20.12.2020 11:09

Истребляем тиранов старым испытанным способом

«…стараясь изобразить его страшным, я лишь сделал его смешным, и казнил его именно этим старым испытанным способом».
Владимир Набоков

В спектакле «Истребление тиранов» Марк Розовский поднимает очень важную и актуальную на сегодняшний день тему. Напоминание всем ныне живущим о беде, которая может исподволь проникнуть в сознание человека и укорениться там, подкрасться незаметно и завладеть целым народом. Это попытка уберечь нас от небрежной мысли, что «уж нас-то это точно не коснется!». Любой деспот оставляет за собой кровавые следы, боль и несчастье огромного количества семей. Это раны, которые ничем не залечишь. С одной стороны хочется скорее забыть о тяжелых временах. С другой стороны об этом необходимо помнить. Помнить затем, чтобы уберечь от пришествия тирании наших детей. Германия уже 75 лет извиняется перед всем миром и делает это затем, чтобы Гитлер не был забыт, как страшное и реальное зло, которое может вернуться. И нам нельзя забывать об «отце народов» и о его страшных делах. Темные времена легко могут вернуться, как следствие неограниченной власти и желания удержать ее любой ценой. Но, как заметил Марк Григорьевич, «мы не будем показывать пальцем». Важно помнить, что деспотизм возникает из комплексов одной личности и массового оболванивания или пофигизма окружающих.

Спектакль представляет собой ряд сочных колоритных портретов, «оживших теней» прошлого, диктаторов, оставивших страшные кровавые следы в истории человечества, а также героев Пушкина, Чехова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, которые проповедуют деспотизм или несут в себе его черты. Мы наблюдаем моменты их рассвета и падения, а чаще бесславной кончины. Начинается этот парад «людоедов» с Нерона и завершается героем детского стихотворения Корнея Чуковского «Тараканище». В отличие от предшественников, его кончина была быстрой и безболезненной. Он даже не успел ощутить своего низвержения с вершин власти, настолько мгновенно был съеден храбрым воробьём. В этом детском произведении проявлена суть могущества тирании: она кроется в беззаветной вере народа в это самое могущество. Почти всегда тиран — это мыльный пузырь. Как правило, он ничего из себя не представляет, как личность. Более того, какие-то детские комплексы заставляют его постоянно доказывать всем, какой великий человек рядом с ними находится. А поскольку полной уверенности в собственном величии как не было так и нет, это чувство надо всё имя подпитывать новыми порциями насилия.

В этом спектакле простая и ясная идея сопряжена с поэтичностью и изяществом исполнения. Вот свою последнюю трагическую пьесу о собственной смерти разыгрывает «великий артист» Нерон. Едва живой, бомжеватый и больной, но по-прежнему мачо с автоматом — генерал из «Осени патриарха» Маркеса влачит свою жалкую жизнь, пока смерть не настигает его. Верховенский в семейных трусах и одном дырявом носке готовит речь об идеальном общественном устройстве. Его слова как будто написаны не 150 лет назад, а совсем недавно: «Всякий член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Все рабы и в рабстве равны. Первым делом понижаем уровень образования, наук и талантов». Ничего не напоминает?

Марк Розовский назвал постановку «Зрелище на троих». Все роли в спектакле исполняют три высококлассных актера: заслуженный артист России Юрий Голубцов, Владимир Давиденко и Валерий Толков. Надеюсь, на меня не обидятся другие участники спектакля, если я признаюсь в любви к Юрию Голубцову. Каждое его появление на сцене это праздник сердца! Первый показ спектакля, думаю, не случайно совпал с днем рождения замечательного артиста. В его исполнении неприятные, даже отвратительные типы превратились в звезд сцены: Нерон, Угрюм-Бурчеев, Верховенский. Сколько тонкой иронии! А Унтера Пришибеева зрители запомнят надолго. По выражению режиссера, этот персонаж как нельзя лучше передает образ современного силовика. И, чтобы дать возможность каждому зрителю поближе, лицом к лицу, пообщаться с представителем силовых структур, Унтер Пришибеев спустился в зал. Это общение вылилось в целое представление с участием зрителей. Юрий Голубцов ходил по спинкам кресел, приставал к зрителям, заставлял их вставать, кланяться, произносить какие-то несуразные слова. Актёр продемонстрировал удивительно тонкую работу с залом, импровизировал, на кого-то ругался, потом дарил баранки. В результате ему не отказал никто, хотя вначале далеко не все были готовы к такому интерактивному театру. Его природное обаяние, в какой бы роли он не выступал, сделало свое дело. Зал включился в игру. Это было очень неожиданно и смешно. Получился настоящий бенефис актера!

Большое значение в спектакле играет тонко с юмором подобранный музыкальный ряд. Такого нежного Наполеона, прощающегося со своей карьерой тирана и деспота в сопровождении «Осенних листьев» Ива Монтана, мы еще не видели! Так же, как и монолог Бориса Годунова под «12 разбойников» в исполнении Шаляпина.

Свое название спектакль получил от рассказа Владимира Набокова, в котором автор искал способ истребить тирана в самом себе и нашел его. Низвержение состоялось через смех. Страх и ненависть могут увеличить крошечную букашку до монстра огромных размеров. А смех способен развенчать любую напыщенность и важность, иллюзию величия, сопровождающую каждого тирана. Главное, чтобы росла армия истребителей. Присоединяйтесь! Премьера 21 декабря.

Истребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк РозовскийИстребление тиранов, реж. Марк Розовский

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации