набоков
В спектакле «Истребление тиранов» Марк Розовский поднимает очень важную и актуальную на сегодняшний день тему. Напоминание всем ныне живущим о беде, которая может исподволь проникнуть в сознание человека и укорениться там, подкрасться незаметно и завладеть целым народом. Это попытка уберечь нас от небрежной мысли, что «уж нас-то это точно не коснется!». Любой деспот оставляет за собой кровавые следы, боль и несчастье огромного количества семей. Это раны, которые ничем не залечишь. С одной стороны хочется скорее забыть о тяжелых временах. С другой стороны об этом необходимо помнить. Помнить затем, чтобы уберечь от пришествия тирании наших детей. Германия уже 75 лет извиняется перед всем миром и делает это затем, чтобы Гитлер не был забыт, как страшное и реальное зло, которое может вернуться. И нам нельзя забывать об «отце народов» и о его страшных делах. Темные времена легко могут вернуться, как следствие неограниченной власти и желания удержать ее любой ценой. Но, как заметил Марк Григорьевич, «мы не будем показывать пальцем». Важно помнить, что деспотизм возникает из комплексов одной личности и массового оболванивания или пофигизма окружающих.
Спектакль представляет собой ряд сочных колоритных портретов, «оживших теней» прошлого, диктаторов, оставивших страшные кровавые следы в истории человечества, а также героев Пушкина, Чехова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, которые проповедуют деспотизм или несут в себе его черты. Мы наблюдаем моменты их рассвета и падения, а чаще бесславной кончины. Начинается этот парад «людоедов» с Нерона и завершается героем детского стихотворения Корнея Чуковского «Тараканище». В отличие от предшественников, его кончина была быстрой и безболезненной. Он даже не успел ощутить своего низвержения с вершин власти, настолько мгновенно был съеден храбрым воробьём. В этом детском произведении проявлена суть могущества тирании: она кроется в беззаветной вере народа в это самое могущество. Почти всегда тиран — это мыльный пузырь. Как правило, он ничего из себя не представляет, как личность. Более того, какие-то детские комплексы заставляют его постоянно доказывать всем, какой великий человек рядом с ними находится. А поскольку полной уверенности в собственном величии как не было так и нет, это чувство надо всё имя подпитывать новыми порциями насилия.
В этом спектакле простая и ясная идея сопряжена с поэтичностью и изяществом исполнения. Вот свою последнюю трагическую пьесу о собственной смерти разыгрывает «великий артист» Нерон. Едва живой, бомжеватый и больной, но по-прежнему мачо с автоматом — генерал из «Осени патриарха» Маркеса влачит свою жалкую жизнь, пока смерть не настигает его. Верховенский в семейных трусах и одном дырявом носке готовит речь об идеальном общественном устройстве. Его слова как будто написаны не 150 лет назад, а совсем недавно: «Всякий член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Все рабы и в рабстве равны. Первым делом понижаем уровень образования, наук и талантов». Ничего не напоминает?
Марк Розовский назвал постановку «Зрелище на троих». Все роли в спектакле исполняют три высококлассных актера: заслуженный артист России Юрий Голубцов, Владимир Давиденко и Валерий Толков. Надеюсь, на меня не обидятся другие участники спектакля, если я признаюсь в любви к Юрию Голубцову. Каждое его появление на сцене это праздник сердца! Первый показ спектакля, думаю, не случайно совпал с днем рождения замечательного артиста. В его исполнении неприятные, даже отвратительные типы превратились в звезд сцены: Нерон, Угрюм-Бурчеев, Верховенский. Сколько тонкой иронии! А Унтера Пришибеева зрители запомнят надолго. По выражению режиссера, этот персонаж как нельзя лучше передает образ современного силовика. И, чтобы дать возможность каждому зрителю поближе, лицом к лицу, пообщаться с представителем силовых структур, Унтер Пришибеев спустился в зал. Это общение вылилось в целое представление с участием зрителей. Юрий Голубцов ходил по спинкам кресел, приставал к зрителям, заставлял их вставать, кланяться, произносить какие-то несуразные слова. Актёр продемонстрировал удивительно тонкую работу с залом, импровизировал, на кого-то ругался, потом дарил баранки. В результате ему не отказал никто, хотя вначале далеко не все были готовы к такому интерактивному театру. Его природное обаяние, в какой бы роли он не выступал, сделало свое дело. Зал включился в игру. Это было очень неожиданно и смешно. Получился настоящий бенефис актера!
Большое значение в спектакле играет тонко с юмором подобранный музыкальный ряд. Такого нежного Наполеона, прощающегося со своей карьерой тирана и деспота в сопровождении «Осенних листьев» Ива Монтана, мы еще не видели! Так же, как и монолог Бориса Годунова под «12 разбойников» в исполнении Шаляпина.
Свое название спектакль получил от рассказа Владимира Набокова, в котором автор искал способ истребить тирана в самом себе и нашел его. Низвержение состоялось через смех. Страх и ненависть могут увеличить крошечную букашку до монстра огромных размеров. А смех способен развенчать любую напыщенность и важность, иллюзию величия, сопровождающую каждого тирана. Главное, чтобы росла армия истребителей. Присоединяйтесь! Премьера 21 декабря.
Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.